доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики дошкольного образования, Московский педагогический государственный университет, академик Международной академии наук педагогического образования (Москва, Россия)
Ушакова Оксана Семеновна
Актуальность. Современное общество предъявляет высокие требования к уровню языковой подготовки детей, начиная с раннего возраста, что делает актуальным поиск эффективных методов развития речи и осознания детьми явлений языка и речи. Проблема развития речи в процессе речевого воспитания на этапе дошкольного детства предполагает новое рассмотрение вопросов уважительного отношения детей к родному языку, что обусловлено значимостью усвоения его национальной специфики, приобщения к языку как национальному богатству. Кроме того, развитие семантики в речи способствует общему интеллектуальному развитию детей, закладывая основы для последующего освоения более сложных языковых конструкций и понятий.
Цель. Определить оптимальные пути формирования семантического аспекта развития речи в процессе речевого воспитания детей седьмого года жизни.
Выборка. В исследовании приняли участие 54 ребенка 6–7 лет (подготовительная к школе группа), посещающие дошкольное отделение школы №1517 г. Москвы. Дети были разделены две группы: экспериментальную (1ЭГ, 28 детей) и контрольную группу (2ЭГ, 24 ребенка).
Методы. При оценке уровня владения разными сторонами речи использовалась диагностика, разработанная О.С. Ушаковой и В.И. Яшиной (Ушакова, Яшина, 2023). Aссоциативный эксперимент проводился по методике, разработанной исследователями лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания (Ушакова, Струнина, 2004). Уровень развития логического мышления выявлялся по методике, разработанной психологами НИИ дошкольного воспитания РАО под руководством Л.А. Венгера (Диагностика.., 1978). Уровень речевого развития старших дошкольников определялся по методике Е.А. Смирновой (Смирнова, 1987).
Результаты. Экспериментально доказано, что понимание значения слова — это ключевой момент речевого онтогенеза. Овладеть значением слова — значит овладеть зафиксированным в языке способом отражения существенных для данного социума признаков предмета (явления). В исследовании также показано, что, если семантический аспект становится центром построения связного высказывания (описания, повествования, рассуждения), которое развивается во взаимосвязи с решением всех речевых задач, стоящих в программе обучения, старшие дошкольники овладевают умением не только правильно составлять связный рассказ, но и грамотно строить любое высказывание. Особую роль в развитии языковых и коммуникативных способностей старших дошкольников (а именно эту роль выполняет семантический аспект развития речи детей) играют праздники русского языка, которые сочетают в себе все речевые задачи и воспитывают любовь и уважение к родному языку с раннего детства.
Выводы. Использование семантического содержания на занятиях оказывает влияние на речевое и познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Без специального обучения в речи детей даже старшего дошкольного возраста наблюдается под влиянием экстралингвистических (внеязыковых) факторов неадекватное употребление семантических единиц в речевых ситуациях или в построении текстов любого назначения.
Актуальность. Исследования, направленные на изучение когнитивного аспекта развития языковой способности у дошкольников, показывают, что центром развития языковой способности является семантический компонент, который лежит в основе лингвистического развития ребенка-дошкольника, включающего не только расширение объема словаря, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, обогащение связей с другими словами, поскольку в монологической речи значение отдельного слова вступает во взаимодействие с семантикой всего высказывания. А формирование связной монологической речи является центральной задачей речевого развития дошкольника. Работа над смыслом слова, расширением семантического поля, использование ассоциативного принципа усвоения лексики, формирование языковых обобщений в усвоении грамматического строя речи развивают у дошкольников произвольность и осознанность речи, умение отбирать точные и выразительные средства при построении связных высказываний разных типов. Эти положения относятся к овладению не только родным, но и любым другим языком.
Цель. Обобщить результаты исследований, проводившихся в течение двадцати с лишним лет в ДОО №215 (затем – дошкольное отделение школы №324 г. Москвы).
Ход исследования. Исследования, проведенные под руководством Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной, были направлены на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве, органически сочетая в теоретическом анализе и эксперименте педагогический, психологический и лингвистический аспекты. Эти исследования показали, что дети, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Необходимое условие их лингвистического развития – постепенное осознание языковых явлений, т.е. развитие метаязыковой деятельности детей, которое ведет к подлинному овладению богатством языка.
Результаты исследований также показали, что обогащение словаря включает не только расширение его объема, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, расширение связей слова с другими словами. Наряду со смысловой стороной слова важную роль играет и проблема лексической сочетаемости слов, что позволяет сомкнуть овладение семантикой слова с развитием связной речи.
Выводы. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи является одной из важнейших задач как речевого, так и лингвистического развития, начиная с дошкольного возраста, поэтому именно этот аспект мы считаем центральным в начальном развитии языковой личности. А понимание значения слова, которое является основной единицей языка и основой когнитивного развития ребенка, определяет сущность развития его языковой способности.
В статье рассматривается актуальность проблемы речевой готовности детей к школьному обучению, включающей развитие языковых и коммуникативных способностей дошкольника. Показано, что переход из детского сада в школу связан с изменением социального статуса ребенка, который становится школьником. Этому предшествует огромная подготовительная работа, развивающая общую и специальную подготовку к обучению в школе, результатом которой должна стать готовность к школе, в том числе и речевая. Авторы рассматривают когнитивный аспект речевой готовности дошкольников к школьному обучению. Показано, что изучение соотношения мысли, речи и языка в становлении личности ребенка-дошкольника предоставляет возможности для выявления закономерностей развития интеллектуальных, коммуникативных, речевых и языковых способностей в дошкольном детстве. Языковая (лингвистическая) компетентность, по отношению к дошкольникам, рассматривается как элементарное осознание явлений и фактов языка и речи, формирование способности употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические и антонимические ресурсы родного языка. Представлены задачи развития языковых и коммуникативных способностей. В воспитании культуры речевого общения дошкольников важную роль играет развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета, использование их в зависимости от ситуации. Совершенствование коммуникативной компетенции невозможно без усвоения основ культуры речи, отсутствие которой может вызвать неверное представление о сути высказывания.
Намечены перспективы исследований по формированию речевой готовности к школьному обучению. Выводы подводят итог основным положениям статьи.
Актуальность. В статье представлено языковое и нарративное развитие татарско-русских двуязычных детей. Вопросы повествования двуязычных татарско-русских дошкольников до сих пор не исследовались, и это первая попытка проанализировать способности детей строить повествования на обоих языках.
Цель. Цель работы – проанализировать нарративы татарско-русских двуязычных детей и показать их лексическое богатство с помощью соотношения типов лексем (TTR) и средней длины предложений в нарративах. Таким образом, мы планируем выяснить, какой язык является доминирующим у двуязычных детей.
Описание хода исследования. В исследовании приняли участие две группы детей – 4–5 и 5–6 лет (по 10 детей в каждой группе), которые должны были составить рассказы на обоих языках – татарском как родном и русском как втором – глядя на две серии картинок. Всего было проанализировано 40 рассказов – 20 на русском и 20 на татарском языках. Татарский язык тестировался носителем языка – преподавателем татарского языка в детском саду, а тестирование на русском языке проводилось одним из авторов, который является русскоговорящим. Все нарративы были записаны, расшифрованы и проанализированы на обоих языках.
Результаты. Результаты показали, что у детей русский язык является доминирующим. Однако, часто рассказывая на русском языке, дети использовали татарские слова, что говорит о том, что их словарный запас не так богат. Знание татарского языка у детей ограничено. Их словарный запас и количество предложений в рассказе были ограничены.
Заключение. Исследование, хотя и ограниченное, дает нам возможность взглянуть на прагматический аспект языка татарско-русских двуязычных детей изнутри. Для развития сбалансированного билингвизма у детей недостаточно нескольких часов занятий в детском саду. Известно, что развитие повествовательных способностей у детей в целом является хорошим мостиком к их грамотности в начальных классах. Важно, чтобы их повествовательные способности были развиты на обоих языках. Некоторые американские и европейские преподаватели недавно выяснили, что чтение родителями книг на родном языке двуязычным детям помогает им овладеть грамотой на втором языке.
Актуальность исследования. Система российского дошкольного образования занимает лидирующие позиции в мире. Складываться она стала еще в прошлом веке. В статье рассматриваются взгляды на развитие и воспитание дошкольников исследователей детской психологии и дошкольной педагогики, работавших в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, созданном А.В. Запорожцем. Александр Владимирович придавал особое значение воспитанию ребенка в первые годы жизни, когда закладываются основы будущей личности, когда при благоприятных педагогических условиях наиболее интенсивно развиваются различные практические, умственные и художественные способности, начинают формироваться нравственные представления, чувства и привычки, которые складываются впоследствии в характер человека.
Ход исследования. Автор рассматривает деятельность различных лабораторий Института, в которых исследовались проблемы обучения, развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. На решение этих задач были направлены педагогические, психологические и физиологические исследования, которые проводились в Институте дошкольного воспитания в содружестве с другими научными учреждениями страны.
Выводы. А.В. Запорожец создал признанную в мировой науке теорию сенсорного и умственного развития ребенка, являющуюся основой решения проблем воспитания дошкольников. Под руководством А.В. Запорожца была разработана концепция дошкольного воспитания и проведены исследования развития и воспитания детей раннего и дошкольного возрастов, которые доказали, что каждый нормальный ребенок обладает громадными потенциальными психофизиологическими возможностями. Задача педагогов, по его мнению, заключается в том, чтобы создать оптимальные педагогические условия для реализации этих возможностей, а в ходе усвоения общественного опыта происходит не только обогащение ребенка известными знаниями и умениями, но и формирование его способностей и качеств личности.
Сотрудниками Института была подготовлена «Программа воспитания в детском саду», на основе которой велось воспитание и обучение детей во всех дошкольных учреждениях страны.