Калабина И.А., Прогацкая Т.К. Формирование цифровой компетентности детей старшего дошкольного возраста
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Обоснование исследования. Современные исследования подтверждают снижение возраста использования цифровых устройств. К старшему дошкольному возрасту большинство детей имеют опыт использования цифровых устройств в течение нескольких лет. Вовлеченность дошкольников в медиапространство, особенности родительской медиации использования цифровых устройств детьми обусловливают необходимость работы по формированию цифровой компетентности детей дошкольного возраста.
Описание хода исследования. Статья построена на основе обзора современных публикаций (работы исследователей из России, Европы, Австралии, Америки, Японии, Турции и Индонезии с 2006 по 2021 гг.) и эмпирических данных исследования особенностей цифровой компетентности детей старшего дошкольного возраста, проведенного и опубликованного авторами в 2021 году.
Результаты. Дети старшего дошкольного возраста являются активными пользователями различных цифровых устройств, хорошо владеют техническими навыками использования цифровых устройств, но не имеют сформированных представлений об их безопасном и эффективном использовании в повседневной жизни. Основная цель взаимодействия детей с цифровыми устройствами – развлечение. Опыт использования цифровых устройств в целях собственного образования и развития, необходимый для формирования цифровой компетентности, дети могут получать в дошкольных образовательных организациях. Однако на данный момент соответствующие программы, доступные широкому кругу педагогов, отсутствуют. Цифровая компетентность рассматривается как готовность человека эффективно и безопасно применять цифровые технологии в различных сферах жизни. В рамках предложенной структуры и содержания цифровой компетентности для детей старшего дошкольного возраста представлено описание программы по ее формированию, приводится пример занятия.
Заключение. Концепция цифровой компетентности может быть применена к изучению вопросов, связанных с взаимодействием детей старшего дошкольного возраста с цифровой средой. Представленные результаты и материалы помогут педагогам в разработке стратегий обучения дошкольников безопасному взаимодействию с цифровой средой.
Литература
2. Батенова Ю.В. Психолого-педагогические основы моделирования информационного пространства современного дошкольника. – Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2017.
3. Бесшапошникова Е.Б., Родионова О.К. Использование современных технологий для развития познавательной активности дошкольников: из опыта работы // Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 апреля 2020. – Пенза: Наука и просвещение, 2020. – С. 52–54.
4. Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Чичина Е.А., Алмазова О.В. Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками // Социологические исследования. – 2020. – №6. – С. 82–92. DOI: 10.31857/S013216250009455-3
5. Гордеева Е.О., Кирпичева Е.В. Инновационные технологии в дошкольном образовании: из опыта работы [Электронный ресурс] // Наука и образование. – 2020. – №3(4). URL: http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/2787/2788 (дата обращения: 26.02.21)
6. Короткова А., Верлина Ю., Цай Т., Никитина С., Сосновая С., Хохлова А. Дети. Медиапотребление. 2017. [Электронный ресурс] // Институт современных медиа. – 2018. URL: https://momri.org/wp-content/uploads/2018/08/momri.-deti_mediapotreblenie_2017.pdf (дата обращения: 23.01.21)
7. Крежевских О.В., Михайлова А.И. Цифровые технологии в дошкольном образовании: на пути к демократизации // Педагогическое образование в России. – 2019. – №9. – С. 60–70. DOI: 10.26170/po19-09-08
8. Миннуллина Р.Ф., Абубакирова И.Д., Шарифуллина Л.Р. Роль гаджетов в образовательной среде // Наука сегодня: задачи и пути их решения: материалы международной научно-практической конференции, Вологда, 31 мая 2017 года. – Елабуга: Маркер. – 2017. – С. 144–145.
9. Погожина И.Н., Сергеева М.В., Егорова В.А. Цифровая компетентность и детство – уникальный вызов 21 века (анализ современных исследований) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2019. – №4. – С. 80–106. DOI: 10.11621/vsp.2019.04.80
10. Прогацкая Т.К. Цифровая компетентность ребенка старшего дошкольного возраста: к постановке проблемы // ХIX Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования: доказательный подход в сфере образования: тезисы конференции, Москва, 22–23 октября 2020 года. – М.: ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, 2020. – С. 671–673.
11. Солдатова Г.У., Нестик Т.А. Рассказова Е.И. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. 2-е изд., стер. – М.: Смысл, 2018.
12. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. – 2014. – №2 (14). – С. 27–33. DOI: 10.11621/npj.2014.0204
13. Calvani, A., Cartelli, A., Fini, A., Ranieri, M. (2008). Models and instruments for assessing digital competence at school. Journal of E-learning and Knowledge Society, 4(3), 183–193.
14. Carretero Gomez S., Vuorikari R., Punie Y.
(2017). DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use. Joint Research Centre (European Commission). https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/3c5e7879-308f-11e7-9412-01aa75ed71a1/langua...
15. Chaudron, S., Di Giota, R., Gemo, M. (2018). Young Children (0–8) and Digital Technology, a Qualitative Study across Europe. Joint Research Centre (European Commission). https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC110359
16. Common Sense Media. (2013). Zero to eight: Children’s media use in America. https://www.commonsensemedia.org/research/past-research-reports
17. Cortesi, S., Hasse, A., Lombana-Bermudez, A., Kim, S., & Gasser, U. (2020). Youth and Digital Citizenship+ (Plus): Understanding Skills for a Digital World. Berkman Klein Center for Internet & Society. http://nrs.harvard.edu/urn-3:HUL.InstRepos:42638976
18. Dardanou, M., Unstad, T., Brito, R., Dias, P., Fotakopoulou, O., Sakata, Y., O’Connor, J. (2020). Use of touchscreen technology by 0–3-year-old children: Parents’ practices and perspectives in Norway, Portugal and Japan. Journal of Early Childhood Literacy, 20(3), 551–573. DOI: 10.1177/1468798420938445
19. Engen, T.K, Gixver, T.H., Gupmundsdottir, G.B., Hatlevik, O.E., Mifsud, L.M., Temte, K. (2014). Digital natives: digitally competent? Proceedings of society for information technology & teacher education international conference. Chesapeake, VA: Association for the Advancement of Computing in Education, 2110–2116.
20. European Parliament and Council. (2006). Recommendation of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 on key competences for lifelong learning. Official Journal of the European Union. http://data.europa.eu/eli/reco/2006/962/oj
21. Furman, M., De Angelis, S., Dominguez Prost, E., Taylor, I. (2019). Tablets as an educational tool for enhancing preschool science. International Journal of Early Years Education, 27(1), 6–19. DOI: 10.1080/09669760.2018.1439368
22. Gralczyk, A. (2019). Smartphone and Tablet in the Everyday Life of Preschool Children: Impact and Educational Options in the Opinion of Parents and Teachers of Kindergarten. Social Communication, 5(2) 85–102. DOI:10.2478/sc-2019-0012
23. Ilomäki, L., Paavola, S., Lakkala, M., & Kantosalo, A. (2016). Digital competence – an emergent boundary concept for policy and educational research. Education and Information Technologies, 21(3), 655–679. DOI: 10.1007/s10639-014-9346-4
24. Kalabina, I. A., Progackaya, T. K. (2021). Defining Digital Competence for Older Preschool Children. Psychology in Russia: State of the Art, 14 (4), 169-185. DOI: 10.11621/pir.2021.0411
25. Kolovou, S., Koutsolabrou, I., Lavidas, K., Komis, V., Voulgari, I. (2021). Digital games in early childhood education: greek preschool teachers’ views. Mediterranean Journal of Education, 1(2), 30–36.
26. Konca, A. S., Erden, F. T. (2021). Digital Technology (DT) Usage of Preschool Teachers in Early Childhood Classrooms. Journal of Education and Future, (19), 1–12
27. Larkin, K., Lowrie, T. (2019). The Role and Nature of Digital Technology Use in Preschool STEM. Proceedings of the 42nd annual conference of the Mathematics Education Research Group of Australasia. Adelaide, Australia: Mathematics Education Research Group of Australasia, 69–72.
28. Magnusson, L. O. (2021). Digital technology and the subjects of literacy and mathematics in the preschool atelier. Contemporary Issues in Early Childhood, 0(0), 1–13. DOI: 10.1177/1463949120983485
29. Marklund, L. (2020) Swedish preschool teachers’ experiences from pedagogical use of digital play. Journal of Early Childhood Education Research, 9(1), 171–193. DOI: 10.1080/09575146.2019.1658065
30. Otterborn, A., Schönborn, K., Hultén, M. (2019). Surveying preschool teachers’ use of digital tablets: general and technology education related findings. Int J Technol Des Educ, 29, 717–737. DOI: 10.1007/s10798-018-9469-9
31. Özçakir, B., Konca, A. S., Arikan, N. (2019). Children’s geometric understanding through digital activities: The case of basic geometric shapes. International Journal of Progressive Education, 15(3), 108–122. DOI: 10.29329/ijpe.2019.193.8
32. Papadakis, S., Alexandraki, F., Zaranis, N. (2021). Mobile device use among preschool-aged children in Greece. Educ Inf Technol, 6, 1–34. DOI: 10.1007/s10639-021-10718-6
33. Park, Y. (2019). DQ Global Standards Report 2019: Common Framework for Digital Literacy, Skills and Readiness. DQ Institution. https://www.dqinstitute.org/wp-content/uploads/2019/11/DQGlobalStandardsReport2019.pdf
34. Petersen, P. (2018). Beyond borders – digital tablets as a resource for pre-school children’s communication in a minority language. Designs for Learning, 10(1), 88–99. DOI: 10.16993/dfl.87
35. Ralph, R. (2018). Media and Technology in Preschool Classrooms: Manifesting Prosocial Sharing Behaviours When Using iPads. Technology, Knowledge and Learning, 23(2), 199–221. DOI: 10.1007/s10758-017-9342-z
36. Ralph, R., Petrina, S. (2018). Social Learning with Mobile Devices in Preschool Classrooms. European Journal of STEM Education, 3(3), 12. DOI: 10.20897/ejsteme/3872
37. Swedish National Agency for Education. (2019). Curriculum for the Preschool: Lpfo 18. Skolverket. https://www.skolverket.se/getFile?file=4049
38. United Nations International Children’s Emergency Fund. (2017). The State of the World’s Children 2017: Children in a Digital World. https://www.unicef.org/media/48601/file
39. United Nations Committee on the Rights of the Child. (2021). Convention on the Rights of the Child. General comment No. 25 on children’s rights in relation to the digital environment. https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CRC/C/GC/25&a...
40. Zulkifli, N., Novianti, R., Garzia, M. (2021). The Role of Preschool in Using Gadgets for Digital Natives Generation. Jurnal Pendidikan Usia Dini, 15(2), 221-238. DOI: 10.21009/JPUD.152.02
- Комментарии