начальник отдела усыновления Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания (Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания)
Текоева Залина Сергеевна
Введение. Статья содержит материалы десятилетнего лонгитюдного исследования эмоциональной сферы детей, переживших теракт в дошкольном и младшем школьном возрасте (г.Беслан, 2004 г.). Цель работы – выявление особенностей страхов у детей, получивших психотравму в экстремальной социальной ситуации, связанной с угрозой жизни.
Методы. Методология исследования базируется на подходе Л.С. Выготского к значению социальной ситуации развития ребенка. В методы исследования входили: ежегодный скрининг серией рисуночных тестов, в том числе специально разработанных с учетом специфики данной травмы; экспертная оценка материалов; статистическая обработка данных; сравнительный анализ результатов по возрасту, степени вовлеченности в травматическое событие и временной отдаленности от него.
Результаты. Дается описание массовой травмы, ее особенностей, влияния на социальную ситуацию развития детей, а также воздействия этнокультурных особенностей социума на ее длительность. На большом объеме данных рисуночной диагностики выделена специфика возрастной динамики страхов у детей-«заложников» и детей-«свидетелей». Показано различие страхов детей этих двух групп по содержанию и продолжительности, несмотря на сходство начальной симптоматики. Введены понятия «страх угрозы» и «страх последствий».
Выводы. Феномен «массовой травмы» оказался связан не только с травматическим событием, но и с этнокультурными особенностями социума. Массовая травма изменила характер функционирования социума, его отношение к «страху», повысила его реактивность («страховитость»). При этом отдаленные во времени страхи детей были связаны в большей степени с их общекультурными контекстами, нежели с самим травматическим событием. Показаны различия в специфике страхов у детей-«заложников» и детей-«свидетелей» по содержанию, интенсивности и затуханию во времени. Выявлено, что у заложников более выражен «страх последствий», а у свидетелей – «страх угрозы».
Актуальность. Статья посвящена поиску возможностей, которые предоставляются ребенку в современном детстве. Дело в том, что современное детство, с одной стороны, предоставляет детям чрезвычайные возможности для развития, такие, как использование цифровых устройств для реализации различных идей, освоение различных сторон культуры не только по книгам, но и при непосредственном знакомстве с оригиналами культурных образцов в различных музеях разных стран. Но с другой стороны, широкие возможности, связанные с путешествиями и знакомством с современными достижениями науки и техники, одновременно порождают и ситуации неопределенности, в которых оказываются дети: например, такие, как пандемия. Перед обществом встает задача осознания тех изменений, с которыми сталкивается человечество. Полеты в космос, процессы роботизации, появление искусственного интеллекта и т.д. ставят по-новому проблему обучения. Ребенок и взрослый все чаще оказываются в ситуации неопределенности.
Цель. Показать возможности терапии развитием с позиции психологии развития и психотерапии на разных группах детей.
Описание хода исследования. Исследование проводилось на группе детей, переживших теракт в дошкольном и младшем школьном возрасте (г.Беслан, 2004 г. – 40 детей), и детей, оказавшихся в ситуации эмоционального неблагополучия и стресса во время пандемии (2020–2021 гг. – 20 детей). Были проведены групповые и индивидуальные занятия в офлайн- и онлайн-формате.
Результаты. Возникает совершенно особая задача восстановления нормального хода психического развития тех детей, которые пережили необычные ситуации, связанные с экзистенциальными переживаниями. Возможности встречи с негативными ситуациями рождают страх будущего, который тормозит детское развитие и ограничивает горизонт становления личности современного человека. Исследования показывают, что методы, направленные на развитие детей в определенных условиях, могут достигать устойчивого психотерапевтического эффекта и эмоциональной гармонизации и использоваться для работы, в том числе со страхами. Было показано, что такие средства, как наглядные модели и авторский символ, могут быть использованы для развития и психотерапии, что и является терапией развитием в условиях непредсказуемости будущего и неопределенности.
Заключение. Адаптация к вызовам времени становится одной из важных задач поддержки развития современного ребенка. Одной из форм такой поддержки является психотерапия развитием, теоретические основания которой изложены в предлагаемой статье.