Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Собкин В.C., Рябкова И.А., Созинова И.В. Эмоциональное самочувствие ребенка-дошкольника в семье (по материалам психологического анализа детских рисунков)

    Собкин В.C., Рябкова И.А., Созинова И.В. Эмоциональное самочувствие ребенка-дошкольника в семье (по материалам психологического анализа детских рисунков)

    Собкин В.C., Рябкова И.А., Созинова И.В. Эмоциональное самочувствие ребенка-дошкольника в семье  (по материалам психологического анализа детских рисунков)
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 02.12.2023
    Принята к публикации: 12.01.2024
    Дата публикации в журнале: 16.02.2024
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-1121-4-18
    Ключевые слова: дошкольники семейные отношения детские рисунки рисунок «Моя семья» дети из неполных семей гендерные различия у дошкольников благополучие дошкольника
    Для цитирования статьи:
    Собкин, В.C., Рябкова, И.А., Созинова, И.В. (2024). Эмоциональное самочувствие ребенка-дошкольника в семье (по материалам психологического анализа детских рисунков). Современ­ное дошкольное образование, 121(1), 4–18. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-4-18

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2024. - №1
    Собкин Владимир Самуилович
    доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий лабораторией «Центр социокультурных проблем современного образования», ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (ФНЦ ПМИ) (Москва, Россия)

    Рябкова Ирина Александровна
    кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Центр социокультурных проблем современного образования», ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (ФНЦ ПМИ) Москва, Российская Федерация

    Созинова Ирина Владимировна
    магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование», руководитель детского сада «SmartTeam», Красногорск, Российская Федерация

    Аннотация

    Актуальность. Статья посвящена проблеме сравнительного анализа рисунков дошкольников на тему «Моя семья», воспитывающихся в полной или неполной семье. Данная тема крайне актуальна не только по причине роста разводов в России и связанными в связи с этим трудностями воспитания и развития маленьких детей, но и с точки зрения метода сбора данных. Обычно в подобных исследованиях используются опросы родителей и других заботящихся взрослых, в то время как «голос ребенка» остается не учтенным. Цель настоящей работы – исследовать возможности использования детского рисунка для диагностики своеобразия социальной ситуации развития в современной семье и эмоционального самочувствия ребенка в семье.

    Методика и ход исследования. В работе использовалась проективная методика «Рисунок семьи» в модификации авторов. В исследовании приняли участие 44 ребенка от 4 лет 9 месяцев до 7 лет, средний возраст 5 лет 10 месяцев; 18 мальчиков и 26 девочек (41% и 59%).

    Результаты проведенного исследования позволили подтвердить инвариантность значимости различных параметров детского рисунка на тему «Моя семья» на протяжении последних 25-ти лет. Выявлены три ключевых биполярных фактора оценки детских рисунков семьи: «Структурированные отношения в семье – Доминирование взрослых», «Включенность в структуру семьи – Отстраненность от семьи» и «Одиночество – Позитивная эмоциональная связь с отцом».

    Выводы. Полученные данные позволяют зафиксировать особенности эмоционального самочувствия современных мальчиков и девочек, воспитывающихся в полных и неполных семьях. Во-первых, в рисунках девочек отчетливо проявляется позитивное эмоциональное самочувствие, идентификация с матерью и ориентация на традиционные полоролевые отношения в семье, в то время как рисунки мальчиков отличает доминирование родительской позиции взрослых и идентификация ребенка с семьей как особой социальной группой. Во-вторых, эмоциональное самочувствие детей из неполных семей явно хуже, чем у детей из полных семей, причем в наиболее сложной социальной ситуации развития оказываются мальчики из неполных семей.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 160 с.

    Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл; Эксмо, 2005. – 512 с.

    Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Пер. с англ. Е. Фатюшиной. – 4-е изд. – М.: Апрель Пресс; Психотерапия, 2012. – 256 с.

    Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. – Т. I. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 318 с.

    Маховер, К. Проективный рисунок человека. – М.: Смысл, 2020. – 158 с.

    Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Истоки и специфика детского художественного творчества. – М.: Навигатор, 2014.

    Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Художник в ребенке // Национальный психологический журнал. – 2022. – №3 (47). – С. 26–34. DOI: 10.11621/npj.2022.0304

    Обухова, Л.Ф., Чухонцева, А.А. Культурно-исторический и когнитивный подходы к пониманию истоков развития письменной речи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2013. – Т. 5. – №5. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n5/Obukhova_Chukhontzeva

    Сакулина, Н.Н. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка-дошкольника // Сенсорное воспитание дошкольников. – М., 1963.

    Смирнова, Е.О., Собкин, В.С., Асадулина, О.Э., Новаковская, А.А. Специфика эмоционально личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков) [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. – 1999. – №6. – С. 18–28. – URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=109690

    Собкин, В.С. Еврейский детский сад в России: Проблемы, противоречия, перспективы: По материалам соц.-психол. исслед. / В. С. Собкин, Е. К. Эльяшевич, Е. М. Марич; Рос. акад. образования. Центр социологии образования [и др.]. – М.: Центр социологии образования РАО, 2001.

    Собкин, В.С., Марич, Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст // Труды по социологии образования. – Т. 7. – Вып. 12. – М.: Центр социологии образования РАО, 2002. – 247 с.

    Трифонова, Е.В. Режиссерские игры дошкольников. Часть 2. Диагностическая методика «Звездный мальчик». – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 192 с.

    Фомина, Н.Н. Изучение детского рисунка как явления художественной культуры // Национальный психологический журнал. – 2023. – №3. – С.156‒165. DOI: 10.11621/npj.2023.0315

    Ширн, Ч., Расселл, К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-родительских взаимоотношений // Проективная психология. – М., 2000.

    Baird, S., Seager, J., Panlilio, R., Smith, S., Wydick, B. (2022). Identifying psychological trauma among Syrian refugee children for early intervention: Analyzing digitized drawings using machine learning. Journal of Development Economics, 156 (102822). https://doi.org/10.1016/j.jdeveco.2022.102822

    Lee, S. (2023). Effect of age, temperament, and drawing activity on the suggestibility of children. Curr Psychol. https://doi.org/10.1007/s12144-023-04308-7

    Mateos, A., Balsells, M.À., Fuentes-Peláez, N., José Rodrigo, M. (2021) Listening to children: Evaluation of a positive parenting programme through art-based research. Children & Society, 35 (2). https://doi.org/10.1111/chso.12439

    Moula, Z. , Walshe, N., Lee, E. (2021). Making Nature Explicit in Children’s Drawings of Wellbeing and Happy Spaces. Child Indicators Research, 14, 1653–1675.

    Strauss, M. (2021). Understanding Children’s Drawings: Tracing the Path of Incarnation. Rudolf Steiner Press, 96.

    Yim, J., Lee, S., Kim, K., Yu, Y. (2021). Application of object detection algorithm for psychological analysis of children’s drawing. Journal of the Korea Industrial Information Systems Research, 26 (5), 1-9.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью