Заочный профессиональный конкурс как средство выявления профессиональных проблем в работе педагога дошкольной образовательной организации
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Профессиональные конкурсы воспитателей играют значительную роль в развитии и совершенствовании системы образования, способствуя повышению профессионального мастерства педагогов и улучшению качества воспитательно-образовательного процесса. В последние годы набирают популярность заочные педагогические конкурсы, которые позволяют участникам представлять профессиональный опыт и узнавать о новых технологиях и методах работы. Немаловажным аспектом является и то, что профессиональные конкурсы способствуют повышению престижа профессии воспитателя, привлекая в эту сферу молодых и талантливых специалистов.
Цель. Определение особенностей профессиональной деятельности современного педагога дошкольного образования на основе выявления наиболее характерных проблем воспитателей и специалистов детского сада и изучения опыта практических решений.
Выборка. На конкурс поступила 201 работа, участие приняли педагоги с различным опытом работы из большинства муниципальных районов Ивановской области, что позволило составить почти полную картину профессиональных проблем и решений в области дошкольного образования региона. Большую долю составили педагоги со стажем работы от 6 до 10 лет.
Методы. Анализ конкурсной документации, группировка конкурсных работ по теме, проблематике, предлагаемым решениям.
Результаты. Анализ тем и материалов конкурсантов показал, что чаще всего педагоги сталкиваются с проблемами развития детей и воспитания у них определенных качеств (патриотизма, любви к природе, трудолюбия, опрятности и других). Также затруднения вызывают коммуникативные проблемы детей, связанные с несформированностью навыков общения или речевыми нарушениями; решение отдельных дидактических задач; организация развивающей предметно-пространственной среды; подготовка и проведение занятий с детьми; взаимодействие с родителями дошкольников; психологические проблемы детей и работа с особенными дошкольниками. Для решения перечисленных проблем педагоги использовали различные образовательные технологии, методы, методики, в том числе – проектный метод, кейс-метод, квест-технологии, арт-терапевтические методы, нетрадиционные техники рисования, дидактические пособия.
Выводы. Исследование показало стремление педагогов решать проблемы средствами, выходящими за пределы профессионального профиля. Также выявлена тенденция к замещению учета познавательных интересов ребенка формальными задачами реализации образовательной или парциальной программы.
Литература
Баймуратова, Д.Н., Худойбердиева, Ш.Е. (2021). Использование компьютерных игр в развитии речи ребенка. Colloquium-Journal, (21), 24–26. https://doi.org/10.24412/2520-6990-2021-21108-24-26
Волосовец, Т.В. (2022). Дошкольное образование в эпоху динамично меняющегося мира: современное состояние и перспективы развития. Образовательная панорама, (1), 8–19.
Девятова, Ю.В. (2019). Нейропсихология детского возраста – результат социального запроса. В: Наука – шаг в будущее: Материалы Международной молодежной научно-практической конференции (Уфа, 22 декабря 2019 г.). Отв. ред. С.И. Галяутдинова (С. 122–127). Уфа: Башкирский государственный университет.
Дегтярева, Л.В. (2023). Влияние мелкой моторики на развитие речи. В: III Всероссийский конкурс профессиональных достижений «ИнваПрофи»: Сборник материалов финалистов конкурса (15–16 ноября 2023 г.). Москва: Московский государственный гуманитарно-экономический университет.
Добровольский, Ю.А., Токарев, А.А. (2018). Причины увеличения детей с ОВЗ. Теория и практика современной науки, (12), 626–632.
Заводова, Е.А., Скороходова, Е.Н. (2020). Использование классической музыки учителем-логопедом на занятиях с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения», (1), 236–240.
Иконникова, А.А., Сулейманова, Л.С. (2022). Перспективы и тенденции развития дошкольного образования. Преемственность в образовании, (31), 60–66.
Крулехт, М.В. (2022). Дошкольное образование России: современные направления и тренды. В: Актуальные проблемы педагогической теории и практики: сборник научных статей (C. 145–149). Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова.
Кузьменко, Л.Е. (2018). Музыкально-спортивные технологии в дошкольном образовательном учреждении. Стандарты и мониторинг в образовании, (4), 46–57. https://doi.org/10.12737/article_5b7143478ec882.61696031
Летуновская, С.В., Поташова, И.И. (2021). Критерии эффективности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации. Современное дошкольное образование, (4), 58–67. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2021-4106-58-67.
Маслаева, А.В., Озорнина, Н.И. (2023). Развитие мелкой моторики – развитие речи. Актуальные исследования, (44), 83–84.
Мезенцева, Т.Н. (2020). Народная тряпичная кукла как средство духовно-нравственного развития дошкольников. Детский сад от А до Я, (6), 84–91.
Робский, В.В. (2016). Проблема формирования смысла деятельности воспитателя детского сада в современных условиях. Детский сад: теория и практика, (10), 92–105.
Самофалова, Ю.Н., Коротченко, А.В. (2023). Развитие интереса у дошкольников к занятиям физкультурой и спорту через использование ИКТ в ДОУ. В: Цифровое общество: психологический и педагогический взгляд: Сборник статей Международной научно-практической конференции (Саратов, 4 декабря 2023 г.) (C. 179–181). Уфа: Аэтерна.
Скипина, А.С. (2023). Нейропсихологическая коррекционно-развивающая работа с детьми коррекционной группы. Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы, (1), 62–63.
Сметанина, С.А., Корчемкина, А.А. (2022). Образовательная кинезиология как современная технология развития детей дошкольного возраста. Образование в Кировской области, (3), 84–88.
Тихомирова, Е.В. (2020). Занимательные логоигры для детей 3–7 лет. Москва: Сфера.
Усанина, Н.С. (2018). Особенности реализации программы повышения квалификации «Логопедические и дефектологические технологии в работе воспитателя с детьми ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО». В: Актуальные вопросы непрерывного профессионального образования: Сборник материалов (Ярославль, 1–2 марта 2018 г.) (С. 183–185). Под науч. ред. М.В. Новикова. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского.
Хабарова, Т.В. (2021). Современные тренды дошкольного образования. Дошкольная педагогика, (7), 9–13.
Шерайзина, Р.М., Задворная, М.С. (2019). Тенденции развития дополнительного профессионального образования педагогов дошкольного образования. Человек и образование, (2), 83–86.
Щукина, В. (2021). Оценка качества образовательного процесса в дошкольной группе на основе Шкал мониторинга качества дошкольного образования. Управление развитием образования, (1), 117–120.
Яковлева, Г.В. (2018). Основные тренды инноваций в дошкольном образовании. Методист, (4), 54–56.
Frödén, S., von Wright, M. (2018). The Waldorf Kindergarten. In: Fleer, M., van Oers, B. (Eds.) International Handbook of Early Childhood Education. Springer International Handbooks of Education. Springer, Dordrecht. https://doi.org/10.1007/978-94-024-0927-7_72
Lemoine, L., Bernier, T., Peter, L., Noël, Y., Besançon M. (2024). Teachers’ attitudes toward inclusive education for children with disabilities. European Journal of Psychology of Education. https://doi.org/10.1007/s10212-024-00812-x
- Комментарии