Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Калабина И.А., Виногорова В.Н. Детская субкультура как фактор формирования финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста

    Калабина И.А., Виногорова В.Н. Детская субкультура как фактор формирования финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста

    Калабина И.А., Виногорова В.Н.  Детская субкультура как фактор формирования финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-22-31
    Ключевые слова: детская субкультура коллекционирование копилка старший дошкольный возраст финансовая культура
    Для цитирования статьи:
    Калабина И.А., Виногорова В.Н. Детская субкультура как фактор формирования финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста // Современ­ное дошкольное образование. – 2022. – №4(112). – С. 22–31. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-22-31

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2022. - №4
    Калабина Инна Александровна
    кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи Института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)

    Виногорова Виктория Николаевна
    магистрант Института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)

    Аннотация

    Обоснование исследования. Повышение финансовой грамотности населения относится к числу приоритетных направлений политики РФ. В Стратегии повышения финансовой грамотности, утвержденной Правительством РФ, в качестве образовательного направления выделена работа с детьми дошкольного возраста. Вместе с тем финансовая грамотность не является единственным основанием для становления финансово грамотного и рационального поведения. В ряде исследований выдвигается тезис о необходимости формирования финансовой культуры личности как более широкого понятия, включающего знания, умения, нравственные и ценностные аспекты. Применительно к детям дошкольного возраста требуется обоснование содержательных аспектов финансовой культуры и факторов, влияющих на ее формирование. В большинстве исследований показана роль семейных факторов и работы в образовательном учреждении, но мало рассматривается влияние детского сообщества и возможностей детской субкультуры.

    Описание исследования. Процедура исследования включала беседу с детьми, направленную на изучение финансово-экономических представлений, наличия у детей копилок, коллекций, игр как элементов детской субкультуры, связанных с финансовой культурой дошкольников; решение двух экономических задач; незавершенные истории и кейс, направленные на изучение ценностных ориентиров и финансового поведения. В исследовании приняли участие 52 ребенка старшего дошкольного возраста из различных городов России.

    Результаты. В исследовании выявлена связь между предпочитаемыми играми и способами решения финансово-экономических ситуаций детьми, между наличием у детей копилок, опыта накопления и способностью откладывать желания, отличием в принятии финансовых решений.

    Заключение. Полученные данные подтверждают предположение о влиянии детской субкультуры как фактора становления финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста. Такие элементы детской субкультуры, как копилки, коллекции и игры на финансово-экономическую тематику, являются доступными средствами формирования и развития у детей финансовой культуры.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. –
    М.: ИНФРА-М, 2021.
    2. Аймалетдинов Т.А. Роль муниципальной информационной среды в формировании финансовой культуры современной семьи // II Всероссийский социологический конгресс «Социология в XXI веке». К 50-летию учреждения первой отечественной социологической ассоциации (ССА) и 40-летию создания первого академического института социологии (ИКСИ АН СССР – ИС РАН). – 2008. – С. 36–38.
    3. Аменд А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников: методические рекомендации. – Челябинск: Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 1988.
    4. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2000.
    5. Жилина Ж.А. Дети и экономика. Резуль­таты исследования экономической социализации дошкольников // Психология в экономике и управлении. – 2009. – №1. – С. 76–84.
    6. Колосов А.В. Развитие экономической культуры населения в условиях экономического кризиса // Ученые записки РГСУ. – 2011. – С. 73–77.
    7. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. – М.: Сфера,2002.
    8. Левчук З.К. Нравственно-экономиче­ское воспитание дошкольников и перспективы//Актуальные проблемы теории и истории педагогики. – Витебск, 2006. – C. 158–161.
    9. Малолетнев А. Слово о «культуре». URL: https://raex-a.ru/editions/article124 (дата обращения 20.05.2022).
    10. Мануйленко В.В., Лубанец О.В., Конарева Ю.И., Старовойтова Я.Ю. Формирование методологии науки на основе исследования взаимосвязи между понятиями «наука», «финансовая наука», «культура», «финансовая культура» // Инновации и инвестиции. – 2020. – №1. – С. 31–34.
    11. Николаева Е.И., Вергунов Е.Г. Что такое «executive functions» и их развитие в онтогенезе // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2017. – Т.10. – №2. – C. 62–81.
    12. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2019.
    13. Силина С.Н., Ступин В.Ю. От финансовой грамотности к финансовой культуре // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. – 2017. – №4. – С. 71–79.
    14. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. – М.: Детство-Пресс, 2008.
    15. Стахович Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений. – 2-е изд.– М.: Вита-Пресс, 2019.
    16. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. URL: http://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
    17. Фатихов А.И., Насибуллин Р.Т. Проблемы формирования финансовой культуры населения России сквозь призму социологических исследований // Вестник ТОГУ. – 2010. – №2. – C. 235–244.
    18. Шатова А.Д. Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5–7 лет. – М.: Вентана-Граф, 2015.
    19. Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы // Дошкольное воспитание. – №2. – 2018. – С. 22–26.
    20. Экономика для дошкольников: Сборник дидактических игр по развитию экономических представлений детей дошкольного возраста / Авт.-сост. В.А. Панфилова. – Армавир: РИО АГПУ, 2018.
    21. Atkinson A., Messy F.-A. (2015). Measuring Financial Literacy: Results of the OECD / International Network on Financial Education (INFE) Pilot Study. OECD Working Papers on Finance, Insurance and Private Pensions, No. 15, OECD Publishing http://dx.doi.org/10.1787/5k9csfs90fr4-en
    22. Smith, C. E., Echelbarger, M., Gelman, S. A., & Rick, S. I. (2018). Spendthrifts and Tightwads in Childhood: Feelings about Spending Predict Children’s Financial Decision-Making. Journal of behavioral decision making, 31(3), 446–460. https://doi.org/10.1002/bdm.2071
    23. Csiszárik-Kocsir A., Varga J., Fodor M. (2016). The value-based analysis of the financial culture. The Journal of MacroTrends in Social Science, 2(1), 89-100.
    24. Danes S. (1994). Parental Perceptions of Children’s Financial Socialization. Journal of Financial Counseling and Planning, 5, 127–146.
    25. Deckers T., Falk A., Kosse F., Pinger P., Schildberg-Hörisch H. (2017). Socio-Economic Status and Inequalities in Children’s IQ and Economic Preferences, IZA Discussion Papers, No. 11158, Institute of Labor Economics (IZA), Bonn.
    26. Drever A., Odders-White E., Kalish C., Else-Quest N, Hoagland E., Nelms E. (2015). Foundations of Financial Well-Being: Insights into the Role of Executive Function, Financial Socialization, and Experience-Based Learning in Childhood and Youth. The Journal of Consumer Affairs, 13–38. https://doi.org/10.1111/joca.12068
    27. Gray P. (2016, October 31). The Culture of Childhood: We’ve Almost Destroyed It. Psychology today. Retrieved from https://www.psychologytoday.com/us/blog/freedom-learn/201610/the-culture-childhood-we-ve-almost-dest...
    28. Soward K.W. (2006). Resilience and Self-Control in At-Risk Preschool Children: Influences of Maternal Parenting Style and Self-Control. PHD, Fielding Graduate University.
    29. Tang N. (2016). Like Father Like Son: How Does Parents’ Financial Behavior Affect Their Children’s Financial Behavior? The journal of consumer affairs, 51(2), 284-311. http://dx.doi.org/10.1111/joca.12122
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью