кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой непрерывного психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» (Иваново, Россия)
Кузьмин Сергей Владимирович
Актуальность исследования. Конкурсы педагогического мастерства являются эффективным средством повышения профессионализма воспитателей, привлечения внимания общества к педагогической профессии. В условиях меняющихся требований и порядка проведения регионального этапа, тенденции к повышению зрелищности конкурсных мероприятий его развивающее значение может быть утрачено.
Цель исследования: изучение особенностей регионального профессионального конкурса «Педагог года» как показателя состояния дошкольного образования Ивановской области.
Методология: анализ конкурсной документации, индивидуальное стандартизированное интервью.
Ход исследования: изучены положения Ивановской области по конкурсу в номинации «Педагог дошкольного образования» за последние 6 лет. Проанализирована 71 работа участников регионального конкурса «Педагог года» в номинации «Педагог дошкольного образования» за 2017–2023 годы. Проведен анализ кадрового состава участников, их педагогического стажа, материалов и тем педагогического опыта. Проведено интервью воспитателей, присутствовавших на конкурсных мероприятиях в качестве зрителей.
Результаты исследования: отмечена общая тенденция к упрощению участия в конкурсе за счет уменьшения количества очных мероприятий и документации заочного этапа. Выявлено сокращение числа участников при увеличении их среднего педагогического стажа. Установлена низкая конкурсная активность специалистов (музыкальные руководители, педагоги по ИЗО, инструкторы по физической культуре). Анализ тем и материалов конкурсантов показал, что в деятельности современного воспитателя Ивановской области преобладает интерес к созданию пособий, наибольшей популярностью пользуется познавательное и социально-коммуникативное развитие ребенка.
Выводы. По результатам исследования отмечены: желание педагогов получить официальное признание значимости своего труда; увлеченность профессией как творческим и полезным хобби; интерес к современным педагогическим направлениям в работе с дошкольниками и стремление к внедрению инноваций без их критической оценки. Упрощение процесса участия в конкурсе может свидетельствовать о снижении качества профессиональной подготовки педагогов. Среди особенностей, характеризующих систему дошкольного образования региона, выделяем загруженность воспитателей и их неверие в свой профессионализм, нехватку и слабую активность инструкторов по физической культуре, педагогов по изобразительному искусству, музыкальных руководителей.
Исследование показало недоверие педагогов к профессиональным конкурсам, недостаточную привлекательность конкурсного движения, связанную с отсутствием достойных призов и общественного признания.
Актуальность исследования. Дошкольные образовательные организации активно внедряют в работу различные электронные средства обучения – ноутбуки, интерактивные доски, цифровые лаборатории, 3D-ручки и многое другое. Применение данных средств для обогащения образовательной деятельности ребенка и повышения разнообразия его самостоятельной деятельности – важная задача современного дошкольного образования. Изучение отношения педагогов к применению технических устройств в работе с детьми – актуальная проблема, изучение которой позволит выявить особенности использования воспитателями электронных средств обучения.
Цель исследования: выявление отношения воспитателей к применению электронных средств обучения в образовательной деятельности дошкольников.
Методология: индивидуальное структурированное интервью.
Описание хода исследования. Выборку составили 50 воспитателей дошкольных образовательных организаций г. Иваново. Педагогам предлагалось ответить на ряд вопросов по использованию электронных устройств в профессиональной деятельности. Тщательно исследовались высказывания, показывающие отношение респондента к применению техники в работе с детьми; возможности для развития ребенка, которые видит педагог в применении современной техники; проблемы и сложности, с которыми встречается в процессе использования электронных устройств.
Основные результаты. Воспитатели активно применяют технические устройства в работе с детьми. Чаще всего техника используется педагогами для повышения наглядности занятий, а также в качестве сюрпризного момента для привлечения внимания детей. Большинство опрошенных воспитателей не хотели бы применять технические средства на каждом занятии. Они объясняют это тем, что для дошкольника важнее получать опыт живого общения, предметной деятельности и самостоятельной работы с различными материалами. Среди основных проблем педагогов в работе с техническими устройствами можно выделить недоступность или неисправность электронных средств, а также нехватку расходных материалов и сложность освоения компьютерных программ.
Выводы. Основная проблема в отношении педагогов к современным техническим устройствам состоит в противоречии между широкими возможностями для проведения занятий, которые дает техника воспитателю, и возможным вредом для здоровья и развития ребенка. Педагоги расценивают электронные средства обучения как ресурс для дополнительного аудиовизуального сопровождения занятий и не видят потенциала технических устройств для обогащения самостоятельной деятельности детей на занятиях и в игре. Применяя технические устройства в работе с детьми, педагоги исходят из руководящей позиции взрослого и определяют занятие в качестве ведущей организационной формы работы с дошкольниками.