Брофман В.В., Мастеров Б.М., Текоева З.С. Терапия развитием: опосредствование и окно детских возможностей
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24412/1997-9657-2022-4112-32-49
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Брофман В.В., Мастеров Б.М., Текоева З.С. Терапия развитием: опосредствование и окно детских возможностей // Современное дошкольное образование. – 2022. – №4(112). – С. 32–49. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-32-49
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Статья посвящена поиску возможностей, которые предоставляются ребенку в современном детстве. Дело в том, что современное детство, с одной стороны, предоставляет детям чрезвычайные возможности для развития, такие, как использование цифровых устройств для реализации различных идей, освоение различных сторон культуры не только по книгам, но и при непосредственном знакомстве с оригиналами культурных образцов в различных музеях разных стран. Но с другой стороны, широкие возможности, связанные с путешествиями и знакомством с современными достижениями науки и техники, одновременно порождают и ситуации неопределенности, в которых оказываются дети: например, такие, как пандемия. Перед обществом встает задача осознания тех изменений, с которыми сталкивается человечество. Полеты в космос, процессы роботизации, появление искусственного интеллекта и т.д. ставят по-новому проблему обучения. Ребенок и взрослый все чаще оказываются в ситуации неопределенности.
Цель. Показать возможности терапии развитием с позиции психологии развития и психотерапии на разных группах детей.
Описание хода исследования. Исследование проводилось на группе детей, переживших теракт в дошкольном и младшем школьном возрасте (г.Беслан, 2004 г. – 40 детей), и детей, оказавшихся в ситуации эмоционального неблагополучия и стресса во время пандемии (2020–2021 гг. – 20 детей). Были проведены групповые и индивидуальные занятия в офлайн- и онлайн-формате.
Результаты. Возникает совершенно особая задача восстановления нормального хода психического развития тех детей, которые пережили необычные ситуации, связанные с экзистенциальными переживаниями. Возможности встречи с негативными ситуациями рождают страх будущего, который тормозит детское развитие и ограничивает горизонт становления личности современного человека. Исследования показывают, что методы, направленные на развитие детей в определенных условиях, могут достигать устойчивого психотерапевтического эффекта и эмоциональной гармонизации и использоваться для работы, в том числе со страхами. Было показано, что такие средства, как наглядные модели и авторский символ, могут быть использованы для развития и психотерапии, что и является терапией развитием в условиях непредсказуемости будущего и неопределенности.
Заключение. Адаптация к вызовам времени становится одной из важных задач поддержки развития современного ребенка. Одной из форм такой поддержки является психотерапия развитием, теоретические основания которой изложены в предлагаемой статье.
Литература
1. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? – М., 1993.
2. Брофман В.В. Архитектурная школа имени папы Карло. – М.: Линка-пресс, 2001.
3. Брофман В.В. Усилие жить, или возвращение домой (Опыт работы в Беслане: диалоги, размышления, рекомендации – четыре года спустя) // Беслан: 5 лет вместе: сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Отв.ред. А.В. Печников. – М.: Агава, 2009.
4. Брофман В.В., Неустроева Е.А. Выразительная пластика (методический материал) // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Отв. ред. А.В. Печников. – М., 2009.
5. Буклет выставки картин «Возвращая будущее», 2007.
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). –
М., 1984.
7. Венгер А.Л. Клиническая психология развития: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – М., 2019.
8. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М., 2005.
9. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.: Просвещение/Дрофа, 2010.
10. Жарова Т.В. Особенности развития творческих способностей дошкольников и младших школьников в условиях освоения символических средств художественной аппликации. Дисс. ... канд. психол. наук. – М., 2006.
11. Климакова Ю.В. Психологические условия изменения отношения младших школьников к «страху ошибки». Дисс. ... канд. психол. наук. – М., 2000.
12. Мастеров Б.М. Хронотоп травмы и пути социально-психологической реабилитации // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Отв. ред. А.В. Печников. – М., 2009. – С. 43–52.
13. Морозова Е.И., Венгер А.Л., Морозов В.А. Психологическая реабилитация детей и подростков – жертв террористического акта в Беслане // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Отв. ред. А.В. Печников. – М.: 2009. – С. 115–132.
14. Неустроева Е.А. Особенности развития творческих способностей в условиях освоения детьми символических средств выразительной пластики: дошкольный и младший школьный возраст. Дисс. ... канд. психол. наук. – М., 2014.
15. Пинкер С. Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше / Перевод: Г. Бородина,
С. Кузнецова. – М., 2021.
16. Селиванова Т.А. Психологические условия гармонизации переживаний ребенка: в художественно-творческой деятельности дошкольников и младших школьников. Дисс. ... канд. психол. наук. – М., 2005.
17. Текаева М.Х. Феномены ПТСР у детей младших школьников в условиях массовой травмы (теракт 1 сентября 2004 года в г. Беслан Северная Осетия): дис. магистра психологии. – М.: МВШСЭН, 2014.
18. Текоева З.С. Динамика развития эмоционального фона у детей с посттравматическим стрессовым расстройством // Начальная школа. – 2017в. – №6. – С. 21–26.
19. Текоева З.С. Особенности проявления страха у детей, побывавших в заложниках у террористов // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Под ред. А.В. Печникова. – М.: КАФ, 2009. – С. 144–146.
20. Текоева З.С. Особенности эмоционально-личностного развития детей с ПТСР (лонгитюдное исследование детей г. Беслан 2005–2015 гг.) // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017а. – №7. – С. 38–45.
21. Текоева З.С. Страх и отношение к страху у детей с ПТСР в условиях массовой травмы на материале лонгитюдного исследования бесланского кейса (младший школьный и подростковый возраст) // Общество: социология, психология, педагогика. –2017б. – №5.
22. Gaelynn P. (2016). Wolf Bordonaro. International Art Therapy // The Wiley Handbook of Art Therapy. 675-676.
23. Kassen G. (2018). Application of art methods in the system of art services in Kazakhstan // Journal of Educational Sciences. No 4 (57).
2. Брофман В.В. Архитектурная школа имени папы Карло. – М.: Линка-пресс, 2001.
3. Брофман В.В. Усилие жить, или возвращение домой (Опыт работы в Беслане: диалоги, размышления, рекомендации – четыре года спустя) // Беслан: 5 лет вместе: сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Отв.ред. А.В. Печников. – М.: Агава, 2009.
4. Брофман В.В., Неустроева Е.А. Выразительная пластика (методический материал) // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Отв. ред. А.В. Печников. – М., 2009.
5. Буклет выставки картин «Возвращая будущее», 2007.
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). –
М., 1984.
7. Венгер А.Л. Клиническая психология развития: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – М., 2019.
8. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М., 2005.
9. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.: Просвещение/Дрофа, 2010.
10. Жарова Т.В. Особенности развития творческих способностей дошкольников и младших школьников в условиях освоения символических средств художественной аппликации. Дисс. ... канд. психол. наук. – М., 2006.
11. Климакова Ю.В. Психологические условия изменения отношения младших школьников к «страху ошибки». Дисс. ... канд. психол. наук. – М., 2000.
12. Мастеров Б.М. Хронотоп травмы и пути социально-психологической реабилитации // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Отв. ред. А.В. Печников. – М., 2009. – С. 43–52.
13. Морозова Е.И., Венгер А.Л., Морозов В.А. Психологическая реабилитация детей и подростков – жертв террористического акта в Беслане // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Отв. ред. А.В. Печников. – М.: 2009. – С. 115–132.
14. Неустроева Е.А. Особенности развития творческих способностей в условиях освоения детьми символических средств выразительной пластики: дошкольный и младший школьный возраст. Дисс. ... канд. психол. наук. – М., 2014.
15. Пинкер С. Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше / Перевод: Г. Бородина,
С. Кузнецова. – М., 2021.
16. Селиванова Т.А. Психологические условия гармонизации переживаний ребенка: в художественно-творческой деятельности дошкольников и младших школьников. Дисс. ... канд. психол. наук. – М., 2005.
17. Текаева М.Х. Феномены ПТСР у детей младших школьников в условиях массовой травмы (теракт 1 сентября 2004 года в г. Беслан Северная Осетия): дис. магистра психологии. – М.: МВШСЭН, 2014.
18. Текоева З.С. Динамика развития эмоционального фона у детей с посттравматическим стрессовым расстройством // Начальная школа. – 2017в. – №6. – С. 21–26.
19. Текоева З.С. Особенности проявления страха у детей, побывавших в заложниках у террористов // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Под ред. А.В. Печникова. – М.: КАФ, 2009. – С. 144–146.
20. Текоева З.С. Особенности эмоционально-личностного развития детей с ПТСР (лонгитюдное исследование детей г. Беслан 2005–2015 гг.) // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017а. – №7. – С. 38–45.
21. Текоева З.С. Страх и отношение к страху у детей с ПТСР в условиях массовой травмы на материале лонгитюдного исследования бесланского кейса (младший школьный и подростковый возраст) // Общество: социология, психология, педагогика. –2017б. – №5.
22. Gaelynn P. (2016). Wolf Bordonaro. International Art Therapy // The Wiley Handbook of Art Therapy. 675-676.
23. Kassen G. (2018). Application of art methods in the system of art services in Kazakhstan // Journal of Educational Sciences. No 4 (57).
- Комментарии
Загрузка комментариев...