Далгатов М.М., Гунашева М.А., Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Российский и зарубежный опыт изучения семей, принявших детей из зон боевых действий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Мировой кризис беженцев создает значительное количество проблем, связанных с необходимостью решения политических, экономических, социальных, психологических и других вопросов организации жизнедеятельности вынужденных переселенцев. Наиболее острыми среди них являются психологические следствия вынужденного перемещения, оказывающие негативное влияние на субъективное благополучие, психическое здоровье, эмоциональное состояние и другие сферы психической жизни наименее защищенной категории беженцев – детей.
Цель. Обобщение и систематизация российского и зарубежного опыта изучения психологических проблем детей-беженцев, в том числе оставшихся без попечения родителей и принятых в новую семью.
Методы. В основе настоящего исследования лежит теоретический сравнительно-психологический анализ российских и зарубежных исследований, в предмет которых входит изучение проблем психологии беженцев.
Результаты. В ходе проведенного исследования были обобщены и систематизированы типичные психологические проблемы, возникающие у беженцев в ситуации вынужденного переселения, – нарушения адаптации, эмоциональной сферы, развитие стрессовых состояний, необратимые личностные изменения и др. Показано разнообразие форм и методов психологической помощи беженцам, включающее образовательную и культурную интеграцию, индивидуальную, групповую, когнитивно-поведенческую и другие виды психотерапевтической помощи. Утверждается, что при наличии понимания важности семьи как фактора психологического благополучия детей-беженцев объем исследований проблемы принимающих их семей явно непропорционален возрастающему числу беженцев.
Выводы. Обобщая полученные результаты, авторы формулируют основную идею о том, что принимающая семья должна рассматриваться как субъект оказания психологической помощи детям-беженцам в решении типичных проблем эмоциональной, личностной, поведенческой, коммуникативной и других сфер их жизнедеятельности. Успешное решение обозначеннойu1079 задачи напрямую зависит от систематической работы научного сообщества по оценке психологических проблем детей-беженцев, разработке адаптивных, развивающих, коррекционных и других программ психологического сопровождения вынужденных переселенцев.
Литература
-
Артеменко О.Н., Бакунова И.В., Макадей Л.И. Патопсихологический микроструктурный анализ результатов исследования подростков-беженцев и вынужденных переселенцев // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – №1. – С. 48–61.
-
Бакунова И.В. Психологическая коррекция стрессовых состояний у беженцев и вынужденных переселенцев // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №7. – С. 286–291.
-
Бирина Е.Р., Гордеева В.В. Страхи детей-беженцев дошкольного возраста и способы их устранения
в ДО // Вестник педагогических наук. – 2022. – №6. – С. 228–231. -
Васюков А.В. Анализ вовлеченности социально-общественных институтов для эффективности оказания психологической помощи украинским беженцам // Пензенский психологический вестник. – 2022. – №1 (18). – С. 54–64. DOI: 10.17689/psy-2022.1.6
-
Газдиева А.А., Кадякина Н.М. Особенности социальных установок подростков-беженцев, деформация центраций смысловой сферы и регрессия траекторий смысложизненных стратегий подростков, проживающих в постконфликтном регионе // Северокавказский психологический вестник. – 2008. – Т. 6. – №2. – С. 11–14.
-
Елагина Е.Р. Проблемы депривации детей-сирот в приемных семьях: отдельные аспекты решения // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2017. – Т. 17. – №S2. С. 85–86.
-
Карабущенко Н.Б., Иващенко А.В., Сунгурова Н.Л., Аль Масри И. Психологические особенности адаптации сирийских подростков в экстремальных ситуациях социогенного характера // Экспериментальная психология. – 2016. – Т. 9. – №3. – С. 81–90.
-
Красильникова В.В. Особенности школьной мотивации первоклассников через внутрисемейные отношения (на примере семей беженцев и вынужденных переселенцев) // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2023. – №S2. – С. 184–192.
-
Ласкавая Л.А. Привязанность к опекуну у приемных подростков в замещающей семье // Молодой ученый. – 2021. – №26 (368). – С. 315–317.
-
Морозова И.Г. Социокультурная адаптация детей-беженцев к образовательной среде учебного заведения // Педагогическое образование и наука. – 2023. – №2. – С. 105-110. DOI: 10.56163/2072-2524-2023-2-105-111
-
Попов Т., Петров Д. Возможности арт-терапевтической работы с детьми-беженцами // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2013. – №9. – С. 9.
-
Посвалюк Н.Э., Посвалюк Т.В. Опыт адаптации украинских беженцев в принимающих семьях Хабаровска / Миграционные процессы и их влияние на демографическое и социально-экономическое развитие Дальнего Востока. Сборник трудов II Международной научно-практической конференции. – Владивосток: ДФУ. 2018.
-
Снегирева Е.С., Сазонова В.Н. Особенности эмоционального интеллекта детей из приемных семей // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2019. – №4 (285). – С. 250–253.
-
Суслова Т.Ф. Проблемы социально-психологической адаптации детей из семьи мигрантов и беженцев из зоны военных конфликтов / Исторические итоги Второй мировой войны в актуальной повестке современности. Материалы Всероссийской онлайн-конференции с международным участием. – М.: МГБОУ, 2020. – С. 217–226.
-
Суханова И.В. Сохранение и адаптация ребенка в приемной семье посредством трансформации личной уязвимости замещающих родителей // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2022. – №2 (59). – С. 55–64. DOI: 10.26456/vtpsyped/2022.2.055
-
Хухлаев О.Е., Кузнецов И.М., Чибисова М.Ю. Интеграция мигрантов в образовательной среде: социально-психологические аспекты // Психологическая наука и образование. – 2013. – Т. 18. – №3. – С. 5–17.
-
Adkins, T., Reisz, S., Hasdemir, D., Fonagy, P. (2022). Family Minds: A randomized controlled trial of a group intervention to improve foster parents’ reflective functioning. Development and Psychopathology, 34(3),1177-1191. doi:10.1017/S095457942000214X
-
Bhui, K. (2022). A Refugee Rose of competencies and capabilities for mental healthcare of refugees. BJPsych Open, 8(2). E45. doi: 10.1192/bjo.2022.11
-
Błasiak-Tytuła, M., Shevchuk-Kliuzheva, O. (2023). Family language policy and forced migration: the case of ukrainian refugees in Poland. Закарпатські філологічні студії, 1, 30-35. DOI: 10.32782/tps2663-4880/2022.27.1.5
-
Cardinali, P., Bizzi, F., Migliorini, L. (2023). Through a relational lens: reflections about foster care experience in Italian emancipated foster youth. Frontiers in Psychology, 14. doi: 10.3389/fpsyg.2023.1191307
-
Ellis, B.H., Miller, A.B., Abdi, S., Barrett, C., Blood, E.A., Betancourt, T.S. (2013). Multi-tier mental health program for refugee youth. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 81(1), 129-140. doi: 10.1037/a0029844
-
Eltanamly, H., Leijten, P., van Roekel, E., Overbeek, G. (2023). Postmigration stress compromises refugee parents’ self-efficacy and autonomy-supportive parenting: An experience sampling study. Journal of Family Psychology, 37(3), 295-304. doi: 10.1037/fam0001059
-
Garoff, F., Kangaslampi, S., Peltonen, K. (2019). Development and implementation of a group based mental health intervention for unaccompanied minors. Scandinavian Journal of Psychology, 60(1), 7-15. doi: 10.1111/sjop.12497
-
Hammel, A. (2004). Representations of Family in Autobiographical Texts of Child Refugees. Shofar: An Interdisciplinary Journal of Jewish Studies, 23, 121-132. doi: 10.1353/sho.2005.0023
-
Huminuik, K., Eslami, M., Sherrell, K., Friesen, C. (2022). Settlement-integrated refugee mental health. Canadian Psychology / Psychologie canadienne, 63(4), 667-677. doi: 10.1037/cap0000345
-
Jiménez-Morago, J., León, E., Román, M. (2015). Adversity and Adjustment in Children in Institutions, Family Foster Care, and Adoption. The Spanish Journal of Psychology, 18, E45. doi:10.1017/sjp.2015.49
-
Jiménez, J., Mata, E., León, E., Muñoz, A. (2013). Parental Stress and Children Adjustment in Kinship Foster Families. The Spanish Journal of Psychology, 16, E39. doi: 10.1017/sjp.2013.41
-
Khairat, M., Hodge, S., Duxbury, A. (2023). Refugees’ and asylum seekers’ experiences of individual psychological therapy: A qualitative meta-synthesis. Psychology and Psychotherapy: Theory, Research and Practice, 11 May. doi: 10.1111/papt.12470
-
Lange, A., Mortensen, E., Palic, S., Sonne, C., Carlsson, J. (2023). Refugees versus person’s family reunified to a refugee: A comparison of sociodemographic factors, trauma history, baseline psychopathology and treatment effectiveness. Journal of Affective Disorders Reports, 13. 100586. doi: 10.1016/j.jadr.2023.100586
-
Leyendecker, B., Cabrera, N., Lembcke, H., Willard, J., Kohl, K., Spiegler, O. (2018). Parenting in a new land: Immigrant parents and the positive development of their children and youth. European Psychologist, 23(1), 57-71. doi: 10.1027/1016-9040/a000316
-
Liddell, B., Batch, N., Hellyer, S., Bulnes-Diez, M., Kamte, A., Klassen, C., Wong, J., Byrow, Y., Nickerson, A.
(2022). Understanding the effects of being separated from family on refugees in Australia: a qualitative study. Australian and New Zealand Journal of Public Health, 46. doi: 10.1111/1753-6405.13232. -
Lincoln, A.K., Cardeli, E., Sideridis, G., Salhi, C., Miller, A.B., Da Fonseca, T., Issa, O., Ellis, B.H. (2021). Discrimination, marginalization, belonging, and mental health among Somali immigrants in North America. American Journal of Orthopsychiatry, 91(2), 280-293. doi: 10.1037/ort0000524
-
Mörgen, R., Rieker, P. (2021). Doing foster family with young refugees: Negotiations of belonging and being at home. Children & Society, 36. doi: 10.1111/chso.12460
-
Murray, L., Hall, B., Dorsey, S., Ugueto, A., Puffer, E., Sim, A., Bolton, P. (2018). An evaluation of a common elements treatment approach for youth in Somali refugee camps. Global Mental Health, 5, E16. doi:10.1017/gmh.2018.7
-
Neville, S., DiClemente-Bosco, K., Chamlagai L. K., Bunn M., Freeman J., Berent J. M., Gautam B., Abdi A., Betancourt T. S. (2022). Investigating Outcomes of a Family Strengthening Intervention for Resettled Somali Bantu and Bhutanese Refugees: An Explanatory Sequential Mixed Methods Study. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19, 12415. doi: 10.3390/ijerph191912415
-
Nilles, H., Kerkhoff, D., Demir, Z., Braig, J., Schmees, P., Rueth, J.-E., Eschenbeck, H., Lohaus, A. (2022). Coping of young refugees in Germany: Relations to gender, age, and gender role attitudes. European Journal of Health Psychology, 29(1), 15-25. doi: 10.1027/2512-8442/a000094
-
Reinke, H. Kärner, T. Ringeisen, T. (2022). Need-centered support for young refugees in Germany.
In book: Youth without family to lean on: Global challenges and local interventions, 179–196. London: Routledge. 10.4324/9781003124849-15 -
Samara, M., Asam, A., Khadaroo, A., Hammuda, S. (2020). Examining the psychological well-being of refugee children and the role of friendship and bullying. British Journal of Educational Psychology, 90(2), 301-329. doi: 10.1111/bjep.12282
-
Samarah, E. (2022). Narrative exposure therapy to address PTSD symptomology with refugee and migrant children and youth: A review. Traumatology. doi: 10.1037/trm0000427
-
Schoemaker, N., Wentholt, W., Goemans, A., Vermeer, H., Juffer, F., Alink, L. (2020). A meta-analytic review of parenting interventions in foster care and adoption. Development and Psychopathology, 32(3), 1149-1172. doi:10.1017/S0954579419000798
-
Shein, B., Zhou, X. (2023). Understanding the relations between family cultural socialization and bicultural identity integration in burmese college students of refugee background. Asian American Journal of Psychology. doi: 10.1037/aap0000316
-
Suárez-Orozco, C., Motti-Stefanidi, F., Marks, A., Katsiaficas, D. (2018). An integrative risk and resilience model for understanding the adaptation of immigrant-origin children and youth. American Psychologist, 73(6), 781-796. doi:10.1037/amp0000265
-
Taylor, C. (2023). Why do families foster children? A Beckerian approach. Review of Economics of the Household, 1-33. doi: 10.1007/s11150-023-09654-w
-
Van Andel, H., Post, W., Jansen, L., Van der Gaag, R. J., Knorth, E., Grietens, H. (2016). Optimizing foster family placement for infants and toddlers: A randomized controlled trial on the effect of the foster family intervention. American Journal of Orthopsychiatry, 86(3), 332-344. doi: 10.1037/ort0000162
-
Xiong, Z., Her, M., Kira, M., Belgrade, A., Pattipati, M., Xiong, G., Miller, H., Lee, F. (2021). Role of Family in Refugee Adjustment: Experiences of Hmong, Somali, and Syrian Refugees in the USA. Adversity and Resilience Science, 2. doi: 10.1007/s42844-021-00043-9
- Комментарии