кандидат педагогических наук, доцент кафедры непрерывного психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Иваново, Российская Федерация
Шакирова Елена Валерьевна
Актуальность. Профессиональные конкурсы воспитателей играют значительную роль в развитии и совершенствовании системы образования, способствуя повышению профессионального мастерства педагогов и улучшению качества воспитательно-образовательного процесса. В последние годы набирают популярность заочные педагогические конкурсы, которые позволяют участникам представлять профессиональный опыт и узнавать о новых технологиях и методах работы. Немаловажным аспектом является и то, что профессиональные конкурсы способствуют повышению престижа профессии воспитателя, привлекая в эту сферу молодых и талантливых специалистов.
Цель. Определение особенностей профессиональной деятельности современного педагога дошкольного образования на основе выявления наиболее характерных проблем воспитателей и специалистов детского сада и изучения опыта практических решений.
Выборка. На конкурс поступила 201 работа, участие приняли педагоги с различным опытом работы из большинства муниципальных районов Ивановской области, что позволило составить почти полную картину профессиональных проблем и решений в области дошкольного образования региона. Большую долю составили педагоги со стажем работы от 6 до 10 лет.
Методы. Анализ конкурсной документации, группировка конкурсных работ по теме, проблематике, предлагаемым решениям.
Результаты. Анализ тем и материалов конкурсантов показал, что чаще всего педагоги сталкиваются с проблемами развития детей и воспитания у них определенных качеств (патриотизма, любви к природе, трудолюбия, опрятности и других). Также затруднения вызывают коммуникативные проблемы детей, связанные с несформированностью навыков общения или речевыми нарушениями; решение отдельных дидактических задач; организация развивающей предметно-пространственной среды; подготовка и проведение занятий с детьми; взаимодействие с родителями дошкольников; психологические проблемы детей и работа с особенными дошкольниками. Для решения перечисленных проблем педагоги использовали различные образовательные технологии, методы, методики, в том числе – проектный метод, кейс-метод, квест-технологии, арт-терапевтические методы, нетрадиционные техники рисования, дидактические пособия.
Выводы. Исследование показало стремление педагогов решать проблемы средствами, выходящими за пределы профессионального профиля. Также выявлена тенденция к замещению учета познавательных интересов ребенка формальными задачами реализации образовательной или парциальной программы.
Актуальность исследования. Занятие является не только формой организации обучения дошкольников, но и показателем профессионализма педагога. На открытом или конкурсном занятии педагоги стремятся продемонстрировать самые современные методы и средства, что делает такие мероприятия отражением ведущих тенденций в дошкольном образовании настоящего времени.
Цель исследования: выявление специфики организации занятий на основе материалов конкурсов для педагогов детских садов Ивановской области.
Методология: видеоанализ занятий.
Описание хода исследования. Для сбора исследовательских материалов были организованы дистанционные конкурсы. В них приняли участие 188 педагогов дошкольных организаций 21 муниципального района Ивановской области. В качестве конкурсной работы участники присылали видеозапись занятия с дошкольниками. В рамках исследования проведен видеоанализ занятий по изучению их структуры, выявлению наиболее распространенных и действенных педагогических приемов и средств.
Основные результаты. Проанализировано 188 работ участников региональных конкурсов «Читаем Ушинского» и «Детский сад – современный формат», организованных в 2023 году. Отмечена общая тенденция к перегрузке образовательной деятельности игровыми приемами и сюрпризными моментами. Выявлено общее стремление к замене детской инициативы и самостоятельности последовательным выполнением заданий педагога. На основе анализа материалов конкурсантов разработана схема типичного открытого занятия, начинающегося звуковым приемом привлечения внимания детей, построением в круг, авторитарным целеполаганием через загадку или сюрпризный момент.
Выводы. Среди особенностей конкурсных (открытых) занятий отмечаем желание педагогов применять зрелищные приемы, методы, средства (переодевание, эксперименты, технические устройства), а также преобладание активности взрослого, подавляющую активность ребенка. В стремлении проявить свои артистические способности педагоги берут всю инициативу на себя, выполняя большинство заданий, доминируя во всех видах деятельности и формулируя выводы. Среди особенностей, характеризующих открытые занятия, выделяем четкое построение образовательной деятельности как системы последовательных заданий, объединенных условной сюжетной линией (путешествие, сказка), не предусматривающее детскую инициативу и вариативность.
Исследование показало преобладание развлекательных средств над образовательными и развивающими целями организации открытых занятий.
Статья посвящена исследованию творчества педагога дошкольного образования. Целью исследования являлось изучение влияния мотивирующих факторов на профессиональное творчество педагогов. Развивающая предметно-пространственная среда рассматривалась как основной показатель проявления творчества в работе педагога. Особое внимание уделено влиянию творческой деятельности по преобразованию предметного пространства группы на творческое развитие и изменение отношения воспитателя к профессиональной деятельности. Развивающая предметно-пространственной среда детского сада рассматривается с нескольких сторон: как продукт творчества педагога, как место взаимодействия педагога и детей, как область приложения творческих способностей воспитателя.
Статья подготовлена на материалах экспериментального исследования с использованием методов анкетирования педагогов и наблюдения за их работой. Исследование проходило на базе двух дошкольных учреждений города Иваново Ивановской области, в нем приняли участие 16 воспитателей.
В качестве инструментария использовались шкалы оценки условий творческой активности детей в самостоятельной деятельности и занятиях изобразительной деятельностью. Для изучения изменения источников профессиональной мотивации педагогов применялся опросник, разработанный Д. Барбуто и Р. Сколлом. Исследование состояло из двух этапов, на каждом из которых вводился новый мотивирующий фактор. После каждого этапа проводилось измерение источников профессиональной мотивации педагогов, оценка состояния развивающей среды группы и оценка взаимодействия на занятии изобразительной деятельностью, выбранному как наиболее творческий вид образовательной деятельности. В качестве мотивирующих факторов применялись профессиональный конкурс и привлечение педагогов к работе по диссеминации опыта.
Результаты нашего исследования показали, что применение названных мотивирующих факторов способствовало запуску творческого цикла у педагогов, что выразилось в креативных изменениях организации предметного пространства групп, улучшении взаимодействия педагога и детей на занятиях изобразительной деятельностью. Творческие проявления в предметном пространстве и взаимодействии с воспитанниками отразились и на мотивационной сфере педагогов.
Статья посвящена исследованию влияния развивающей предметно-пространственной среды на творчество педагога дошкольной организации и ребенка. Целью исследования является изучение процесса развития творчества педагога дошкольной организации, основанное на предположении, что работа по усовершенствованию развивающей среды будет способствовать развитию творчества педагога.
Статья подготовлена на основе материалов исследования развивающей предметно-пространственной среды 26 групп 4 дошкольных учреждений г. Иваново. В качестве инструментария использовались Шкалы анализа, разработанные автором. Инструментарий ориентирован на оценку деятельности педагога через условия, которые он создал для творческой активности детей. Рассматривается проблема определения понятия творчества в работе воспитателя и деятельности ребенка, раскрываются причины проявления творчества педагога и ребенка в процессе создания развивающей среды. Развивающая среда анализируется с разных сторон: как фактор, влияющий на детскую деятельность и побуждающий ребенка к игре, а педагога к работе, и как пространство, которое изменяет взрослый или ребенок, проявляя при этом творчество.
Исследование показало, что привлечение педагогов к усовершенствованию игрового пространства способствует активизации их деятельности и созданию условий для поддержки детской активности. Исследование выявило небольшое улучшение в организации развивающей среды групп экспериментального детского сада. Таким образом, мы установили связь между развивающей средой, работой педагога по ее созданию и наполнению и появлением творчества в игре и другой деятельности дошкольника. Низкий результат оценки изменений развивающей среды в экспериментальном ДОУ можно объяснить тем, что подход воспитателей к организации игрового пространства остался прежним. Отсюда вывод, что необходимо повышать уровень знаний педагогов в области организации развивающей среды и делать это одновременно с практической работой по улучшению игрового пространства.
Актуальность тематики статьи. Планирование образовательной деятельности дошкольников является одним из самых важных и сложных направлений работы воспитателя детского сада. Отсутствие методических рекомендаций и единой формы для написания плана приводят к формальному отношению к планированию взаимодействия с детьми и реализации образовательной программы без учета индивидуальных интересов и потребностей дошкольников.
Цель. Работа направлена на изучение особенностей планирования образовательной работы с детьми как одного из наиболее сложных направлений работы воспитателя, исследование влияния новой формы планирования «Лотос-план» на организацию образовательной деятельности педагога и ребенка как технологии адресного планирования.
Описание хода исследования. Рассматривается специфика профессиональной деятельности воспитателя, в которой выделяются основные направления работы педагога. На основе данных опроса 133 воспитателей Ивановской области выделены направления работы, вызывающие у педагогов наибольшие затруднения. Планирование и написание плана воспитательно-образовательной работы с детьми рассматривается как наиболее сложное и требующее современных решений по повышению заинтересованности педагогов в применении адресного подхода к планированию для успешного взаимодействия с дошкольниками. В качестве решения проблемы предлагается проектирование образовательной деятельности по методу «Цветущий лотос» и составление лотос-плана тематической недели или образовательного проекта. Описан опыт внедрения новой формы планирования на базе детского сада №48 города Кинешма Ивановской области.
Результаты исследования. В качестве практического инструментария в статье содержится описание приемов составления лотос-плана, даны основные направления, которые могут быть использованы в качестве ориентиров при планировании. Описаны результаты внедрения лотос-плана в детском саду Ивановской области.
Заключение. Материалы по исследованию отношения воспитателей к различным направлениям профессиональной деятельности представляют интерес для дальнейшего анализа. Данные по внедрению новой формы планирования в детском саду позволяют сделать вывод о положительном влиянии составления лотос-плана на организацию образовательной работы с детьми и требуют более подробного изучения в контексте технологии адресного планирования образовательного процесса.
Приведенные описания и иллюстрации заполненных лотос-планов могут быть использованы в работе воспитателей дошкольного образования как практические рекомендации по организации образовательной деятельности в рамках использования метода проектов или при организации тематических недель.
Актуальность тематики статьи. Создание условий для гармоничного и разностороннего развития детей по всем образовательным областям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является одной из сложнейших задач в работе воспитателя, поскольку в практике работы детских садов зачастую применяется дифференцированный подход к организации деятельности дошкольника в рамках одной образовательной области. В качестве средства интеграции образовательных областей при взаимодействии педагога и ребенка все чаще применяется проектный метод.
Цель. Работа направлена на изучение особенностей применения проектного метода для организации образовательной деятельности дошкольников и раскрытие технологии проектного метода как средства, способствующего повышению качества взаимодействия между педагогом и детьми на основе объединения участников образовательного процесса вокруг общей темы.
Описание хода исследования. Проектный метод рассматривается в контексте идей трансформации образования и инструментальной педагогики Джона Дьюи. Особое внимание уделено истории происхождения проектного метода и его связи с философией прагматизма. Проводится параллель между социально-экономическими факторами, которые привели к изменениям в подходах и методах обучения детей в начале прошлого века, и современными вызовами, связанными с влиянием информационных технологий на общение взрослых и детей. Приводится классификация проектов для дошкольного возраста, описание этапов реализации проектной деятельности, дается подробный перечень тематических направлений для образовательных проектов дошкольных групп.
Результаты исследования. В качестве практического инструментария в статье содержится описание комплекса проектов, направленных на приобщение детей к истории Великой Отечественной войны. Комплекс включает в себя четыре образовательных проекта познавательной и художественно-эстетической направленности, составленных для каждой возрастной группы дошкольной организации. Раскрывая содержание проектов, сформулированы их основные задачи, перечислены формы работы педагога и виды деятельности детей, посредством которых поставленные задачи будут решены. Каждый проект предусматривает отправное событие проблемного характера, которое послужит поводом к началу совместной исследовательской и творческой деятельности педагога и детей.
Заключение. Материалы по истории возникновения проектного метода в педагогике позволяют провести параллели с нашим временем и выделить проблемы современного дошкольного образования, решению которых может способствовать применение данной педагогической технологии. Метод проектов может применяться как средство интеграции образовательных областей и организации сотрудничества педагога и детей в процессе общения и совместной деятельности по теме. Проблемный подход, лежащий в основе метода проектов, является актуальным средством для развития умения дошкольников ставить цель будущей деятельности, выдвигать гипотезы, искать и находить средства для решения проблемы. Приведенные описания проектов ко Дню Победы могут быть использованы в работе воспитателей дошкольного образования как практические рекомендации по организации образовательной деятельности в рамках использования метода проектов.
Актуальность исследования. Конкурсы педагогического мастерства являются эффективным средством повышения профессионализма воспитателей, привлечения внимания общества к педагогической профессии. В условиях меняющихся требований и порядка проведения регионального этапа, тенденции к повышению зрелищности конкурсных мероприятий его развивающее значение может быть утрачено.
Цель исследования: изучение особенностей регионального профессионального конкурса «Педагог года» как показателя состояния дошкольного образования Ивановской области.
Методология: анализ конкурсной документации, индивидуальное стандартизированное интервью.
Ход исследования: изучены положения Ивановской области по конкурсу в номинации «Педагог дошкольного образования» за последние 6 лет. Проанализирована 71 работа участников регионального конкурса «Педагог года» в номинации «Педагог дошкольного образования» за 2017–2023 годы. Проведен анализ кадрового состава участников, их педагогического стажа, материалов и тем педагогического опыта. Проведено интервью воспитателей, присутствовавших на конкурсных мероприятиях в качестве зрителей.
Результаты исследования: отмечена общая тенденция к упрощению участия в конкурсе за счет уменьшения количества очных мероприятий и документации заочного этапа. Выявлено сокращение числа участников при увеличении их среднего педагогического стажа. Установлена низкая конкурсная активность специалистов (музыкальные руководители, педагоги по ИЗО, инструкторы по физической культуре). Анализ тем и материалов конкурсантов показал, что в деятельности современного воспитателя Ивановской области преобладает интерес к созданию пособий, наибольшей популярностью пользуется познавательное и социально-коммуникативное развитие ребенка.
Выводы. По результатам исследования отмечены: желание педагогов получить официальное признание значимости своего труда; увлеченность профессией как творческим и полезным хобби; интерес к современным педагогическим направлениям в работе с дошкольниками и стремление к внедрению инноваций без их критической оценки. Упрощение процесса участия в конкурсе может свидетельствовать о снижении качества профессиональной подготовки педагогов. Среди особенностей, характеризующих систему дошкольного образования региона, выделяем загруженность воспитателей и их неверие в свой профессионализм, нехватку и слабую активность инструкторов по физической культуре, педагогов по изобразительному искусству, музыкальных руководителей.
Исследование показало недоверие педагогов к профессиональным конкурсам, недостаточную привлекательность конкурсного движения, связанную с отсутствием достойных призов и общественного признания.
Актуальность исследования. Дошкольные образовательные организации активно внедряют в работу различные электронные средства обучения – ноутбуки, интерактивные доски, цифровые лаборатории, 3D-ручки и многое другое. Применение данных средств для обогащения образовательной деятельности ребенка и повышения разнообразия его самостоятельной деятельности – важная задача современного дошкольного образования. Изучение отношения педагогов к применению технических устройств в работе с детьми – актуальная проблема, изучение которой позволит выявить особенности использования воспитателями электронных средств обучения.
Цель исследования: выявление отношения воспитателей к применению электронных средств обучения в образовательной деятельности дошкольников.
Методология: индивидуальное структурированное интервью.
Описание хода исследования. Выборку составили 50 воспитателей дошкольных образовательных организаций г. Иваново. Педагогам предлагалось ответить на ряд вопросов по использованию электронных устройств в профессиональной деятельности. Тщательно исследовались высказывания, показывающие отношение респондента к применению техники в работе с детьми; возможности для развития ребенка, которые видит педагог в применении современной техники; проблемы и сложности, с которыми встречается в процессе использования электронных устройств.
Основные результаты. Воспитатели активно применяют технические устройства в работе с детьми. Чаще всего техника используется педагогами для повышения наглядности занятий, а также в качестве сюрпризного момента для привлечения внимания детей. Большинство опрошенных воспитателей не хотели бы применять технические средства на каждом занятии. Они объясняют это тем, что для дошкольника важнее получать опыт живого общения, предметной деятельности и самостоятельной работы с различными материалами. Среди основных проблем педагогов в работе с техническими устройствами можно выделить недоступность или неисправность электронных средств, а также нехватку расходных материалов и сложность освоения компьютерных программ.
Выводы. Основная проблема в отношении педагогов к современным техническим устройствам состоит в противоречии между широкими возможностями для проведения занятий, которые дает техника воспитателю, и возможным вредом для здоровья и развития ребенка. Педагоги расценивают электронные средства обучения как ресурс для дополнительного аудиовизуального сопровождения занятий и не видят потенциала технических устройств для обогащения самостоятельной деятельности детей на занятиях и в игре. Применяя технические устройства в работе с детьми, педагоги исходят из руководящей позиции взрослого и определяют занятие в качестве ведущей организационной формы работы с дошкольниками.