Шакирова Е.В. Проектный метод в образовательной деятельности дошкольников: история понятия, технология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность тематики статьи. Создание условий для гармоничного и разностороннего развития детей по всем образовательным областям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является одной из сложнейших задач в работе воспитателя, поскольку в практике работы детских садов зачастую применяется дифференцированный подход к организации деятельности дошкольника в рамках одной образовательной области. В качестве средства интеграции образовательных областей при взаимодействии педагога и ребенка все чаще применяется проектный метод.
Цель. Работа направлена на изучение особенностей применения проектного метода для организации образовательной деятельности дошкольников и раскрытие технологии проектного метода как средства, способствующего повышению качества взаимодействия между педагогом и детьми на основе объединения участников образовательного процесса вокруг общей темы.
Описание хода исследования. Проектный метод рассматривается в контексте идей трансформации образования и инструментальной педагогики Джона Дьюи. Особое внимание уделено истории происхождения проектного метода и его связи с философией прагматизма. Проводится параллель между социально-экономическими факторами, которые привели к изменениям в подходах и методах обучения детей в начале прошлого века, и современными вызовами, связанными с влиянием информационных технологий на общение взрослых и детей. Приводится классификация проектов для дошкольного возраста, описание этапов реализации проектной деятельности, дается подробный перечень тематических направлений для образовательных проектов дошкольных групп.
Результаты исследования. В качестве практического инструментария в статье содержится описание комплекса проектов, направленных на приобщение детей к истории Великой Отечественной войны. Комплекс включает в себя четыре образовательных проекта познавательной и художественно-эстетической направленности, составленных для каждой возрастной группы дошкольной организации. Раскрывая содержание проектов, сформулированы их основные задачи, перечислены формы работы педагога и виды деятельности детей, посредством которых поставленные задачи будут решены. Каждый проект предусматривает отправное событие проблемного характера, которое послужит поводом к началу совместной исследовательской и творческой деятельности педагога и детей.
Заключение. Материалы по истории возникновения проектного метода в педагогике позволяют провести параллели с нашим временем и выделить проблемы современного дошкольного образования, решению которых может способствовать применение данной педагогической технологии. Метод проектов может применяться как средство интеграции образовательных областей и организации сотрудничества педагога и детей в процессе общения и совместной деятельности по теме. Проблемный подход, лежащий в основе метода проектов, является актуальным средством для развития умения дошкольников ставить цель будущей деятельности, выдвигать гипотезы, искать и находить средства для решения проблемы. Приведенные описания проектов ко Дню Победы могут быть использованы в работе воспитателей дошкольного образования как практические рекомендации по организации образовательной деятельности в рамках использования метода проектов.
Литература
2. Валеева Л.А. Влияние концепции Джона Дьюи на развитие дидактики в России в первой трети XX века // Образование и саморазвитие. – 2008. – №2. – С. 242–247.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.
4. Веселова С, Кирикова С., Хрестина С. Дорога Победы. Календарь обратного счета // Дошкольное воспитание. – 2020. – №10. – С. 10–15.
5. Гурьев С.В. Влияние современных информационных технологий на развитие детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2018. – №1(83). – С. 61–67.
6. Джохадзе И.Д. Прагматизм как образ жизни: Хилари Патнэм и Рут Анна Патнэм о философском наследии Джеймса и Дьюи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2018. – №44. – С. 269–277.
7. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. Ю.И. Турчаниновой, Э.Н. Гусинского, Н.Н. Михайлова. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384 с.
8. Ежкова Н.С. Индивидуальность ребенка в образовательном процессе дошкольных организаций // Дошкольное воспитание. – 2017. – №6. – С. 86–89.
9. Жиенбаева С.Н., Сыздыкбаева А.Д. Проектная деятельность – как инновационный феномен в дошкольном образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №2. – С. 189–193.
10. Кильдюшева А.А. Философия образования Джона Дьюи: экспериментальная площадка – музей // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2019. – №51. – С. 98–106. DOI: 10.17223/1998863X/51/10.
11. Кумсков В.В. Педагогические идеи Д. Дьюи и советское образование 1920-х гг. // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – №3. – С. 7–11.
12. Князев Е. Станислав Шацкий и становление дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 2018. – №8. – С. 87–94.
13. Маркина А.И. Вклад Джона Дьюи в педагогическую мысль США первой половины ХХ века // Проблемы социальных и гуманитарных наук. – 2019. – Выпуск №3. – С. 95–101.
14. Молчанова Е.В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64. – С. 133–135.
15. Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // Вопросы образования. – 2010. – №4. – С. 307–318.
16. Петрова Е.И. Дети и компьютер // Философские проблемы информационных технологий
и киберпространства. – 2012. – №1. – С. 133–141.
17. Райхерт-Гаршхаммер Е. Проектная деятельность в дошкольной организации. Учебно-практическое пособие для педагогов. ФГОС ДО. – М.: Национальное образование, 2018. – 112 с.
18. Рогачева Е.Ю. Влияние педагогики Джона Дьюи на итальянскую образовательную реформу // Вестник МГУ. – 2009. – №2. – С. 41–46.
19. Рогачева Е.Ю. Нереализованная мечта Джона Дьюи // Проблемы современного образования. – 2013. – №2. – [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/v/nerealizovannaya-mechta-dzhona-dyui (дата обращения:15.10.2020).
20. Рудакова Л.С. Метод проектов – инновационная форма организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении // Вестник Прикамского социального института. – 2016. – №3. – С. 86–90.
21. Яремчук С., Иваницкая Е., Иванова Л. Песни Великой Победы. Календарь обратного счета // Дошкольное воспитание. – 2020. – №9. – С. 10–20.
22. Chen J. Jennifer, Hui Li & Jing-ying W. (2017) Implementing the Project Approach: A Case Study of Hybrid Pedagogy in a Hong Kong Kindergarten // Journal of Research in Childhood Education, 31(3), 1-18. DOI: 10.1080/02568543.2017.1309479.
23. Elvin P., Maager E., Simonsen B. (2007) How do the dinosaurs speak in England? English in kindergarten // European Early Childhood Education Research Journal, 15 (1), 71-86.
24. Fleck K. Bethany, Michelle D. Leichtman, David B. Pillemer, Laura Shanteler (2013) The effects of documentation on young children’s memory // Early Childhood Research Quarterly, 28(3), 568–577. DOI: 10.1016/j.ecresq.2013.03.001
25. Hein G.E. John Dewey and Museum Education // Curator. 2004. Vol. 47, No 4. pp. 413–427.
26. Martin J. The Education of John Dewey. New York: Columbia University Press, 2003. 595 р.
27. Nell M. (2009) Using the Integrative Research Project Approach to Facilitate Early Childhood Teacher Planning // Journal of Early Childhood Teacher Education, 30 (1), 79-88. DOI:10.1080/10901020802668126
28. Valentine M. (2006) The Reggio Emlia Approach to Early Years Education. Glasgow: Learning and Teaching Scotland, 44 p.
- Комментарии