Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Далгатов М.М., Гунашева М.А., Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Российский и зарубежный опыт изучения семей, принявших детей из зон боевых действий

    Далгатов М.М., Гунашева М.А., Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Российский и зарубежный опыт изучения семей, принявших детей из зон боевых действий

    Далгатов М.М., Гунашева М.А., Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Российский и зарубежный опыт изучения семей, принявших детей из зон боевых действий
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 15.10.2023
    Принята к публикации: 05.11.2023
    Дата публикации в журнале: 04.12.2023
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-6120-8-18
    Ключевые слова: беженцы психология беженцев семья беженцев принимающая семья
    Для цитирования статьи:
    Далгатов М.М., Гунашева М.А., Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Российский и зарубежный опыт изучения семей, принявших детей из зон боевых действий // Современное дошкольное образование. – 2023. – №6(120) - C. 8-18. DOI:10.24412/2782-4519-2023-6120-8-18

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2023. - №6
    Далгатов Магомед Магомедаминович
    доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Дагестанского государственного педагогического университета им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия

    Гунашева Мадина Абдурагимовна
    старший преподаватель кафедры психологии Дагестанского государственного педагогического университета им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия

    Мазилов Владимир Александрович
    доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия

    Слепко Юрий Николаевич
    доктор психологических наук, профессор, декан педагогического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, Ярославль, Россия

    Аннотация

    Актуальность. Мировой кризис беженцев создает значительное количество проблем, связанных с необходимостью решения политических, экономических, социальных, психологических и других вопросов организации жизнедеятельности вынужденных переселенцев. Наиболее острыми среди них являются психологические следствия вынужденного перемещения, оказывающие негативное влияние на субъективное благополучие, психическое здоровье, эмоциональное состояние и другие сферы психической жизни наименее защищенной категории беженцев – детей.

    Цель. Обобщение и систематизация российского и зарубежного опыта изучения психологических проблем детей-беженцев, в том числе оставшихся без попечения родителей и принятых в новую семью.

    Методы. В основе настоящего исследования лежит теоретический сравнительно-психологический анализ российских и зарубежных исследований, в предмет которых входит изучение проблем психологии беженцев.

    Результаты. В ходе проведенного исследования были обобщены и систематизированы типичные психологические проблемы, возникающие у беженцев в ситуации вынужденного переселения, – нарушения адаптации, эмоциональной сферы, развитие стрессовых состояний, необратимые личностные изменения и др. Показано разнообразие форм и методов психологической помощи беженцам, включающее образовательную и культурную интеграцию, индивидуальную, групповую, когнитивно-поведенческую и другие виды психотерапевтической помощи. Утверждается, что при наличии понимания важности семьи как фактора психологического благополучия детей-беженцев объем исследований проблемы принимающих их семей явно непропорционален возрастающему числу беженцев.

    Выводы. Обобщая полученные результаты, авторы формулируют основную идею о том, что принимающая семья должна рассматриваться как субъект оказания психологической помощи детям-беженцам в решении типичных проблем эмоциональной, личностной, поведенческой, коммуникативной и других сфер их жизнедеятельности. Успешное решение обозначеннойu1079 задачи напрямую зависит от систематической работы научного сообщества по оценке психологических проблем детей-беженцев, разработке адаптивных, развивающих, коррекционных и других программ психологического сопровождения вынужденных переселенцев.


    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Артеменко О.Н., Бакунова И.В., Макадей Л.И. Патопсихологический микроструктурный анализ результатов исследования подростков-беженцев и вынужденных переселенцев // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – №1. – С. 48–61.

    2. Бакунова И.В. Психологическая коррекция стрессовых состояний у беженцев и вынужденных переселенцев // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №7. – С. 286–291.

    3. Бирина Е.Р., Гордеева В.В. Страхи детей-беженцев дошкольного возраста и способы их устранения
      в ДО // Вестник педагогических наук. – 2022. – №6. – С. 228–231.

    4. Васюков А.В. Анализ вовлеченности социально-общественных институтов для эффективности оказания психологической помощи украинским беженцам // Пензенский психологический вестник. – 2022. – №1 (18). – С. 54–64. DOI: 10.17689/psy-2022.1.6

    5. Газдиева А.А., Кадякина Н.М. Особенности социальных установок подростков-беженцев, деформация центраций смысловой сферы и регрессия траекторий смысложизненных стратегий подростков, проживающих в постконфликтном регионе // Северокавказский психологический вестник. – 2008. – Т. 6. – №2. – С. 11–14.

    6. Елагина Е.Р. Проблемы депривации детей-сирот в приемных семьях: отдельные аспекты решения // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2017. – Т. 17. – №S2. С. 85–86.

    7. Карабущенко Н.Б., Иващенко А.В., Сунгурова Н.Л., Аль Масри И. Психологические особенности адаптации сирийских подростков в экстремальных ситуациях социогенного характера // Экспериментальная психология. – 2016. – Т. 9. – №3. – С. 81–90.

    8. Красильникова В.В. Особенности школьной мотивации первоклассников через внутрисемейные отношения (на примере семей беженцев и вынужденных переселенцев) // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2023. – №S2. – С. 184–192.

    9. Ласкавая Л.А. Привязанность к опекуну у приемных подростков в замещающей семье // Молодой ученый. – 2021. – №26 (368). – С. 315–317.

    10. Морозова И.Г. Социокультурная адаптация детей-беженцев к образовательной среде учебного заведения // Педагогическое образование и наука. – 2023. – №2. – С. 105-110. DOI: 10.56163/2072-2524-2023-2-105-111

    11. Попов Т., Петров Д. Возможности арт-терапевтической работы с детьми-беженцами // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2013. – №9. – С. 9.

    12. Посвалюк Н.Э., Посвалюк Т.В. Опыт адаптации украинских беженцев в принимающих семьях Хабаровска / Миграционные процессы и их влияние на демографическое и социально-экономическое развитие Дальнего Востока. Сборник трудов II Международной научно-практической конференции. – Владивосток: ДФУ. 2018.

    13. Снегирева Е.С., Сазонова В.Н. Особенности эмоционального интеллекта детей из приемных семей // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2019. – №4 (285). – С. 250–253.

    14. Суслова Т.Ф. Проблемы социально-психологической адаптации детей из семьи мигрантов и беженцев из зоны военных конфликтов / Исторические итоги Второй мировой войны в актуальной повестке современности. Материалы Всероссийской онлайн-конференции с международным участием. – М.: МГБОУ, 2020. – С. 217–226.

    15. Суханова И.В. Сохранение и адаптация ребенка в приемной семье посредством трансформации личной уязвимости замещающих родителей // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2022. – №2 (59). – С. 55–64. DOI: 10.26456/vtpsyped/2022.2.055

    16. Хухлаев О.Е., Кузнецов И.М., Чибисова М.Ю. Интеграция мигрантов в образовательной среде: социально-психологические аспекты // Психологическая наука и образование. – 2013. – Т. 18. – №3. – С. 5–17.

    17. Adkins, T., Reisz, S., Hasdemir, D., Fonagy, P. (2022). Family Minds: A randomized controlled trial of a group intervention to improve foster parents’ reflective functioning. Development and Psychopathology, 34(3),1177-1191. doi:10.1017/S095457942000214X

    18. Bhui, K. (2022). A Refugee Rose of competencies and capabilities for mental healthcare of refugees. BJPsych Open, 8(2). E45. doi: 10.1192/bjo.2022.11

    19. Błasiak-Tytuła, M., Shevchuk-Kliuzheva, O. (2023). Family language policy and forced migration: the case of ukrainian refugees in Poland. Закарпатські філологічні студії, 1, 30-35. DOI: 10.32782/tps2663-4880/2022.27.1.5

    20. Cardinali, P., Bizzi, F., Migliorini, L. (2023). Through a relational lens: reflections about foster care experience in Italian emancipated foster youth. Frontiers in Psychology, 14. doi: 10.3389/fpsyg.2023.1191307

    21. Ellis, B.H., Miller, A.B., Abdi, S., Barrett, C., Blood, E.A., Betancourt, T.S. (2013). Multi-tier mental health program for refugee youth. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 81(1), 129-140. doi: 10.1037/a0029844

    22. Eltanamly, H., Leijten, P., van Roekel, E., Overbeek, G. (2023). Postmigration stress compromises refugee parents’ self-efficacy and autonomy-supportive parenting: An experience sampling study. Journal of Family Psychology, 37(3), 295-304. doi: 10.1037/fam0001059

    23. Garoff, F., Kangaslampi, S., Peltonen, K. (2019). Development and implementation of a group based mental health intervention for unaccompanied minors. Scandinavian Journal of Psychology, 60(1), 7-15. doi: 10.1111/sjop.12497

    24. Hammel, A. (2004). Representations of Family in Autobiographical Texts of Child Refugees. Shofar: An Interdisciplinary Journal of Jewish Studies, 23, 121-132. doi: 10.1353/sho.2005.0023

    25. Huminuik, K., Eslami, M., Sherrell, K., Friesen, C. (2022). Settlement-integrated refugee mental health. Canadian Psychology / Psychologie canadienne, 63(4), 667-677. doi: 10.1037/cap0000345

    26. Jiménez-Morago, J., León, E., Román, M. (2015). Adversity and Adjustment in Children in Institutions, Family Foster Care, and Adoption. The Spanish Journal of Psychology, 18, E45. doi:10.1017/sjp.2015.49

    27. Jiménez, J., Mata, E., León, E., Muñoz, A. (2013). Parental Stress and Children Adjustment in Kinship Foster Families. The Spanish Journal of Psychology, 16, E39. doi: 10.1017/sjp.2013.41

    28. Khairat, M., Hodge, S., Duxbury, A. (2023). Refugees’ and asylum seekers’ experiences of individual psychological therapy: A qualitative meta-synthesis. Psychology and Psychotherapy: Theory, Research and Practice, 11 May. doi: 10.1111/papt.12470

    29. Lange, A., Mortensen, E., Palic, S., Sonne, C., Carlsson, J. (2023). Refugees versus person’s family reunified to a refugee: A comparison of sociodemographic factors, trauma history, baseline psychopathology and treatment effectiveness. Journal of Affective Disorders Reports, 13. 100586. doi: 10.1016/j.jadr.2023.100586

    30. Leyendecker, B., Cabrera, N., Lembcke, H., Willard, J., Kohl, K., Spiegler, O. (2018). Parenting in a new land: Immigrant parents and the positive development of their children and youth. European Psychologist, 23(1), 57-71. doi: 10.1027/1016-9040/a000316

    31. Liddell, B., Batch, N., Hellyer, S., Bulnes-Diez, M., Kamte, A., Klassen, C., Wong, J., Byrow, Y., Nickerson, A.
      (2022). Understanding the effects of being separated from family on refugees in Australia: a qualitative study. Australian and New Zealand Journal of Public Health, 46. doi: 10.1111/1753-6405.13232.

    32. Lincoln, A.K., Cardeli, E., Sideridis, G., Salhi, C., Miller, A.B., Da Fonseca, T., Issa, O., Ellis, B.H. (2021). Discrimination, marginalization, belonging, and mental health among Somali immigrants in North America. American Journal of Orthopsychiatry, 91(2), 280-293. doi: 10.1037/ort0000524

    33. Mörgen, R., Rieker, P. (2021). Doing foster family with young refugees: Negotiations of belonging and being at home. Children & Society, 36. doi: 10.1111/chso.12460

    34. Murray, L., Hall, B., Dorsey, S., Ugueto, A., Puffer, E., Sim, A., Bolton, P. (2018). An evaluation of a common elements treatment approach for youth in Somali refugee camps. Global Mental Health, 5, E16. doi:10.1017/gmh.2018.7

    35. Neville, S., DiClemente-Bosco, K., Chamlagai L. K., Bunn M., Freeman J., Berent J. M., Gautam B., Abdi A., Betancourt T. S. (2022). Investigating Outcomes of a Family Strengthening Intervention for Resettled Somali Bantu and Bhutanese Refugees: An Explanatory Sequential Mixed Methods Study. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19, 12415. doi: 10.3390/ijerph191912415

    36. Nilles, H., Kerkhoff, D., Demir, Z., Braig, J., Schmees, P., Rueth, J.-E., Eschenbeck, H., Lohaus, A. (2022). Coping of young refugees in Germany: Relations to gender, age, and gender role attitudes. European Journal of Health Psychology, 29(1), 15-25. doi: 10.1027/2512-8442/a000094

    37. Reinke, H. Kärner, T. Ringeisen, T. (2022). Need-centered support for young refugees in Germany.
      In book: Youth without family to lean on: Global challenges and local interventions, 179–196. London: Routledge. 10.4324/9781003124849-15

    38. Samara, M., Asam, A., Khadaroo, A., Hammuda, S. (2020). Examining the psychological well-being of refugee children and the role of friendship and bullying. British Journal of Educational Psychology, 90(2), 301-329. doi: 10.1111/bjep.12282

    39. Samarah, E. (2022). Narrative exposure therapy to address PTSD symptomology with refugee and migrant children and youth: A review. Traumatology. doi: 10.1037/trm0000427

    40. Schoemaker, N., Wentholt, W., Goemans, A., Vermeer, H., Juffer, F., Alink, L. (2020). A meta-analytic review of parenting interventions in foster care and adoption. Development and Psychopathology, 32(3), 1149-1172. doi:10.1017/S0954579419000798

    41. Shein, B., Zhou, X. (2023). Understanding the relations between family cultural socialization and bicultural identity integration in burmese college students of refugee background. Asian American Journal of Psychology. doi: 10.1037/aap0000316

    42. Suárez-Orozco, C., Motti-Stefanidi, F., Marks, A., Katsiaficas, D. (2018). An integrative risk and resilience model for understanding the adaptation of immigrant-origin children and youth. American Psychologist, 73(6), 781-796. doi:10.1037/amp0000265

    43. Taylor, C. (2023). Why do families foster children? A Beckerian approach. Review of Economics of the Household, 1-33. doi: 10.1007/s11150-023-09654-w

    44. Van Andel, H., Post, W., Jansen, L., Van der Gaag, R. J., Knorth, E., Grietens, H. (2016). Optimizing foster family placement for infants and toddlers: A randomized controlled trial on the effect of the foster family intervention. American Journal of Orthopsychiatry, 86(3), 332-344. doi: 10.1037/ort0000162

    45. Xiong, Z., Her, M., Kira, M., Belgrade, A., Pattipati, M., Xiong, G., Miller, H., Lee, F. (2021). Role of Family in Refugee Adjustment: Experiences of Hmong, Somali, and Syrian Refugees in the USA. Adversity and Resilience Science, 2. doi: 10.1007/s42844-021-00043-9

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью