Шакирова Е.В., Кузьмин С.В. Взгляд на дошкольное образование через призму конкурса педагогического мастерства: региональный аспект
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность исследования. Конкурсы педагогического мастерства являются эффективным средством повышения профессионализма воспитателей, привлечения внимания общества к педагогической профессии. В условиях меняющихся требований и порядка проведения регионального этапа, тенденции к повышению зрелищности конкурсных мероприятий его развивающее значение может быть утрачено.
Цель исследования: изучение особенностей регионального профессионального конкурса «Педагог года» как показателя состояния дошкольного образования Ивановской области.
Методология: анализ конкурсной документации, индивидуальное стандартизированное интервью.
Ход исследования: изучены положения Ивановской области по конкурсу в номинации «Педагог дошкольного образования» за последние 6 лет. Проанализирована 71 работа участников регионального конкурса «Педагог года» в номинации «Педагог дошкольного образования» за 2017–2023 годы. Проведен анализ кадрового состава участников, их педагогического стажа, материалов и тем педагогического опыта. Проведено интервью воспитателей, присутствовавших на конкурсных мероприятиях в качестве зрителей.
Результаты исследования: отмечена общая тенденция к упрощению участия в конкурсе за счет уменьшения количества очных мероприятий и документации заочного этапа. Выявлено сокращение числа участников при увеличении их среднего педагогического стажа. Установлена низкая конкурсная активность специалистов (музыкальные руководители, педагоги по ИЗО, инструкторы по физической культуре). Анализ тем и материалов конкурсантов показал, что в деятельности современного воспитателя Ивановской области преобладает интерес к созданию пособий, наибольшей популярностью пользуется познавательное и социально-коммуникативное развитие ребенка.
Выводы. По результатам исследования отмечены: желание педагогов получить официальное признание значимости своего труда; увлеченность профессией как творческим и полезным хобби; интерес к современным педагогическим направлениям в работе с дошкольниками и стремление к внедрению инноваций без их критической оценки. Упрощение процесса участия в конкурсе может свидетельствовать о снижении качества профессиональной подготовки педагогов. Среди особенностей, характеризующих систему дошкольного образования региона, выделяем загруженность воспитателей и их неверие в свой профессионализм, нехватку и слабую активность инструкторов по физической культуре, педагогов по изобразительному искусству, музыкальных руководителей.
Исследование показало недоверие педагогов к профессиональным конкурсам, недостаточную привлекательность конкурсного движения, связанную с отсутствием достойных призов и общественного признания.
Литература
- Андреева Н.Н. Конкурс «Педагог-психолог года» как архетипическая ситуация посвящения: юнговский подход // Вестник практической психологии образования. – 2016. – № 4(49). – С. 14–22.
- Белкина В.Н., Кошлева Н.В. Конкурс профессионального мастерства педагогов как фактор развития муниципальной системы дошкольного образования // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 1. – С. 73–76.
- Виленчик Л.В. Секреты профессионального и личностного успеха педагога - участника конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь» // Современное образование Витебщины. – 2018. – №2(20). – С. 18–24.
- Габдрахимова А.Р. Участие в профессиональных конкурсах как фактор повышения квалификации и профессионального развития педагогов // Вестник ТОГИРРО. – 2022. – № 1(48). – С. 3–5.
- Гайнеев Э.Р. Психологическая подготовка к конкурсу профессионального мастерства // Методист. – 2015. – № 8. – С. 46–49.
- Дубровская В.А. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов. Дисс… канд. пед. наук. – Кемерово, 2007.
- Запорощенко Н.А., Злыднева Л.А. Методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности педагогов (на примере конкурсов профессионального мастерства) // Методист. – 2016. – № 10. – С. 30–37.
- Кириллова С.С., Кирина И.Б. Конкурсы методического мастерства как элемент повышения профессионального уровня педагогических кадров // Наука и Образование. – 2021. – Т. 4. № 4.
- Колыванова Л.А., Муллер О.Ю. Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения профессиональной компетенции педагогов // Северный регион: наука, образование, культура. – 2022. – №2(50). – С. 14–21. DOI: 10.34822/2312-377X-2022-2-14-21.
- Коркина О.С., Филимонова Б.Т., Вакшина Т.А., Курасова Д.С. Как стать победителем конкурса «Воспитатель года» (Из опыта работы Орловской области по подготовке педагога к конкурсу профессионального мастерства) // Современное дошкольное образование. – 2018. – №1. – С. 56–60.
- Малыгина И.О. Значение конкурсов профессионального мастерства в формировании профессиональной компетентности // Образование. Карьера. Общество. – 2015. – №3(46). – С. 92–94.
- Милонова Г.В. Конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения профессионального развития педагогов // Региональное образование: современные тенденции. – 2022. – №2(48). – С. 46–50.
- Михайлова Л.Э. Управление профессиональным развитием педагогов посредством профессиональных конкурсов // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, г. Чебоксары, 2 апреля 2018 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества “Интерактив плюс”», 2018. – С. 51–53. DOI: 10.21661/r-470354.
- Нуриева А.Р., Галич Т.Н., Кипрова В.П. Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №64-3. – С. 188–191.
- Пахомова Е.М. Конкурс профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя. Дисс… канд. пед. наук. – М., 2003.
- Подъянова С.М., Поливанова К.Н. Причины неудовлетворенности родителей дошкольными образовательными учреждениями в Москве // Современное дошкольное образование. – 2022. – №1(109). – С. 26–35. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-26-35
- Привалова Г.Ф. Конкурс профессионального мастерства как средство развития творческого потенциала педагога. Дисс… канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2008.
- Репина Е.А. Конкурс профессионального мастерства как шаг к успешной карьере // Образование. Карьера. Общество. – 2020. – № 1(64). – С. 37–38.
- Савельева А.В. Модель тьюторского сопровождения педагога в период подготовки к профессиональному конкурсу // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. – 2021. – №20. – С. 31–33.
- Сафарова Н.А. Конкурсы профессионального мастерства – актуальная форма повышения профессиональной компетентности педагогов: проблемы и перспективы // Образовательная панорама. – 2014. – №2(2). – С. 55–61.
- Серафимович И.В., Отрошко Г.В. Психологические аспекты сопровождения педагогов в конкурсах профессионального мастерства: развитие ресурсов профессионального мышления // Психология личностного и профессионального развития человека: материалы VII конференции психологов образования Сибири, г. Иркутск, 20–21 июня 2022 года. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2022. – С. 519–522.
- Серафимович И.В., Харавинина Л.Н. Конкурсы профессионального мастерства как форма развития профессиональных компетенций и профессионализации мышления педагогов // Гуманитарные балканские исследования. – 2019. – Т. 3. №2(4). – С. 75–78.
- Собкин В.С., Халутина Ю.А. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения // Современное дошкольное образование. – 2018. – №1. – С.6–18.
- Сухая Н.В. Конкурс «Учитель года» как индивидуальный маршрут педагога в повышении своей квалификации // Методист. – 2011. – № 10. – С. 22–23.
- Badurikova Zita. (2012). Kindergarten Teacher Training in Slovakia in the International Context. Lifelong Learning. 2. 19–29. DOI:10.11118/lifele2012020119
- He Can & Xiong, Jie & Zhang Yue & Dou Haiyuan & Du Jiahui. (2023). Destructive Leadership and Turnover Intention among Chinese Rural Kindergarten Teachers: The Mediation of Ego Depletion and the Moderation of Kindergarten Affiliation. International Journal of Environmental Research and Public Health. 20(3): 2030. DOI: 10.3390/ijerph20032030
- Lee Lea & Myers Donald & Kim Kyoung Jin. (2009). Kindergarten Teachers’ Professional Training and Their Social Status in Korea. Journal of Early Childhood Teacher Education. 30. 263–271. DOI:10.1080/10901020903084363
- Комментарии