Текоева З.С. Особенности эмоционально-личностного развития детей с ПТСР (лонгитюдное исследование детей г. Беслан 2005–2015 гг.)
Скачать в формате PDF
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Текоева З.С. Особенности эмоционально-личностного развития детей с ПТСР (лонгитюдное исследование детей г. Беслан 2005–2015 гг.) // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №7. – С.38–45.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В работе представлены результаты одной из линий десятилетнего лонгитюдного исследования особенностей влияния ПТСР на эмоциональное развитие детей младшего школьного и подросткового возраста, переживших в 2004 г. теракт при нападении на школу №1 в г. Беслане и прошедших в той или иной степени курс психологической реабилитации. Анализируется различие эмоциональной сферы, в особенности «страхов», у детей, находившихся внутри школы, и детей, косвенно вовлеченных в травмирующее событие. В число испытуемых также входили дети, пережившие теракт в дошкольном возрасте в 2004 г. и составившие группу первоклассников в 2005 г., у которых, как и у детей старшего возраста, наблюдалась вся симптоматика ПТСР. Исследование состояло из ежегодного тестирования серией проективных методик, а также личных наблюдений за развитием детей с ПТСР в ходе психокоррекционной работы, продолжающейся в течение всего периода (2005–2015). Результатом стало углубление понимания особенностей детского ПТСР в условиях массовой травмы, значения степени вовлеченности в травматическое событие и роли социокультурного контекста. Полученные данные могут быть использованы для организации реабилитационной работы с детьми младшего школьного возраста и подростками c ПТСР.
Литература
1. Аникина М.А. Проявление характера образовательного конфликтного взаимодействия в тематических рисунках детей младшего школьного возраста: дисс. канд. психол. наук. –
Красноярск, 2000. – С. 43–58.
2. Брофман В.В. В поиске утерянных смыслов… // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Под ред. А.В. Печникова. – М.: КАФ, 2009. – С. 176–182.
3. Брофман В.В., Мастеров Б.М. Философия «страха» // Вестник РГНФ. – 2002. –
№ 2. – С. 60–77.
4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство в 2 ч. Ч. 1. – М.: Генезис, 2001. – 58 с.
5. Венгер А.Л., Морозова Е.И., Морозов В.А. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях (на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане) // Консультативная психология и психотерапия. – 2006. – №1. – С. 131–159.
6. Демьянов Ю.Г. Динамика переживаний детей, перенесших террористический акт // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Под ред. А.В. Печникова. – М.: КАФ, 2009. – С. 53–56.
7. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 24 с.
8. Изотова М.Х, Сорокин В.М. Эмоциональная сфера детей – жертв теракта // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. – Серия 12. – Вып. 2. – Ч. 1. – С. 21–220.
9. Лаврентьева Т.В. Заметки о первой поездке // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане // Под ред. А.В. Печникова. – М.: КАФ, 2009. – С. 142–143.
10. Климакова Ю.В. Психологические условия изменения младших школьников
к «страху ошибки»: дисс. канд. психол. наук. – М., 2000. – С. 16–28.
11. Мастеров Б.М. Хронотоп травмы и пути социально-психологической реабилитации // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Под ред. А.В. Печникова. – М.: КАФ, 2009. – С. 43–52.
12. Романова Е.С. Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1991. – С. 113–120.
13. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2001. – 21 с.
14. Текаева М.Х. Феномены ПТСР у детей – младших школьников в условиях массовой травмы (теракт 1 сентября 2004 года в г. Беслан Северная Осетия): магист. дисс. – М., 2014. – С. 38–45.
15. Текоева З.С. Особенности страха у детей с ПТСР: младший школьный и подростковый возраст: магист. дисс. – М., 2013. –
С. 30–48.
16. Цуциева Ж.Ч. Психология посттравматического стрессового расстройства у детей –
жертв террористических актов (концепция формирования и коррекция): Автореф. дисс. докт. психол. наук. – СПб., 2010. – С. 4–12.
17. Kagan J. Once more into the Breach / Emotion Review, 2010, № 2. С. 91–99.
18. Foa E.B., Chrestman K.R., Gilboa-Schechtman E. Prolonged Exposure therapy for adolescents with PTSD. Therapist Guide. OXFORD / University Press, 2009, 11–15.
19. Ford J.D., Grasso D.J., Elhai J.D., Courtois Ch. A. Treatment of children and adolescents with PTSD / Posttraumatic Stress Disorder (Second Edition), 2015, 367–411.
Красноярск, 2000. – С. 43–58.
2. Брофман В.В. В поиске утерянных смыслов… // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Под ред. А.В. Печникова. – М.: КАФ, 2009. – С. 176–182.
3. Брофман В.В., Мастеров Б.М. Философия «страха» // Вестник РГНФ. – 2002. –
№ 2. – С. 60–77.
4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство в 2 ч. Ч. 1. – М.: Генезис, 2001. – 58 с.
5. Венгер А.Л., Морозова Е.И., Морозов В.А. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях (на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане) // Консультативная психология и психотерапия. – 2006. – №1. – С. 131–159.
6. Демьянов Ю.Г. Динамика переживаний детей, перенесших террористический акт // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Под ред. А.В. Печникова. – М.: КАФ, 2009. – С. 53–56.
7. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 24 с.
8. Изотова М.Х, Сорокин В.М. Эмоциональная сфера детей – жертв теракта // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. – Серия 12. – Вып. 2. – Ч. 1. – С. 21–220.
9. Лаврентьева Т.В. Заметки о первой поездке // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане // Под ред. А.В. Печникова. – М.: КАФ, 2009. – С. 142–143.
10. Климакова Ю.В. Психологические условия изменения младших школьников
к «страху ошибки»: дисс. канд. психол. наук. – М., 2000. – С. 16–28.
11. Мастеров Б.М. Хронотоп травмы и пути социально-психологической реабилитации // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Под ред. А.В. Печникова. – М.: КАФ, 2009. – С. 43–52.
12. Романова Е.С. Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1991. – С. 113–120.
13. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2001. – 21 с.
14. Текаева М.Х. Феномены ПТСР у детей – младших школьников в условиях массовой травмы (теракт 1 сентября 2004 года в г. Беслан Северная Осетия): магист. дисс. – М., 2014. – С. 38–45.
15. Текоева З.С. Особенности страха у детей с ПТСР: младший школьный и подростковый возраст: магист. дисс. – М., 2013. –
С. 30–48.
16. Цуциева Ж.Ч. Психология посттравматического стрессового расстройства у детей –
жертв террористических актов (концепция формирования и коррекция): Автореф. дисс. докт. психол. наук. – СПб., 2010. – С. 4–12.
17. Kagan J. Once more into the Breach / Emotion Review, 2010, № 2. С. 91–99.
18. Foa E.B., Chrestman K.R., Gilboa-Schechtman E. Prolonged Exposure therapy for adolescents with PTSD. Therapist Guide. OXFORD / University Press, 2009, 11–15.
19. Ford J.D., Grasso D.J., Elhai J.D., Courtois Ch. A. Treatment of children and adolescents with PTSD / Posttraumatic Stress Disorder (Second Edition), 2015, 367–411.
- Комментарии
Загрузка комментариев...