Михеева Е.В. Формирование музыкально-эстетических представлений у детей дошкольного возраста в исполнительской деятельности
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обусловливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Музыкальное искусство наиболее эффективно способствует развитию целостной, разносторонней и развитой личности, формированию ее культурного потенциала, а также потребностей и интересов, поэтому оно должно быть одним из основополагающих компонентов современного образования. В статье представлены результаты теоретического исследования и практической апробации проблемы формирования музыкально-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель проведенного исследования – разработка системы исполнительской деятельности дошкольников, обеспечивающей формирование у них музыкально-эстетических представлений. Методологическую основу исследования составили: культурологический подход, определяющий разработку педагогической модели эстетического развития личности, обеспечивающей активность и самостоятельность в деятельности; принцип культуросообразности, выступающий специальным педагогическим приемом приобретения знаний деятельностным путем, в процессе освоения музыкальной культуры.
Ход исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась с воспитанниками старшего дошкольного возраста (6–7 лет) на базе МБДОУ «Детский сад «Родничок» с. Подгородняя Покровка Оренбургской области. Эксперимент состоял из трех этапов, в рамках которых мы выявляли существующие уровни музыкально-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста, реализовывали педагогические условия формирования музыкально-эстетических представлений у детей средствами исполнительской деятельности, проверяли эффективность педагогических условий.
Практическая значимость состоит в определении содержания исполнительской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образования, обеспечивающего позитивную динамику формирования музыкально-эстетических представлений; структурирована педагогическая диагностика музыкально-эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Результаты исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций и учреждений дополнительного образования, студентами педагогических вузов и учащимися педагогических колледжей; полезны при разработке образовательных программ дошкольного и дополнительного образования.
Вывод. Система формирования музыкально-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в исполнительской деятельности определяется специальным комплексом педагогических условий: определение содержания музыкально-исполнительской деятельности детей старшего дошкольного возраста; обеспечение творческой музыкально-образовательной среды в дошкольной образовательной организации, способствующей формированию у детей музыкально-эстетических представлений; организация взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам формирования у них музыкально-эстетических представлений.
Литература
2. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. – Ярославль: Академия развития, 2020. – 126 с.
3. Арсеневская О.Н. Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности. – Волгоград: Учитель, 2015. – 280 с.
4. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. – М.: Академия, 2011. – 223 с.
5. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. Восприятие музыки. – М.: Просвещение, 2013. – 219 с.
6. Гончарова О.В. Диагностика музыкального развития дошкольников. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2020. – 84 с.
7. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Просвещение, 2013. – 98 с.
8. Гречко Г.П. Музыка как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2018. – №13.1 (199.1). – С. 18–21.
9. Гридчин О.В. Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств (На материале дошкольного обучения): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Орел, 2001. – 187 c.
10. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. – 2018. – №6. – С. 26–31.
11. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие / Е.А. Дубровская и др.; под редакцией Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Юрайт, 2020. – 179 с.
12. Коломиец Г.Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход). – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 240 с.
13. Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2015. – №11. – С. 18–22.
14. Лаушкина Р.Н. Особенности развития эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников [Электронный ресурс] // Дискуссия. – 2012. – №7. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-emotsionalnoy-otzyvchivosti-na-muzyku-u-star....
15. Лобанова О.Ю. Эмоциональная отзывчивость на музыку в структуре детской музыкальности / Современные проблемы дошкольного образования: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Кенеман. – М.: Академия, 2014. – 118 с.
16. Микляева Н.В. Музыкальное развитие дошкольников. – М.: Сфера, 2015. – 160 с.
17. Об образовании в Российской Федерации: новый федеральный закон № 273-ФЗ: принят 21 декабря 2012 года. – М.: Проспект, 2014. – 160 с.
18. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. – М.: Большая советская энциклопедия, 2012. – 528 с.
19. Равчеева И.П. Диагностика развития музыкальности на основе оценки интегративных качеств личности дошкольника. – Волгоград: Учитель, 2014. – 84 с.
20. Равчеева И.П. Музыкальное воспитание детей в дошкольной организации. – Волгоград: Учитель, 2018. – 192 с.
21. Радынова О.П., Катинене Л.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 226 с.
22. Рукавицын М.М. Эстетическое воспитание детей. – М.: Знание, 2002. – 432 с.
23. Свиридова Т.А. Формирование музыкально-эстетических представлений дошкольников в исполнительской деятельности [Электронный ресурс] // Студенческий: электрон. научн. журн. – 2020. – №39 (125). – Режим доступа: https://sibac.info/journal/student/125/193711
24. Топилина И.И. Музыка как структурный элемент всестороннего развития личности ребенка [Электронный ресурс] // Инновационная наука. – 2016. – №2-4 (14). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/muzyka-kak-strukturnyy-element-vsestoronnego-razvitiya-lichnosti-r....
25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
26. Хрестоматия по методике музыкального воспитания / Сост. О.А. Апраксина. – М.: Приор, 2015. – 263 с.
- Комментарии