Шакирова Е.В. Открытое занятие в детском саду: основные особенности, тенденции, приемы
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность исследования. Занятие является не только формой организации обучения дошкольников, но и показателем профессионализма педагога. На открытом или конкурсном занятии педагоги стремятся продемонстрировать самые современные методы и средства, что делает такие мероприятия отражением ведущих тенденций в дошкольном образовании настоящего времени.
Цель исследования: выявление специфики организации занятий на основе материалов конкурсов для педагогов детских садов Ивановской области.
Методология: видеоанализ занятий.
Описание хода исследования. Для сбора исследовательских материалов были организованы дистанционные конкурсы. В них приняли участие 188 педагогов дошкольных организаций 21 муниципального района Ивановской области. В качестве конкурсной работы участники присылали видеозапись занятия с дошкольниками. В рамках исследования проведен видеоанализ занятий по изучению их структуры, выявлению наиболее распространенных и действенных педагогических приемов и средств.
Основные результаты. Проанализировано 188 работ участников региональных конкурсов «Читаем Ушинского» и «Детский сад – современный формат», организованных в 2023 году. Отмечена общая тенденция к перегрузке образовательной деятельности игровыми приемами и сюрпризными моментами. Выявлено общее стремление к замене детской инициативы и самостоятельности последовательным выполнением заданий педагога. На основе анализа материалов конкурсантов разработана схема типичного открытого занятия, начинающегося звуковым приемом привлечения внимания детей, построением в круг, авторитарным целеполаганием через загадку или сюрпризный момент.
Выводы. Среди особенностей конкурсных (открытых) занятий отмечаем желание педагогов применять зрелищные приемы, методы, средства (переодевание, эксперименты, технические устройства), а также преобладание активности взрослого, подавляющую активность ребенка. В стремлении проявить свои артистические способности педагоги берут всю инициативу на себя, выполняя большинство заданий, доминируя во всех видах деятельности и формулируя выводы. Среди особенностей, характеризующих открытые занятия, выделяем четкое построение образовательной деятельности как системы последовательных заданий, объединенных условной сюжетной линией (путешествие, сказка), не предусматривающее детскую инициативу и вариативность.
Исследование показало преобладание развлекательных средств над образовательными и развивающими целями организации открытых занятий.
Литература
-
Алексеева В.В. Теоретические основы дошкольного образования в исследованиях А.П. Усовой // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. – 2016. – № 6(8). – С. 9–12.
-
Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Эксмо, 2023. – 416 с.
-
Габдрахимова А.Р. Участие в профессиональных конкурсах как фактор повышения квалификации и профессионального развития педагогов // Вестник ТОГИРО. – 2022. – № 1(48). – С. 3–5.
-
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2021. – 464 с.
-
Коменский Я.А. Материнская школа. – М.: Книга по требованию, 2012. – 104 с.
-
Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход: в 2 ч. Ч. 1. – Дубна: Управление дошкольного образования, 1997. – 177 с.
-
Организация детских садов в годы революции. – М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2015. – 128 с.
-
Подъянова С.М., Поливанова К.Н. Причины неудовлетворенности родителей дошкольными образовательными учреждениями в Москве // Современное дошкольное образование. – 2022. – №1(109). – С. 26–35. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-26-35
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 “Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022?ysclid=llt54txbik222244432 (дата обращения: 16.08.2023).
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”» [Электронный ресурс].URL: https://docs.cntd.ru/document/499023522?ysclid=llt7a1vp9q142003204 (дата обращения: 16.08.2023).
-
Симонович Я.М., Симонович А.С. Организация детского сада в XIX веке. Статьи из первого российского дошкольного журнала. – М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2014. – 128 с.
-
Соценко Т., Елупахина А. Дошкольная дидактика: на пути к гармоничному развитию и благополучию ребёнка // Пралеска. – 2019. – № 3(331). – С. 8–13.
-
Трифонова Е.В. Планирование и проведение развивающих занятий с детьми дошкольного возраста: история и современность // Проблемы современного образования. – 2021. – №6. – С. 81–94. – DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-81-94.
-
Трифонова Е.В. Планирование и проведение развивающих занятий с детьми дошкольного возраста: рефлексия опыта обучения студентов // Проблемы современного образования. – 2022. – №1. – С. 85–97. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-85-97.
-
Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. URL: http:// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ (дата обращения: 16.08.2023).
-
Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 176 с.
-
Утемов В.В., Ярославцева Е.В., Горев П.М. Структура когнитивного занятия на основе технологии аргументированного дискурса в дошкольном образовании // Концепт. – 2022. – № 12. – С. 76-86. – DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11087.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
-
Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 208 с.
-
Шакирова Е.В. Занятие: понятие, сущность и практические решения в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования // Дошкольная педагогика. – 2023. – № 4(189). – С. 47–49.
-
Freniere P. L., Charlesworth W. R. Dominance, attention, and affiliation in a preschool group: A nine-month longitudinal study // Ethology and Sociobiology. – 1983. – 4(2). – Р. 55–67. DOI: 10.1016/0162-3095(83)90030-4
-
Hu B. Y., Li Y., Wang C. et al.. Preschool teachers’ self-efficacy, classroom process quality, and children’s social skills: A multilevel mediation analysis // Early Childhood Research Quarterly. – 2021. – 55. – Р. 242–251. DOI: 10.1016/j.ecresq.2020.12.001
- Комментарии