Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Шакирова Е.В. Открытое занятие в детском саду: основные особенности, тенденции, приемы

    Шакирова Е.В. Открытое занятие в детском саду: основные особенности, тенденции, приемы

    Шакирова Е.В. Открытое занятие в детском саду: основные особенности, тенденции, приемы
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 18.10.2023
    Принята к публикации: 03.11.2023
    Дата публикации в журнале: 04.12.2023
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-6120-46-63
    Ключевые слова: дошкольное образование занятие образовательная деятельность воспитатель
    Для цитирования статьи:
    Шакирова Е.В. Открытое занятие в детском саду: основные особенности, тенденции, приемы // Современное дошкольное образование. – 2023. – №6(120) - C. 46-63. DOI:10.24412/2782-4519-2023-6120-46-63

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2023. - №6
    Шакирова Елена Валерьевна
    кандидат педагогических наук, доцент кафедры непрерывного психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Иваново, Российская Федерация

    Аннотация

    Актуальность исследования. Занятие является не только формой организации обучения дошкольников, но и показателем профессионализма педагога. На открытом или конкурсном занятии педагоги стремятся продемонстрировать самые современные методы и средства, что делает такие мероприятия отражением ведущих тенденций в дошкольном образовании настоящего времени.

    Цель исследования: выявление специфики организации занятий на основе материалов конкурсов для педагогов детских садов Ивановской области.

    Методология: видеоанализ занятий.

    Описание хода исследования. Для сбора исследовательских материалов были организованы дистанционные конкурсы. В них приняли участие 188 педагогов дошкольных организаций 21 муниципального района Ивановской области. В качестве конкурсной работы участники присылали видеозапись занятия с дошкольниками. В рамках исследования проведен видеоанализ занятий по изучению их структуры, выявлению наиболее распространенных и действенных педагогических приемов и средств.

    Основные результаты. Проанализировано 188 работ участников региональных конкурсов «Читаем Ушинского» и «Детский сад – современный формат», организованных в 2023 году. Отмечена общая тенденция к перегрузке образовательной деятельности игровыми приемами и сюрпризными моментами. Выявлено общее стремление к замене детской инициативы и самостоятельности последовательным выполнением заданий педагога. На основе анализа материалов конкурсантов разработана схема типичного открытого занятия, начинающегося звуковым приемом привлечения внимания детей, построением в круг, авторитарным целеполаганием через загадку или сюрпризный момент.

    Выводы. Среди особенностей конкурсных (открытых) занятий отмечаем желание педагогов применять зрелищные приемы, методы, средства (переодевание, эксперименты, технические устройства), а также преобладание активности взрослого, подавляющую активность ребенка. В стремлении проявить свои артистические способности педагоги берут всю инициативу на себя, выполняя большин­ство заданий, доминируя во всех видах деятельности и формулируя выводы. Среди особенностей, характеризующих открытые занятия, выделяем четкое построение образовательной деятельности как системы последовательных заданий, объединенных условной сюжетной линией (путешествие, сказка), не предусматривающее детскую инициативу и вариативность.

    Исследование показало преобладание развлекательных средств над образовательными и развивающими целями организации открытых занятий.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Алексеева В.В. Теоретические основы дошкольного образования в исследованиях А.П. Усовой // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. – 2016. – № 6(8). – С. 9–12.

    2. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Эксмо, 2023. – 416 с.

    3. Габдрахимова А.Р. Участие в профессиональных конкурсах как фактор повышения квалификации и профессионального развития педагогов // Вестник ТОГИРО. – 2022. – № 1(48). – С. 3–5.

    4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2021. – 464 с.

    5. Коменский Я.А. Материнская школа. – М.: Книга по требованию, 2012. – 104 с.

    6. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход: в 2 ч. Ч. 1. – Дубна: Управление дошкольного образования, 1997. – 177 с.

    7. Организация детских садов в годы революции. – М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2015. – 128 с.

    8. Подъянова С.М., Поливанова К.Н. Причины неудовлетворенности родителей дошкольными образовательными учреждениями в Москве // Современное дошкольное образование. – 2022. – №1(109). – С. 26–35. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-26-35

    9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 “Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022?ysclid=llt54txbik222244432 (дата обращения: 16.08.2023).

    10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”» [Электронный ресурс].URL: https://docs.cntd.ru/document/499023522?ysclid=llt7a1vp9q142003204 (дата обращения: 16.08.2023).

    11. Симонович Я.М., Симонович А.С. Организация детского сада в XIX веке. Статьи из первого российского дошкольного журнала. – М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2014. – 128 с.

    12. Соценко Т., Елупахина А. Дошкольная дидактика: на пути к гармоничному развитию и благополучию ребёнка // Пралеска. – 2019. – № 3(331). – С. 8–13.

    13. Трифонова Е.В. Планирование и проведение развивающих занятий с детьми дошкольного возраста: история и современность // Проблемы современного образования. – 2021. – №6. – С. 81–94. – DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-81-94.

    14. Трифонова Е.В. Планирование и проведение развивающих занятий с детьми дошкольного возраста: рефлексия опыта обучения студентов // Проблемы современного образования. – 2022. – №1. – С. 85–97. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-85-97.

    15. Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. URL: http:// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ (дата обращения: 16.08.2023).

    16. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 176 с.

    17. Утемов В.В., Ярославцева Е.В., Горев П.М. Структура когнитивного занятия на основе технологии аргументированного дискурса в дошкольном образовании // Концепт. – 2022. – № 12. – С. 76-86. – DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11087.

    18. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.

    19. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 208 с.

    20. Шакирова Е.В. Занятие: понятие, сущность и практические решения в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования // Дошкольная педагогика. – 2023. – № 4(189). – С. 47–49.

    21. Freniere P. L., Charlesworth W. R. Dominance, attention, and affiliation in a preschool group: A nine-month longitudinal study // Ethology and Sociobiology. – 1983. – 4(2). – Р. 55–67. DOI: 10.1016/0162-3095(83)90030-4

    22. Hu B. Y., Li Y., Wang C. et al.. Preschool teachers’ self-efficacy, classroom process quality, and children’s social skills: A multilevel mediation analysis // Early Childhood Research Quarterly. – 2021. – 55. – Р. 242–251. DOI: 10.1016/j.ecresq.2020.12.001

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью