кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Центр социокультурных проблем современного образования», ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (ФНЦ ПМИ) Москва, Российская Федерация
Рябкова Ирина Александровна
Актуальность. Статья посвящена проблеме сравнительного анализа рисунков дошкольников на тему «Моя семья», воспитывающихся в полной или неполной семье. Данная тема крайне актуальна не только по причине роста разводов в России и связанными в связи с этим трудностями воспитания и развития маленьких детей, но и с точки зрения метода сбора данных. Обычно в подобных исследованиях используются опросы родителей и других заботящихся взрослых, в то время как «голос ребенка» остается не учтенным. Цель настоящей работы – исследовать возможности использования детского рисунка для диагностики своеобразия социальной ситуации развития в современной семье и эмоционального самочувствия ребенка в семье.
Методика и ход исследования. В работе использовалась проективная методика «Рисунок семьи» в модификации авторов. В исследовании приняли участие 44 ребенка от 4 лет 9 месяцев до 7 лет, средний возраст 5 лет 10 месяцев; 18 мальчиков и 26 девочек (41% и 59%).
Результаты проведенного исследования позволили подтвердить инвариантность значимости различных параметров детского рисунка на тему «Моя семья» на протяжении последних 25-ти лет. Выявлены три ключевых биполярных фактора оценки детских рисунков семьи: «Структурированные отношения в семье – Доминирование взрослых», «Включенность в структуру семьи – Отстраненность от семьи» и «Одиночество – Позитивная эмоциональная связь с отцом».
Выводы. Полученные данные позволяют зафиксировать особенности эмоционального самочувствия современных мальчиков и девочек, воспитывающихся в полных и неполных семьях. Во-первых, в рисунках девочек отчетливо проявляется позитивное эмоциональное самочувствие, идентификация с матерью и ориентация на традиционные полоролевые отношения в семье, в то время как рисунки мальчиков отличает доминирование родительской позиции взрослых и идентификация ребенка с семьей как особой социальной группой. Во-вторых, эмоциональное самочувствие детей из неполных семей явно хуже, чем у детей из полных семей, причем в наиболее сложной социальной ситуации развития оказываются мальчики из неполных семей.
Актуальность (контекст) тематики статьи. Тенденция развития дружественности городской среды к детям привела к появлению игровых зон в местах, не предназначенных специально для детей: поликлиниках, кафе, торговых центрах и т.д. Организация таких мест требует изучения детского поведения и обращения к опыту использования игрового оборудования и материалов. В статье рассмотрено детское пространство на железнодорожных вокзалах города Москвы и в нескольких поездах.
Цель исследования – выделить принципы организации игровой среды в поездках: на вокзалах, в аэропортах, в поездах.
Описание хода исследования. На основе ранее разработанных критериев экспертизы игр и игрушек, а также оценки предметно-пространственной среды были проанализированы пространства и материалы для детей в поездках: игровые зоны на вокзалах, в поездах, аэропортах, игровые комплекты, предлагаемые в поездах. На основании полученных данных были предложены принципы организации пространства с учетом особых условий в поездках (большое количество людей, движение, нахождение детей разного возраста и другие особенности).
Результаты исследования. Изучение игровых площадок на вокзалах показало их слабую приспособленность к возрастным особенностям: площадки представляют собой кальку типовых уличных площадок, включают одинаковое оборудование, рассчитанное на возраст от 2 до 5 лет, не дифференцированы на зоны активности. Детские пространства очень различаются в поездах. Обычно они более-менее приспособлены для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, при этом сюжетная игра и двигательная активность игнорируются. Игровые комплекты, которые предлагаются в поездах, однообразны, слабо дифференцированы по возрасту и требуют существенной переработки. Проведенный анализ позволил выделить 3 ключевых принципа организации детского пространства в поездках. Создавая детское пространство, необходимо учитывать особенности места (длительность пребывания, вместимость и проходимость места и др.). Также важно ориентироваться на особенности возраста и помнить о том, что взрослый является обязательным спутником ребенка в путешествиях.
Заключение. Настоящее исследование может служить в качестве опоры для более развернутого и масштабного изучения вопроса детских пространств, а также в качестве общего ориентира для оценки и проектирования таких пространств.