Калабина И.А., Виногорова В.Н. Детская субкультура как фактор формирования финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Обоснование исследования. Повышение финансовой грамотности населения относится к числу приоритетных направлений политики РФ. В Стратегии повышения финансовой грамотности, утвержденной Правительством РФ, в качестве образовательного направления выделена работа с детьми дошкольного возраста. Вместе с тем финансовая грамотность не является единственным основанием для становления финансово грамотного и рационального поведения. В ряде исследований выдвигается тезис о необходимости формирования финансовой культуры личности как более широкого понятия, включающего знания, умения, нравственные и ценностные аспекты. Применительно к детям дошкольного возраста требуется обоснование содержательных аспектов финансовой культуры и факторов, влияющих на ее формирование. В большинстве исследований показана роль семейных факторов и работы в образовательном учреждении, но мало рассматривается влияние детского сообщества и возможностей детской субкультуры.
Описание исследования. Процедура исследования включала беседу с детьми, направленную на изучение финансово-экономических представлений, наличия у детей копилок, коллекций, игр как элементов детской субкультуры, связанных с финансовой культурой дошкольников; решение двух экономических задач; незавершенные истории и кейс, направленные на изучение ценностных ориентиров и финансового поведения. В исследовании приняли участие 52 ребенка старшего дошкольного возраста из различных городов России.
Результаты. В исследовании выявлена связь между предпочитаемыми играми и способами решения финансово-экономических ситуаций детьми, между наличием у детей копилок, опыта накопления и способностью откладывать желания, отличием в принятии финансовых решений.
Заключение. Полученные данные подтверждают предположение о влиянии детской субкультуры как фактора становления финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста. Такие элементы детской субкультуры, как копилки, коллекции и игры на финансово-экономическую тематику, являются доступными средствами формирования и развития у детей финансовой культуры.
Литература
М.: ИНФРА-М, 2021.
2. Аймалетдинов Т.А. Роль муниципальной информационной среды в формировании финансовой культуры современной семьи // II Всероссийский социологический конгресс «Социология в XXI веке». К 50-летию учреждения первой отечественной социологической ассоциации (ССА) и 40-летию создания первого академического института социологии (ИКСИ АН СССР – ИС РАН). – 2008. – С. 36–38.
3. Аменд А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников: методические рекомендации. – Челябинск: Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 1988.
4. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2000.
5. Жилина Ж.А. Дети и экономика. Результаты исследования экономической социализации дошкольников // Психология в экономике и управлении. – 2009. – №1. – С. 76–84.
6. Колосов А.В. Развитие экономической культуры населения в условиях экономического кризиса // Ученые записки РГСУ. – 2011. – С. 73–77.
7. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. – М.: Сфера,2002.
8. Левчук З.К. Нравственно-экономическое воспитание дошкольников и перспективы//Актуальные проблемы теории и истории педагогики. – Витебск, 2006. – C. 158–161.
9. Малолетнев А. Слово о «культуре». URL: https://raex-a.ru/editions/article124 (дата обращения 20.05.2022).
10. Мануйленко В.В., Лубанец О.В., Конарева Ю.И., Старовойтова Я.Ю. Формирование методологии науки на основе исследования взаимосвязи между понятиями «наука», «финансовая наука», «культура», «финансовая культура» // Инновации и инвестиции. – 2020. – №1. – С. 31–34.
11. Николаева Е.И., Вергунов Е.Г. Что такое «executive functions» и их развитие в онтогенезе // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2017. – Т.10. – №2. – C. 62–81.
12. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2019.
13. Силина С.Н., Ступин В.Ю. От финансовой грамотности к финансовой культуре // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. – 2017. – №4. – С. 71–79.
14. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. – М.: Детство-Пресс, 2008.
15. Стахович Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений. – 2-е изд.– М.: Вита-Пресс, 2019.
16. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. URL: http://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
17. Фатихов А.И., Насибуллин Р.Т. Проблемы формирования финансовой культуры населения России сквозь призму социологических исследований // Вестник ТОГУ. – 2010. – №2. – C. 235–244.
18. Шатова А.Д. Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5–7 лет. – М.: Вентана-Граф, 2015.
19. Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы // Дошкольное воспитание. – №2. – 2018. – С. 22–26.
20. Экономика для дошкольников: Сборник дидактических игр по развитию экономических представлений детей дошкольного возраста / Авт.-сост. В.А. Панфилова. – Армавир: РИО АГПУ, 2018.
21. Atkinson A., Messy F.-A. (2015). Measuring Financial Literacy: Results of the OECD / International Network on Financial Education (INFE) Pilot Study. OECD Working Papers on Finance, Insurance and Private Pensions, No. 15, OECD Publishing http://dx.doi.org/10.1787/5k9csfs90fr4-en
22. Smith, C. E., Echelbarger, M., Gelman, S. A., & Rick, S. I. (2018). Spendthrifts and Tightwads in Childhood: Feelings about Spending Predict Children’s Financial Decision-Making. Journal of behavioral decision making, 31(3), 446–460. https://doi.org/10.1002/bdm.2071
23. Csiszárik-Kocsir A., Varga J., Fodor M. (2016). The value-based analysis of the financial culture. The Journal of MacroTrends in Social Science, 2(1), 89-100.
24. Danes S. (1994). Parental Perceptions of Children’s Financial Socialization. Journal of Financial Counseling and Planning, 5, 127–146.
25. Deckers T., Falk A., Kosse F., Pinger P., Schildberg-Hörisch H. (2017). Socio-Economic Status and Inequalities in Children’s IQ and Economic Preferences, IZA Discussion Papers, No. 11158, Institute of Labor Economics (IZA), Bonn.
26. Drever A., Odders-White E., Kalish C., Else-Quest N, Hoagland E., Nelms E. (2015). Foundations of Financial Well-Being: Insights into the Role of Executive Function, Financial Socialization, and Experience-Based Learning in Childhood and Youth. The Journal of Consumer Affairs, 13–38. https://doi.org/10.1111/joca.12068
27. Gray P. (2016, October 31). The Culture of Childhood: We’ve Almost Destroyed It. Psychology today. Retrieved from https://www.psychologytoday.com/us/blog/freedom-learn/201610/the-culture-childhood-we-ve-almost-dest...
28. Soward K.W. (2006). Resilience and Self-Control in At-Risk Preschool Children: Influences of Maternal Parenting Style and Self-Control. PHD, Fielding Graduate University.
29. Tang N. (2016). Like Father Like Son: How Does Parents’ Financial Behavior Affect Their Children’s Financial Behavior? The journal of consumer affairs, 51(2), 284-311. http://dx.doi.org/10.1111/joca.12122
- Комментарии