кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи Института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)
Калабина Инна Александровна
Введение. В статье представлены результаты анализа этапов становления системы подготовки педагогов дошкольного образования в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. Цель проведенного анализа – выявление исторических этапов и отличительных черт Петербургской модели подготовки педагога дошкольного образования, от периода существования Педагогического института дошкольного образования до современного этапа модернизации педагогического образования в России.
Методологической основой исследования стали системный и контекстный подходы, актуальное научное знание о профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, возможностях высшего образования в подготовке педагога дошкольного образования в разные исторические периоды в течение 1918–2018 гг. Методами исследования выступили работа с архивными документами (учебными планами, протоколами заседаний кафедр), историко-ретроспективный и теоретический анализ нормативных документов разных лет и исследований по проблеме, выделение этапов становления Петербургской модели подготовки педагога дошкольного образования.
Результатом исследования явилось описание четырех этапов становления Петербургской модели подготовки педагога дошкольного образования в условиях высшего образования, включающее: этап подготовки в условиях функционирования Педагогического института дошкольного образования (1918–1925); этап оформления дошкольной педагогики и методик дошкольного образования как учебных дисциплин и содержательного ядра подготовки педагогов (1926–1992); этап уровневой и вариативной подготовки педагога дошкольного образования (1992–2013); этап разработки новых практико-ориентированных моделей подготовки бакалавров и магистров по профилю «дошкольное образование» (2014 – по сегодняшний день).
Вывод. Проведенное исследование позволяет охарактеризовать сущностные, отличительные черты петербургской модели подготовки педагога дошкольного образования, выделить перспективные направления развития, определить идеологию проектирования новых Примерных образовательных программ подготовки педагогов дошкольного образования.
Обоснование исследования. Повышение финансовой грамотности населения относится к числу приоритетных направлений политики РФ. В Стратегии повышения финансовой грамотности, утвержденной Правительством РФ, в качестве образовательного направления выделена работа с детьми дошкольного возраста. Вместе с тем финансовая грамотность не является единственным основанием для становления финансово грамотного и рационального поведения. В ряде исследований выдвигается тезис о необходимости формирования финансовой культуры личности как более широкого понятия, включающего знания, умения, нравственные и ценностные аспекты. Применительно к детям дошкольного возраста требуется обоснование содержательных аспектов финансовой культуры и факторов, влияющих на ее формирование. В большинстве исследований показана роль семейных факторов и работы в образовательном учреждении, но мало рассматривается влияние детского сообщества и возможностей детской субкультуры.
Описание исследования. Процедура исследования включала беседу с детьми, направленную на изучение финансово-экономических представлений, наличия у детей копилок, коллекций, игр как элементов детской субкультуры, связанных с финансовой культурой дошкольников; решение двух экономических задач; незавершенные истории и кейс, направленные на изучение ценностных ориентиров и финансового поведения. В исследовании приняли участие 52 ребенка старшего дошкольного возраста из различных городов России.
Результаты. В исследовании выявлена связь между предпочитаемыми играми и способами решения финансово-экономических ситуаций детьми, между наличием у детей копилок, опыта накопления и способностью откладывать желания, отличием в принятии финансовых решений.
Заключение. Полученные данные подтверждают предположение о влиянии детской субкультуры как фактора становления финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста. Такие элементы детской субкультуры, как копилки, коллекции и игры на финансово-экономическую тематику, являются доступными средствами формирования и развития у детей финансовой культуры.
Обоснование исследования. Современные исследования подтверждают снижение возраста использования цифровых устройств. К старшему дошкольному возрасту большинство детей имеют опыт использования цифровых устройств в течение нескольких лет. Вовлеченность дошкольников в медиапространство, особенности родительской медиации использования цифровых устройств детьми обусловливают необходимость работы по формированию цифровой компетентности детей дошкольного возраста.
Описание хода исследования. Статья построена на основе обзора современных публикаций (работы исследователей из России, Европы, Австралии, Америки, Японии, Турции и Индонезии с 2006 по 2021 гг.) и эмпирических данных исследования особенностей цифровой компетентности детей старшего дошкольного возраста, проведенного и опубликованного авторами в 2021 году.
Результаты. Дети старшего дошкольного возраста являются активными пользователями различных цифровых устройств, хорошо владеют техническими навыками использования цифровых устройств, но не имеют сформированных представлений об их безопасном и эффективном использовании в повседневной жизни. Основная цель взаимодействия детей с цифровыми устройствами – развлечение. Опыт использования цифровых устройств в целях собственного образования и развития, необходимый для формирования цифровой компетентности, дети могут получать в дошкольных образовательных организациях. Однако на данный момент соответствующие программы, доступные широкому кругу педагогов, отсутствуют. Цифровая компетентность рассматривается как готовность человека эффективно и безопасно применять цифровые технологии в различных сферах жизни. В рамках предложенной структуры и содержания цифровой компетентности для детей старшего дошкольного возраста представлено описание программы по ее формированию, приводится пример занятия.
Заключение. Концепция цифровой компетентности может быть применена к изучению вопросов, связанных с взаимодействием детей старшего дошкольного возраста с цифровой средой. Представленные результаты и материалы помогут педагогам в разработке стратегий обучения дошкольников безопасному взаимодействию с цифровой средой.