Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все номера журнала
    • 2023
    • СДО - 2023. - №6

    СДО - 2023. - №6

    СДО - 2023. - №6
    0%
    СДО - 2023. - №1
    СДО - 2023. - №2
    СДО - 2023. - №3
    СДО - 2023. - №4
    СДО - 2023. - №5
    СДО - 2023. - №6
    Панорама событий
    Годовщина Ташкентской декларации «Tashkent+1»
    СДО - 2023. - №6 с. 4-7
    Комарова И.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    686
    Чуть больше года прошло с того момента, когда в Ташкенте завершила работу Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста «Трансформация дошкольного образования», собравшая 150 министров из разных стран мира. Итогом конференции стало принятие «Ташкентской декларации», в которой были зафиксированы основные направления развития дошкольного образования на долгие годы вперед. Декларация призывает к созданию условий для гармоничного развития каждого ребенка, начиная с самого раннего возраста, а также к обеспечению доступа к качественному дошкольному образованию для всех слоев населения. Материалы об итогах конференции были опубликованы в журнале «Современное дошкольное образование» за 2022–2023 годы.
    Теория и практика образования
    Далгатов М.М., Гунашева М.А., Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Российский и зарубежный опыт изучения семей, принявших детей из зон боевых действий
    СДО - 2023. - №6 с. 8-18
    Слепко Ю.Н. , Мазилов В.А. , Гунашева М.А. , Далгатов М.М.
    ПОДРОБНЕЕ
    831

    Актуальность. Мировой кризис беженцев создает значительное количество проблем, связанных с необходимостью решения политических, экономических, социальных, психологических и других вопросов организации жизнедеятельности вынужденных переселенцев. Наиболее острыми среди них являются психологические следствия вынужденного перемещения, оказывающие негативное влияние на субъективное благополучие, психическое здоровье, эмоциональное состояние и другие сферы психической жизни наименее защищенной категории беженцев – детей.

    Цель. Обобщение и систематизация российского и зарубежного опыта изучения психологических проблем детей-беженцев, в том числе оставшихся без попечения родителей и принятых в новую семью.

    Методы. В основе настоящего исследования лежит теоретический сравнительно-психологический анализ российских и зарубежных исследований, в предмет которых входит изучение проблем психологии беженцев.

    Результаты. В ходе проведенного исследования были обобщены и систематизированы типичные психологические проблемы, возникающие у беженцев в ситуации вынужденного переселения, – нарушения адаптации, эмоциональной сферы, развитие стрессовых состояний, необратимые личностные изменения и др. Показано разнообразие форм и методов психологической помощи беженцам, включающее образовательную и культурную интеграцию, индивидуальную, групповую, когнитивно-поведенческую и другие виды психотерапевтической помощи. Утверждается, что при наличии понимания важности семьи как фактора психологического благополучия детей-беженцев объем исследований проблемы принимающих их семей явно непропорционален возрастающему числу беженцев.

    Выводы. Обобщая полученные результаты, авторы формулируют основную идею о том, что принимающая семья должна рассматриваться как субъект оказания психологической помощи детям-беженцам в решении типичных проблем эмоциональной, личностной, поведенческой, коммуникативной и других сфер их жизнедеятельности. Успешное решение обозначеннойu1079 задачи напрямую зависит от систематической работы научного сообщества по оценке психологических проблем детей-беженцев, разработке адаптивных, развивающих, коррекционных и других программ психологического сопровождения вынужденных переселенцев.


    Ключевые слова: беженцы психология беженцев семья беженцев принимающая семья
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-6120-8-18
    Габдулхаков В.Ф., Зиннурова А.Ф. Развитие исторической памяти у будущих педагогов дошкольного образования в двуязычной среде университета
    СДО - 2023. - №6 с. 20-35
    Зиннурова А.Ф. , Габдулхаков В.Ф.
    ПОДРОБНЕЕ
    1135

    Цель статьи – показать результаты исследования по диагностике и развитию исторической памяти у будущих педагогов дошкольных организаций, обучающихся в субъектах России с государственным национально-русским двуязычием. Эмпирической базой исследования стали педагогические отделения университетов Татарстана, Чувашии, Марий Эл. В ходе диагностики уровня развития историче­ской памяти у будущих педагогов было установлено, что более половины из них не обладают исторической памятью, треть студентов признаются, что они не готовы формировать историческую память у своих будущих воспитанников в образовательных учреждениях, многие имеют слабое представление о событиях, имеющих историческое значение для страны, теряются в характерных для двуязычной среды понятиях большой и малой Родины.

    Проблема заключается в том, что в вузах практически не проводится диагностический мониторинг развития исторической памяти; многие преподаватели игнорируют эти вопросы при освоении студентами мировоззренческого и коммуникативного модулей; нет эффективной стратегии формирования исторической памяти как базовой основы воспитания патриотизма и гражданственности на занятиях по дисциплинам общекультурного блока.

    В качестве методов исследования были использованы анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, обобщение результатов исследования на межрегиональных научно-практических конференциях, математическая обработка данных. Всего в экспериментах (диагностических и формирующих) в течение 5 лет (2019–2023 гг.) приняли участие 1886 студентов и 12 преподавателей университетов.

    Основными результатами исследования стали проблемные зоны сформированности (несформированности) исторической памяти студентов в условиях государственного национально-русского двуязычия, педагогическая стратегия развития исторической памяти в процессе освоения дисциплин общекультурного блока, методические рекомендации по формированию исторической памяти в двуязычных регионах.

    Выводы. В университетах с государственным национально-русским двуязычием необходимо осуществлять диагностический мониторинг развития исторической памяти студентов, выявлять проблемные зоны этого развития, проектировать на основе полученных данных педагогические стратегии патриотического воспитания. Перспективными направлениями педагогического поиска могут стать модели, технологии, средства формирования исторической памяти при освоении дисциплин как общекультурного, так и профессионального блока, а также формирование исторической памяти в условиях научно-исследовательской или педагогической практики.

    Ключевые слова: историческая память будущие педагоги дошкольное образование двуязычные регионы педагогическая диагностика проблемные зоны педагогическая стратегия воспитание патриотизма
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-6120-20-35
    Ушакова О.С., Яшина В.И. Когнитивный аспект развития языковой способности у дошкольников.
    СДО - 2023. - №6 с. 36-45
    Яшина В.И. , Ушакова О.С.
    ПОДРОБНЕЕ
    1938

    Актуальность. Исследования, направленные на изучение когнитивного аспекта развития языковой способности у дошкольников, показывают, что центром развития языковой способности является семантический компонент, который лежит в основе лингвистического развития ребенка-дошкольника, включающего не только расширение объема словаря, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, обогащение связей с другими словами, поскольку в монологической речи значение отдельного слова вступает во взаимодействие с семантикой всего высказывания. А формирование связной монологической речи является центральной задачей речевого развития дошкольника. Работа над смыслом слова, расширением семантического поля, использование ассоциативного принципа усвоения лексики, формирование языковых обобщений в усвоении грамматического строя речи развивают у дошкольников произвольность и осознанность речи, умение отбирать точные и выразительные средства при построении связных высказываний разных типов. Эти положения относятся к овладению не только родным, но и любым другим языком.

    Цель. Обобщить результаты исследований, проводившихся в течение двадцати с лишним лет в ДОО №215 (затем – дошкольное отделение школы №324 г. Москвы).

    Ход исследования. Исследования, проведенные под руководством Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной, были направлены на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве, органиче­ски сочетая в теоретическом анализе и эксперименте педагогический, психологический и лингвистиче­ский аспекты. Эти исследования показали, что дети, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Необходимое условие их лингвистического развития – постепенное осознание языковых явлений, т.е. развитие метаязыковой деятельности детей, которое ведет к подлинному овладению богатством языка.

    Результаты исследований также показали, что обогащение словаря включает не только расширение его объема, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, расширение связей слова с другими словами. Наряду со смысловой стороной слова важную роль играет и проблема лексической сочетаемости слов, что позволяет сомкнуть овладение семантикой слова с развитием связной речи.

    Выводы. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи является одной из важнейших задач как речевого, так и лингвистического развития, начиная с дошкольного возраста, поэтому именно этот аспект мы считаем центральным в начальном развитии языковой личности. А понимание значения слова, которое является основной единицей языка и основой когнитивного развития ребенка, определяет сущность развития его языковой способности.

    Ключевые слова: дети дошкольного возраста значение слова семантический компонент языковой способности лингвистическое развитие ребенка осознание явлений языка и речи познавательное и речевое развитие дошкольников
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-6120-36-45
    Шакирова Е.В. Открытое занятие в детском саду: основные особенности, тенденции, приемы
    СДО - 2023. - №6 с. 46-63
    Шакирова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1942

    Актуальность исследования. Занятие является не только формой организации обучения дошкольников, но и показателем профессионализма педагога. На открытом или конкурсном занятии педагоги стремятся продемонстрировать самые современные методы и средства, что делает такие мероприятия отражением ведущих тенденций в дошкольном образовании настоящего времени.

    Цель исследования: выявление специфики организации занятий на основе материалов конкурсов для педагогов детских садов Ивановской области.

    Методология: видеоанализ занятий.

    Описание хода исследования. Для сбора исследовательских материалов были организованы дистанционные конкурсы. В них приняли участие 188 педагогов дошкольных организаций 21 муниципального района Ивановской области. В качестве конкурсной работы участники присылали видеозапись занятия с дошкольниками. В рамках исследования проведен видеоанализ занятий по изучению их структуры, выявлению наиболее распространенных и действенных педагогических приемов и средств.

    Основные результаты. Проанализировано 188 работ участников региональных конкурсов «Читаем Ушинского» и «Детский сад – современный формат», организованных в 2023 году. Отмечена общая тенденция к перегрузке образовательной деятельности игровыми приемами и сюрпризными моментами. Выявлено общее стремление к замене детской инициативы и самостоятельности последовательным выполнением заданий педагога. На основе анализа материалов конкурсантов разработана схема типичного открытого занятия, начинающегося звуковым приемом привлечения внимания детей, построением в круг, авторитарным целеполаганием через загадку или сюрпризный момент.

    Выводы. Среди особенностей конкурсных (открытых) занятий отмечаем желание педагогов применять зрелищные приемы, методы, средства (переодевание, эксперименты, технические устройства), а также преобладание активности взрослого, подавляющую активность ребенка. В стремлении проявить свои артистические способности педагоги берут всю инициативу на себя, выполняя большин­ство заданий, доминируя во всех видах деятельности и формулируя выводы. Среди особенностей, характеризующих открытые занятия, выделяем четкое построение образовательной деятельности как системы последовательных заданий, объединенных условной сюжетной линией (путешествие, сказка), не предусматривающее детскую инициативу и вариативность.

    Исследование показало преобладание развлекательных средств над образовательными и развивающими целями организации открытых занятий.

    Ключевые слова: дошкольное образование занятие образовательная деятельность воспитатель
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-6120-46-63
    Мировой опыт
    Соловьева Ю., Ахутина Т.В., Пылаева Т.М., Кинтанар Рохас Л. Нейропсихологические качественные профили при трудностях в обучении в России и Мексике
    СДО - 2023. - №6 с. 64-77
    Пылаева Н.М. , Ахутина Т.В. , Соловьева Ю.В. , Кинтанар Рохас Л.
    ПОДРОБНЕЕ
    881

    Детская нейропсихология изучает функциональные причины изменений в мозге при выявлении трудностей в обучении. Такие причины обозначаются как типы или нейропсихологические профили, каждый из которых может быть установлен в ходе нейропсихологической клинической оценки.

    Цель статьи – показать возможности культурно-исторического подхода в нейропсихологии для формирования и изучения таких качественных профилей. Авторы, основываясь на собственном более чем двадцатилетнем опыте нейропсихологических исследований, представляют типы нейропсихологических профилей, распространенных в России и Мексике при трудностях в обучении, в зависимости от многообразия различных ошибок, обнаруженных в каждом конкретном случае.

    Интересно отметить, что в процессе идентификации специалистами нейропсихологических профилей есть как совпадения, так и различия. В статье обсуждается необходимость продолжения клинического анализа синдромов как типичных, так и атипичных качественных профилей с целью понимания и обеспечения оптимальной оценки и лечения в случаях трудностей в обучении (нарушений обучаемости).

    Ключевые слова: нейропсихология трудности в обучении нейропсихологическая оценка развития коррекционно-развивающее образование нейропсихология онлайн
    весь номер в формате pdf
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью