Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Брофман В.В., Мастеров Б.М., Текоева З.С. Терапия развитием: опосредствование и окно детских возможностей

    Брофман В.В., Мастеров Б.М., Текоева З.С. Терапия развитием: опосредствование и окно детских возможностей

    Брофман В.В., Мастеров Б.М., Текоева З.С. Терапия развитием: опосредствование и окно детских возможностей
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-32-49
    Ключевые слова: психотерапия психология развития гуманистическая психология терапия развитием коррекция опосредствование наглядное моделирование авторский символ
    Для цитирования статьи:
    Брофман В.В., Мастеров Б.М., Текоева З.С. Терапия развитием: опосредствование и окно детских возможностей // Современное дошкольное образование. – 2022. – №4(112). – С. 32–49. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-32-49

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2022. - №4
    Брофман Вера Владимировна
    кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МГПУ; научный руководитель Центра развития и коррекции для дошкольников и младших школьников «Чеширский Кот»; научный руководитель международного проекта «Архитектурная школа папы Карло для дошкольников» (Москва, Россия)

    Мастеров Борис Михайлович
    кандидат психологических наук, доцент, преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук (Москва, Россия)

    Текоева Залина Сергеевна
    начальник отдела усыновления Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания (Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания)

    Аннотация

    Актуальность. Статья посвящена поиску возможностей, которые предоставляются ребенку в современном детстве. Дело в том, что современное детство, с одной стороны, предоставляет детям чрезвычайные возможности для развития, такие, как использование цифровых устройств для реализации различных идей, освоение различных сторон культуры не только по книгам, но и при непосредственном знакомстве с оригиналами культурных образцов в различных музеях разных стран. Но с другой стороны, широкие возможности, связанные с путешествиями и знакомством с современными достижениями науки и техники, одновременно порождают и ситуации неопределенности, в которых оказываются дети: например, такие, как пандемия. Перед обществом встает задача осознания тех изменений, с которыми сталкивается человечество. Полеты в космос, процессы роботизации, появление искусственного интеллекта и т.д. ставят по-новому проблему обучения. Ребенок и взрослый все чаще оказываются в ситуации неопределенности.

    Цель. Показать возможности терапии развитием с позиции психологии развития и психотерапии на разных группах детей.

    Описание хода исследования. Исследование проводилось на группе детей, переживших теракт в дошкольном и младшем школьном возрасте (г.Беслан, 2004 г. – 40 детей), и детей, оказавшихся в ситуации эмоционального неблагополучия и стресса во время пандемии (2020–2021 гг. – 20 детей). Были проведены групповые и индивидуальные занятия в офлайн- и онлайн-формате.

    Результаты. Возникает совершенно особая задача восстановления нормального хода психического развития тех детей, которые пережили необычные ситуации, связанные с экзистенциальными переживаниями. Возможности встречи с негативными ситуациями рождают страх будущего, который тормозит детское развитие и ограничивает горизонт становления личности современного человека. Исследования показывают, что методы, направленные на развитие детей в определенных условиях, могут достигать устойчивого психотерапевтического эффекта и эмоциональной гармонизации и использоваться для работы, в том числе со страхами. Было показано, что такие средства, как наглядные модели и авторский символ, могут быть использованы для развития и психотерапии, что и является терапией развитием в условиях непредсказуемости будущего и неопределенности.

    Заключение. Адаптация к вызовам времени становится одной из важных задач поддержки развития современного ребенка. Одной из форм такой поддержки является психотерапия развитием, теоретические основания которой изложены в предлагаемой статье.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? – М., 1993.
    2. Брофман В.В. Архитектурная школа имени папы Карло. – М.: Линка-пресс, 2001.
    3. Брофман В.В. Усилие жить, или возвращение домой (Опыт работы в Беслане: диалоги, размышления, рекомендации – четыре года спустя) // Беслан: 5 лет вместе: сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Отв.ред. А.В. Печников. – М.: Агава, 2009.
    4. Брофман В.В., Неустроева Е.А. Выра­зи­тельная пластика (методический материал) // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Отв. ред. А.В. Печников. – М., 2009.
    5. Буклет выставки картин «Возвращая будущее», 2007.
    6. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). –
    М., 1984.
    7. Венгер А.Л. Клиническая психология развития: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – М., 2019.
    8. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М., 2005.
    9. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.: Просвещение/Дрофа, 2010.
    10. Жарова Т.В. Особенности развития творческих способностей дошкольников и младших школьников в условиях освоения символических средств художественной аппликации. Дисс. ... канд. психол. наук. – М., 2006.
    11. Климакова Ю.В. Психологические условия изменения отношения младших школьников к «страху ошибки». Дисс. ... канд. психол. наук. – М., 2000.
    12. Мастеров Б.М. Хронотоп травмы и пути социально-психологической реабилитации // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Отв. ред. А.В. Печников. – М., 2009. – С. 43–52.
    13. Морозова Е.И., Венгер А.Л., Морозов В.А. Психологическая реабилитация детей и подростков – жертв террористического акта в Беслане // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Отв. ред. А.В. Печников. – М.: 2009. – С. 115–132.
    14. Неустроева Е.А. Особенности развития творческих способностей в условиях освоения детьми символических средств выразительной пластики: дошкольный и младший школьный возраст. Дисс. ... канд. психол. наук. – М., 2014.
    15. Пинкер С. Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше / Перевод: Г. Бородина,
    С. Кузнецова. – М., 2021.
    16. Селиванова Т.А. Психологические условия гармонизации переживаний ребенка: в художественно-творческой деятельности дошкольников и младших школьников. Дисс. ... канд. психол. наук. – М., 2005.
    17. Текаева М.Х. Феномены ПТСР у детей младших школьников в условиях массовой травмы (теракт 1 сентября 2004 года в г. Беслан Северная Осетия): дис. магистра психологии. – М.: МВШСЭН, 2014.
    18. Текоева З.С. Динамика развития эмоционального фона у детей с посттравматическим стрессовым расстройством // Начальная школа. – 2017в. – №6. – С. 21–26.
    19. Текоева З.С. Особенности проявления страха у детей, побывавших в заложниках у террористов // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Под ред. А.В. Печникова. – М.: КАФ, 2009. – С. 144–146.
    20. Текоева З.С. Особенности эмоционально-личностного развития детей с ПТСР (лонгитюдное исследование детей г. Беслан 2005–2015 гг.) // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017а. – №7. – С. 38–45.
    21. Текоева З.С. Страх и отношение к страху у детей с ПТСР в условиях массовой травмы на материале лонгитюдного исследования бесланского кейса (младший школьный и подростковый возраст) // Общество: социология, психология, педагогика. –2017б. – №5.
    22. Gaelynn P. (2016). Wolf Bordonaro. International Art Therapy // The Wiley Handbook of Art Therapy. 675-676.
    23. Kassen G. (2018). Application of art methods in the system of art services in Kazakhstan // Journal of Educational Sciences. No 4 (57).
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью