доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики дошкольного образования, Московский педагогический государственный университет, академик Международной академии наук педагогического образования (Москва, Россия)
Ушакова Оксана Семеновна
Актуальность. Исследования, направленные на изучение когнитивного аспекта развития языковой способности у дошкольников, показывают, что центром развития языковой способности является семантический компонент, который лежит в основе лингвистического развития ребенка-дошкольника, включающего не только расширение объема словаря, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, обогащение связей с другими словами, поскольку в монологической речи значение отдельного слова вступает во взаимодействие с семантикой всего высказывания. А формирование связной монологической речи является центральной задачей речевого развития дошкольника. Работа над смыслом слова, расширением семантического поля, использование ассоциативного принципа усвоения лексики, формирование языковых обобщений в усвоении грамматического строя речи развивают у дошкольников произвольность и осознанность речи, умение отбирать точные и выразительные средства при построении связных высказываний разных типов. Эти положения относятся к овладению не только родным, но и любым другим языком.
Цель. Обобщить результаты исследований, проводившихся в течение двадцати с лишним лет в ДОО №215 (затем – дошкольное отделение школы №324 г. Москвы).
Ход исследования. Исследования, проведенные под руководством Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной, были направлены на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве, органически сочетая в теоретическом анализе и эксперименте педагогический, психологический и лингвистический аспекты. Эти исследования показали, что дети, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Необходимое условие их лингвистического развития – постепенное осознание языковых явлений, т.е. развитие метаязыковой деятельности детей, которое ведет к подлинному овладению богатством языка.
Результаты исследований также показали, что обогащение словаря включает не только расширение его объема, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, расширение связей слова с другими словами. Наряду со смысловой стороной слова важную роль играет и проблема лексической сочетаемости слов, что позволяет сомкнуть овладение семантикой слова с развитием связной речи.
Выводы. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи является одной из важнейших задач как речевого, так и лингвистического развития, начиная с дошкольного возраста, поэтому именно этот аспект мы считаем центральным в начальном развитии языковой личности. А понимание значения слова, которое является основной единицей языка и основой когнитивного развития ребенка, определяет сущность развития его языковой способности.
В статье рассматривается актуальность проблемы речевой готовности детей к школьному обучению, включающей развитие языковых и коммуникативных способностей дошкольника. Показано, что переход из детского сада в школу связан с изменением социального статуса ребенка, который становится школьником. Этому предшествует огромная подготовительная работа, развивающая общую и специальную подготовку к обучению в школе, результатом которой должна стать готовность к школе, в том числе и речевая. Авторы рассматривают когнитивный аспект речевой готовности дошкольников к школьному обучению. Показано, что изучение соотношения мысли, речи и языка в становлении личности ребенка-дошкольника предоставляет возможности для выявления закономерностей развития интеллектуальных, коммуникативных, речевых и языковых способностей в дошкольном детстве. Языковая (лингвистическая) компетентность, по отношению к дошкольникам, рассматривается как элементарное осознание явлений и фактов языка и речи, формирование способности употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические и антонимические ресурсы родного языка. Представлены задачи развития языковых и коммуникативных способностей. В воспитании культуры речевого общения дошкольников важную роль играет развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета, использование их в зависимости от ситуации. Совершенствование коммуникативной компетенции невозможно без усвоения основ культуры речи, отсутствие которой может вызвать неверное представление о сути высказывания.
Намечены перспективы исследований по формированию речевой готовности к школьному обучению. Выводы подводят итог основным положениям статьи.
Актуальность. В статье представлено языковое и нарративное развитие татарско-русских двуязычных детей. Вопросы повествования двуязычных татарско-русских дошкольников до сих пор не исследовались, и это первая попытка проанализировать способности детей строить повествования на обоих языках.
Цель. Цель работы – проанализировать нарративы татарско-русских двуязычных детей и показать их лексическое богатство с помощью соотношения типов лексем (TTR) и средней длины предложений в нарративах. Таким образом, мы планируем выяснить, какой язык является доминирующим у двуязычных детей.
Описание хода исследования. В исследовании приняли участие две группы детей – 4–5 и 5–6 лет (по 10 детей в каждой группе), которые должны были составить рассказы на обоих языках – татарском как родном и русском как втором – глядя на две серии картинок. Всего было проанализировано 40 рассказов – 20 на русском и 20 на татарском языках. Татарский язык тестировался носителем языка – преподавателем татарского языка в детском саду, а тестирование на русском языке проводилось одним из авторов, который является русскоговорящим. Все нарративы были записаны, расшифрованы и проанализированы на обоих языках.
Результаты. Результаты показали, что у детей русский язык является доминирующим. Однако, часто рассказывая на русском языке, дети использовали татарские слова, что говорит о том, что их словарный запас не так богат. Знание татарского языка у детей ограничено. Их словарный запас и количество предложений в рассказе были ограничены.
Заключение. Исследование, хотя и ограниченное, дает нам возможность взглянуть на прагматический аспект языка татарско-русских двуязычных детей изнутри. Для развития сбалансированного билингвизма у детей недостаточно нескольких часов занятий в детском саду. Известно, что развитие повествовательных способностей у детей в целом является хорошим мостиком к их грамотности в начальных классах. Важно, чтобы их повествовательные способности были развиты на обоих языках. Некоторые американские и европейские преподаватели недавно выяснили, что чтение родителями книг на родном языке двуязычным детям помогает им овладеть грамотой на втором языке.
Актуальность исследования. Система российского дошкольного образования занимает лидирующие позиции в мире. Складываться она стала еще в прошлом веке. В статье рассматриваются взгляды на развитие и воспитание дошкольников исследователей детской психологии и дошкольной педагогики, работавших в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, созданном А.В. Запорожцем. Александр Владимирович придавал особое значение воспитанию ребенка в первые годы жизни, когда закладываются основы будущей личности, когда при благоприятных педагогических условиях наиболее интенсивно развиваются различные практические, умственные и художественные способности, начинают формироваться нравственные представления, чувства и привычки, которые складываются впоследствии в характер человека.
Ход исследования. Автор рассматривает деятельность различных лабораторий Института, в которых исследовались проблемы обучения, развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. На решение этих задач были направлены педагогические, психологические и физиологические исследования, которые проводились в Институте дошкольного воспитания в содружестве с другими научными учреждениями страны.
Выводы. А.В. Запорожец создал признанную в мировой науке теорию сенсорного и умственного развития ребенка, являющуюся основой решения проблем воспитания дошкольников. Под руководством А.В. Запорожца была разработана концепция дошкольного воспитания и проведены исследования развития и воспитания детей раннего и дошкольного возрастов, которые доказали, что каждый нормальный ребенок обладает громадными потенциальными психофизиологическими возможностями. Задача педагогов, по его мнению, заключается в том, чтобы создать оптимальные педагогические условия для реализации этих возможностей, а в ходе усвоения общественного опыта происходит не только обогащение ребенка известными знаниями и умениями, но и формирование его способностей и качеств личности.
Сотрудниками Института была подготовлена «Программа воспитания в детском саду», на основе которой велось воспитание и обучение детей во всех дошкольных учреждениях страны.