Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Ушакова О.С., Яшина В.И. Когнитивный аспект развития языковой способности у дошкольников.

    Ушакова О.С., Яшина В.И. Когнитивный аспект развития языковой способности у дошкольников.

    Ушакова О.С., Яшина В.И. Когнитивный аспект развития языковой  способности у дошкольников.
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 09.10.2023
    Принята к публикации: 10.11.2023
    Дата публикации в журнале: 04.12.2023
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-6120-36-45
    Ключевые слова: дети дошкольного возраста значение слова семантический компонент языковой способности лингвистическое развитие ребенка осознание явлений языка и речи познавательное и речевое развитие дошкольников
    Для цитирования статьи:
    Ушакова О.С., Яшина В.И. Когнитивный аспект развития языковой способности у дошкольников. // Современное дошкольное образование. – 2023. – №6(120) - C. 36-45. DOI:10.24412/2782-4519-2023-6120-36-45

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2023. - №6
    Ушакова Оксана Семеновна
    доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики дошкольного образования, Московский педагогический государственный университет, академик Международной академии наук педагогического образования (Москва, Россия)

    Яшина Валентина Ивановна
    кандидат педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики дошкольного образования, Московский педагогический государственный университет, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, Москва, Россия

    Аннотация

    Актуальность. Исследования, направленные на изучение когнитивного аспекта развития языковой способности у дошкольников, показывают, что центром развития языковой способности является семантический компонент, который лежит в основе лингвистического развития ребенка-дошкольника, включающего не только расширение объема словаря, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, обогащение связей с другими словами, поскольку в монологической речи значение отдельного слова вступает во взаимодействие с семантикой всего высказывания. А формирование связной монологической речи является центральной задачей речевого развития дошкольника. Работа над смыслом слова, расширением семантического поля, использование ассоциативного принципа усвоения лексики, формирование языковых обобщений в усвоении грамматического строя речи развивают у дошкольников произвольность и осознанность речи, умение отбирать точные и выразительные средства при построении связных высказываний разных типов. Эти положения относятся к овладению не только родным, но и любым другим языком.

    Цель. Обобщить результаты исследований, проводившихся в течение двадцати с лишним лет в ДОО №215 (затем – дошкольное отделение школы №324 г. Москвы).

    Ход исследования. Исследования, проведенные под руководством Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной, были направлены на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве, органиче­ски сочетая в теоретическом анализе и эксперименте педагогический, психологический и лингвистиче­ский аспекты. Эти исследования показали, что дети, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Необходимое условие их лингвистического развития – постепенное осознание языковых явлений, т.е. развитие метаязыковой деятельности детей, которое ведет к подлинному овладению богатством языка.

    Результаты исследований также показали, что обогащение словаря включает не только расширение его объема, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, расширение связей слова с другими словами. Наряду со смысловой стороной слова важную роль играет и проблема лексической сочетаемости слов, что позволяет сомкнуть овладение семантикой слова с развитием связной речи.

    Выводы. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи является одной из важнейших задач как речевого, так и лингвистического развития, начиная с дошкольного возраста, поэтому именно этот аспект мы считаем центральным в начальном развитии языковой личности. А понимание значения слова, которое является основной единицей языка и основой когнитивного развития ребенка, определяет сущность развития его языковой способности.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. – М., 1957.

    2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1997.

    3. Бархударов Л.С. Язык и перевод (Вопросы общей и частной теории перевода). – М.: Международные отношения, 1975. – 240 с.

    4. Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошколь­ных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

    5. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

    6. Виноградов В.В. О поэтическом языке. – М., 1980.

    7. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений в 6 томах. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.

    8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

    9. Гумбольдт В. Избранные труды по общему языкознанию. – М., 1984.

    10. Детская речь: лингвистический аспект. – СПб., 1992.

    11. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В защиту живого слова. – М., 1966.

    12. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – Т. 2. – М., 1986.

    13. Звегинцев В.А. Язык и его лингвистическая теория. – М., 1973.

    14. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. 7-е изд. – М.: Издательство ЛКИ, 2010.

    15. Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе / Усвоение ребенком родного (русского) языка. – СПб., 1995.

    16. Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики. – М., 1999.

    17. Леонтьев А.Н. Слово в речевой деятельности. – М., 1965.

    18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

    19. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

    20. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1998.

    21. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981.

    22. Новиков Л.А. Семантика русского языка. Высшая школа. – М., 1982.

    23. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – СПб., 1997.

    24. Потебня А.А. Мысль и язык // Полн. собр. соч. – Т.1. – Харьков, 1926.

    25. Психолингвистика: Сб. статей / Сост. А.М. Шахнарович. – М., 1984.

    26. 28. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. [и авт. вступ. статьи] Е.В. Шорохова. – М.: Педагогика, 1973. – 423 с.

    27. Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. – М.: ПЕР СЭ, Логос, 2004.

    28. Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. А.А. Леонтьева. – М., 1977.

    29. Смага А.А. Особенности понимания смысловой стороны слова детьми пятого года жизни. – М., 1992.

    30. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики: Труды по языкознанию. – М., 1977.

    31. Сохин Ф.А. О лингвистическом развитии детей // Материалы III Всесоюзного симпозиума по психолингвистике. – М., 1970. – С. 125–127.

    32. Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками // Вопросы психологии. – 1974. – №1. – С. 138–142.

    33. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников // Развитие речи и речевого общения дошкольников: Сб. науч. трудов / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. РАО, 1995. – С. 5–26.

    34. Струнина Е.М. Подходы Ф.А. Сохина к изучению семантики детской речи // Проблемы изучения речи дошкольника: Сб. науч. трудов / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. РАО, 1994. – С. 17–26.

    35. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981.

    36. Ушакова Т.Н. О механизмах детского словотворчества // Вопросы психологии. – 1969.

    37. Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. – М.: Сфера, 2014.

    38. Ушакова О.С, Яшина В.И. Воспитание ценностного отношения к родному языку у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. – 2017. – №5.

    39. Хомский Н. Язык и мышление. – М., 1972.

    40. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.

    41. Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. – М., 1995.

    42. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза). – М., 1990.

    43. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании / Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974.

    44. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958.

    45. Яшина В.И. Родной язык и развитие речи в современном дошкольном образовании / Речевое развитие детей: теоретические основы и новые технологии: Сборник статей / Авт.-сост.: Т.В. Волосовец, О.С. Ушакова, И.Л. Кириллов. – М.: Русское слово-учебник, 2015.

    46. Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. – М.: Академия 2018.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью