Организация конкурсных занятий по восприятию дошкольниками художественной литературы: чтение, обсуждения, дополнительная деятельность
Скачать в формате PDF
Поступила:
22.06.2024
Принята к публикации:
17.10.2024
Дата публикации в журнале:
15.02.2025
DOI:
10.24412/2782-4519-2025-1127-58-74
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Шакирова, Е.В. (2025). Организация конкурсных занятий по восприятию дошкольниками художественной литературы: чтение, обсуждения, дополнительная деятельность. Современное дошкольное образование, 19(1), 58–74. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2025-1127-58-74
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Восприятие художественной литературы является одним из видов детской деятельности, позволяющим решать задачи речевого, социально-коммуникативного, познавательного и художественно-эстетического развития ребенка. Чтение художественной литературы может рассматриваться как занятие, а также как особый вид культурной практики, направленной на обогащение самостоятельной деятельности детей. Многообразие задач по работе с книгой и вариантов их решения требуют изучения современного состояния организации занятий по восприятию художественной литературы в детском саду.
Цель. Выявить современные особенности организации занятий по восприятию дошкольниками художественной литературы на основе материалов конкурсов для педагогов детских садов Ивановской области «Читаем Бианки».
Выборка. В исследовании приняли участие 143 педагога дошкольных организаций 15 муниципальных районов Ивановской области. Проанализировано 116 работ участников регионального конкурса.
Методы. В качестве методов исследования применялся анализ видеозаписей занятий, изучение конкурсных работ.
Результаты. Отмечена общая тенденция к перегрузке образовательной деятельности игровыми приемами и сюрпризными моментами, а также стремление к замене обсуждения литературного произведения его пересказом, игровыми и продуктивными видами деятельности. Установлено, что не всегда педагоги могут определить ценности и смыслы, заложенные автором произведения, и способствовать их пониманию детьми. На основе анализа материалов конкурсантов выделены основные типы вопросов, применяемых при обсуждении литературного произведения.
Выводы. Среди особенностей конкурсных (открытых) занятий отмечено, что в большинстве случаев дополнительная деятельность не способствует пониманию детьми смысла литературного произведения, а направлена на его запоминание или условно связана с темой сказки или рассказа. Выявлено, что при серьезном подходе к подготовке внешнего оформления занятий педагоги не уделяют внимания содержательной стороне организации развивающего общения с детьми, поддержанию диалога и помощи в открытии смысла литературного произведения.
Литература
Аббасова, Л.И., Зотова, И.В. (2021). Дидактические рассказы о писателях как средство формирования интереса к книге у детей седьмого года жизни. Вестник педагогических наук, 6, 173–177.
Бианки, В.В. (2020). Лис и мышонок. Москва: Изд-во «Мелик-Пашаев».
Бианки, В.В. (2022). Сказки. Москва: Изд-во «Малыш».
Бруннер, Е.Ю., Дробноход, А.Н. (2015). Ведущие виды запоминания детей 6–7 лет. Проблемы современного педагогического образования, 1(47), 274–280.
Габдулхаков В.Ф., Башинова, С.Н. (2019). Приемы формирования у детей навыков связной речи. Современное дошкольное образование, 5, 12–21. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2019-10052
Декман, И.Е., Черва, А.В. (2020). Способы развития памяти дошкольников. Мир педагогики и психологии, 3(44), 138–147.
Доброва, Г.Р., Трифонова, М.П. (2024). Понимание незнакомого слова в тексте: различные тактики детей-монолингвов и детей-инофонов. Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки, 166(1), 108–117. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2024.1.108-117.
Езопова, С.А., Солнцева, О.В. (2022). Проектирование инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации: постановка проблемы. Современное дошкольное образование, 6, 54–68. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2022-6114-54-68
Запорожец, В.В. (2009). Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. Избранные психологические труды. Москва: Изд-во «Педагогика».
Иванова, М.К. (2022). Формирование интереса к чтению у дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и библиотеки. Проблемы современного педагогического образования, 3(77), 65–68.
Крашенинников, Е.Е., Холодова, О.Л. (2023). Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей. Сценарии занятий с детьми 4–7 лет. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
Ощепкова, Е.С., Бухаленкова, Д.А., Якупова, В.А. (2020). Развитие связной устной речи в старшем дошкольном возрасте. Современное дошкольное образование, 3, 32–39. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2020-10072
Петрова, Е.А. (2016). Воспитание творческого читателя. Из опыта работы Центральной детской библиотеки Невского района, в преддверии 100-летнего юбилея со дня основания. Библиотечное дело, 12, 13–17.
Подопригора, М.Г., Деньщикова, С.Л. (2019). Особенности восприятия детской литературы в старшем дошкольном возрасте. Modern Science, 1(12), 526–529.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022?ysclid=llt54txbik222244432 (дата обращения: 16.06.2024).
Ривкина, Т.В. (2020). Особенности восприятия аудиосказок двуязычными и русскоязычными младшими школьниками. Студент — Исследователь — Учитель. В кн.: Материалы XXI Межвузовской студенческой науч. конф., Санкт-Петербург (1–15 апреля, 2019 г.) (С. 1230–1234). Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. (2020). Теория и практика углубленной психологической диагностики. От раннего до подросткового возраста: Монография. Москва: Изд-во «АРКТИ».
Солнцева, О.В., Езопова, С.А., Каганец, С.В. (2023). Феноменология читательской компетентности детей старшего дошкольного возраста. Современное дошкольное образование, 5, 4–17. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-5119-4-17
Улзытуева, А.И., Курганская, А.В. (2021). Развитие умений анализа художественного произведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ученые записки Забайкальского государственного университета, 16(2), 59–69. https://doi.org/10.21209/2658-7114-2021-16-2-59-69
Федеральная образовательная программа дошкольного образования. (2023). Москва: Сфера.
Халезова, Н.А. (2009). Формирование восприятия литературного произведения как художественного единства в процессе знакомства с детской литературой. Современное дошкольное образование, 5, 42–44.
Черемошкина, Л.В. (2020). Как развивать внимание и память ребенка. Москва: Изд-во «Юрайт».
Чукмарова, Л.Ф., Короткова, А.Л. (2021). Особенности опосредованной логической памяти у дошкольников. Вестник ТИСБИ, 1, 130–136.
Шакирова, Е.В. (2024). Восприятие дошкольниками художественной литературы: творческое обсуждение или пересказ? Дошкольное воспитание, 1, 2–7.
Шакирова, Е.В. (2023). Открытое занятие в детском саду: основные особенности, тенденции, приемы. Современное дошкольное образование, 6, 46–63. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-6120-46-63
Ястремская, Т.В., Бутова, Н.И. (2022). Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей дошкольников 4–7 лет. Наука через призму времени, 12(69), 46–48.
Al-Barakat, A.A., Bataineh, R.F. (2011). Preservice childhood education teachers’ perceptions of instructional practices for developing young children’s interest in reading. Journal of Research in Childhood Education, 25(2), 177–193. https://doi.org/10.1080/02568543.2011.556520
Baroody, A.E., Diamond, K.E. (2016). Associations among preschool children’s classroom literacy environment, interest and engagement in literacy activities, and early reading skills. Journal of Early Childhood Research, 14, 146–162. https://doi.org/10.1177/1476718X14529280
Boraks, N., Hoffman, A., Bauer, D. (1997). Children’s book preferences: Patterns, particulars, and possible implications. Reading Psychology, 18(4), 309–341. https://doi.org/10.1080/0270271970180401
Brooks, M. (2009). Drawing, visualisation and young children’s exploration of “big ideas”. International Journal of Science Education, 31(3), 319–341. https://doi.org/10.1080/09500690802595771
- Комментарии
Загрузка комментариев...