Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Брофман В.В., Мастеров Б.М., Текоева З.С. Место страха в картине детской психотравмы: особенности выражения страха «угрозы» и страха «последствий» в рисунках детей, переживших теракт (лонгитюдное исследование последствий бесланской трагедии)

    Брофман В.В., Мастеров Б.М., Текоева З.С. Место страха в картине детской психотравмы: особенности выражения страха «угрозы» и страха «последствий» в рисунках детей, переживших теракт (лонгитюдное исследование последствий бесланской трагедии)

    Брофман В.В., Мастеров Б.М., Текоева З.С. Место страха в картине детской психотравмы: особенности выражения страха «угрозы» и страха «последствий»  в рисунках детей, переживших теракт (лонгитюдное исследование последствий бесланской трагедии)
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00019
    Ключевые слова: социальная ситуация развития «массовая травма» детская психологическая травма рисуночная диагностика страхов дети «заложники» и «свидетели» «страх угрозы» и «страх последствий»
    Для цитирования статьи:
    Брофман В.В., Мастеров Б.М., Текоева З.С. Место страха в картине детской психотравмы: особенности выражения страха «угрозы» и страха «последствий» в рисунках детей, переживших теракт (лонгитюдное исследование последствий бесланской трагедии) // Современное дошкольное образование. – 2018. – №5(87). – С.26–37. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00019

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2018. - №5
    Брофман Вера Владимировна
    кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МГПУ; научный руководитель Центра развития и коррекции для дошкольников и младших школьников «Чеширский Кот»; научный руководитель международного проекта «Архитектурная школа папы Карло для дошкольников» (Москва, Россия)

    Текоева Залина Сергеевна
    начальник отдела усыновления Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания (Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания)

    Мастеров Борис Михайлович
    кандидат психологических наук, доцент, преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук (Москва, Россия)

    Аннотация

    Введение. Статья содержит материалы десятилетнего лонгитюдного исследования эмоциональной сферы детей, переживших теракт в дошкольном и младшем школьном возрасте (г.Беслан, 2004 г.). Цель работы – выявление особенностей страхов у детей, получивших психотравму в экстремальной социальной ситуации, связанной с угрозой жизни.

    Методы. Методология исследования базируется на подходе Л.С. Выготского к значению социальной ситуации развития ребенка. В методы исследования входили: ежегодный скрининг серией рисуночных тестов, в том числе специально разработанных с учетом специфики данной травмы; экспертная оценка материалов; статистическая обработка данных; сравнительный анализ результатов по возрасту, степени вовлеченности в травматическое событие и временной отдаленности от него.

    Результаты. Дается описание массовой травмы, ее особенностей, влияния на социальную ситуацию развития детей, а также воздействия этнокультурных особенностей социума на ее длительность. На большом объеме данных рисуночной диагностики выделена специфика возрастной динамики страхов у детей-«заложников» и детей-«свидетелей». Показано различие страхов детей этих двух групп по содержанию и продолжительности, несмотря на сходство начальной симптоматики. Введены понятия «страх угрозы» и «страх последствий».

    Выводы. Феномен «массовой травмы» оказался связан не только с травматическим событием, но и с этнокультурными особенностями социума. Массовая травма изменила характер функционирования социума, его отношение к «страху», повысила его реактивность («страховитость»). При этом отдаленные во времени страхи детей были связаны в большей степени с их общекультурными контекстами, нежели с самим травматическим событием. Показаны различия в специфике страхов у детей-«заложников» и детей-«свидетелей» по содержанию, интенсивности и затуханию во времени. Выявлено, что у заложников более выражен «страх последствий», а у свидетелей – «страх угрозы».

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Багаева Ф.В. Влияние культурального фактора на мотивацию принятия помощи пострадавшим // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Под ред. А.В. Печникова. – М.: КАФ, 2009. – С. 17–21.
    2. Брофман В.В. Усилие жить, или Возвращение домой (Опыт работы в Беслане: диалоги, размышления, рекомендации – четыре года спустя) // Беслан: 5 лет вместе: Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Под ред. А.В. Печникова. – М.: Агава, 2009. – С. 132–140.
    3. Брофман В.В., Мастеров Б.М. Философия «страха» // Вестник РГНФ. – 2002. – №2. – С. 60–77.
    4. Бурмистрова Е.В. Система психологической помощи в кризисной ситуации // Московский психотерапевтический журнал. – 2006. – №4. – С. 122–130.
    5. Буслаева А.С., Венгер А.Л., Лазуренко С.Б. Задачи психологической помощи тяжелобольному ребенку и его родителям // Культурно-историческая психология. – 2016. –
    Т.12. – №1. – С. 56–65.
    6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: 2005.
    7. Гейфман А. Отрывки из книги «Начало современного терроризма: очерк обычаев и нравов». Бостонский университет, изд-во «Либерти», Нью-Йорк, 2006. http://www.gazeta.rjews.net/geifman.shtml
    8. Гейфман А. Революционный террор в России, 1894–1917 / Пер. с англ. Е. Дорман. – М.: Крон-Пресс, 1997. – 448 с.
    9. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М: Апрель-Пресс, Эксмо-пресс, 2001. – 272 с.
    10. Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии // Методология и история психологии. – 2007. – №4. – С. 40–56.
    11. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: Эксмо-Пресс, 2001.
    12. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009.
    13. Климакова Ю.В. Психологические условия изменения отношения младших школьников к «страху ошибки» / Дисс. канд. психол. наук. – М., 2000.
    14. Красило А.И. Социально-гуманистический анализ психологической травмы // Культурно-историческая психология. – 2009. – №3. – С. 81–90.
    15. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М., 2009.
    16. Мастеров Б.М. Хронотоп травмы и пути социально-психологической реабилитации // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Под ред. А.В. Печникова. – М., 2009. – С. 43–52.
    17. Морозова Е.И., Венгер А.Л., Морозов В.А. Психологическая реабилитация детей и подростков – жертв террористического акта в Беслане // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Под ред. А.В. Печникова. – М.: 2009. – С. 115–132.
    18. Музыченко Г.Ф. Проективная методика «Несуществующее животное». Руководство и результаты психодиагностического исследования взрослых пациентов с различными расстройствами эмоционально-личностной сферы. – СПб.: Речь, 2013.
    19. Решетников М.М. Психическая травма. – СПб., 2006.
    20. Тарабрина Н.В, Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В., Падун М.А., Удачина Е.Г., Химчян З.Г., Шаталова Н.Е., Щепина А.И. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч.1. Теория и методы. – М.: Когито-Центр, 2007. – С. 66.
    21. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2001. – С. 21.
    22. Текаева М.Х. Феномены ПТСР у детей младших школьников в условиях массовой травмы (теракт 1 сентября 2004 года в г. Беслан Северная Осетия): дис. магистра психологии. – М.: МВШСЭН, 2014.
    23. Текоева З.С. Динамика развития эмоционального фона у детей с посттравматическим стрессовым расстройством // Начальная школа. Научно-методический журнал. – 2017. –
    №6. – С. 21–26.
    24. Текоева З.С. Особенности проявления страха у детей, побывавших в заложниках у террористов // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Под ред. А.В. Печникова. – М.: КАФ, 2009. – С. 144–146.
    25. Текоева З.С. Особенности эмоционально-личностного развития детей с ПТСР (лонгитюдное исследование детей г. Беслан 2005–2015 гг.) // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №7. – С. 38–45.
    26. Текоева З.С. Страх и отношение к страху у детей с ПТСР в условиях массовой травмы на материале лонгитюдного исследования бесланского кейса (младший школьный и подростковый возраст) // Обще­ство: социология, психология, педагогика. Науч­ный журнал. – 2017. – №5.
    27. Тиллих П. Мужество быть. – М., 2011. – С. 6.
    28. Тревога и тревожность: Хрестоматия / Сост. и общая редакция В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2008. – С. 3–8.
    29. Узикова А.Ю. Ключевое переживание как единица анализа развития личности // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». [Электронный ресурс]. – Электронный журнал. – 2009. – №3. – режим доступа: http://psyanima.su/journal/2009/3/2009n3a6/2009n3a6.pdf
    30. Философия науки. – Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. – М., 2002. – С. 14–36.
    31. Хирш М. Телесная диссоциация как последствие травмы // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2015. – №3. http://psyjournal.ru/articles/telesnaya-dissociaciya-kak-posledstvie-travmy
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью