Ушакова О.С., Яшина В.И. Когнитивный аспект развития языковой способности у дошкольников.
Скачать в формате PDF
Поступила:
09.10.2023
Принята к публикации:
10.11.2023
Дата публикации в журнале:
04.12.2023
DOI:
10.24412/2782-4519-2023-6120-36-45
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Ушакова О.С., Яшина В.И. Когнитивный аспект развития языковой способности у дошкольников. // Современное дошкольное образование. – 2023. – №6(120) -
C. 36-45.
DOI:10.24412/2782-4519-2023-6120-36-45
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Исследования, направленные на изучение когнитивного аспекта развития языковой способности у дошкольников, показывают, что центром развития языковой способности является семантический компонент, который лежит в основе лингвистического развития ребенка-дошкольника, включающего не только расширение объема словаря, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, обогащение связей с другими словами, поскольку в монологической речи значение отдельного слова вступает во взаимодействие с семантикой всего высказывания. А формирование связной монологической речи является центральной задачей речевого развития дошкольника. Работа над смыслом слова, расширением семантического поля, использование ассоциативного принципа усвоения лексики, формирование языковых обобщений в усвоении грамматического строя речи развивают у дошкольников произвольность и осознанность речи, умение отбирать точные и выразительные средства при построении связных высказываний разных типов. Эти положения относятся к овладению не только родным, но и любым другим языком.
Цель. Обобщить результаты исследований, проводившихся в течение двадцати с лишним лет в ДОО №215 (затем – дошкольное отделение школы №324 г. Москвы).
Ход исследования. Исследования, проведенные под руководством Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной, были направлены на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве, органически сочетая в теоретическом анализе и эксперименте педагогический, психологический и лингвистический аспекты. Эти исследования показали, что дети, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Необходимое условие их лингвистического развития – постепенное осознание языковых явлений, т.е. развитие метаязыковой деятельности детей, которое ведет к подлинному овладению богатством языка.
Результаты исследований также показали, что обогащение словаря включает не только расширение его объема, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, расширение связей слова с другими словами. Наряду со смысловой стороной слова важную роль играет и проблема лексической сочетаемости слов, что позволяет сомкнуть овладение семантикой слова с развитием связной речи.
Выводы. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи является одной из важнейших задач как речевого, так и лингвистического развития, начиная с дошкольного возраста, поэтому именно этот аспект мы считаем центральным в начальном развитии языковой личности. А понимание значения слова, которое является основной единицей языка и основой когнитивного развития ребенка, определяет сущность развития его языковой способности.
Литература
-
Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. – М., 1957.
-
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1997.
-
Бархударов Л.С. Язык и перевод (Вопросы общей и частной теории перевода). – М.: Международные отношения, 1975. – 240 с.
-
Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
-
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
-
Виноградов В.В. О поэтическом языке. – М., 1980.
-
Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений в 6 томах. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.
-
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
-
Гумбольдт В. Избранные труды по общему языкознанию. – М., 1984.
-
Детская речь: лингвистический аспект. – СПб., 1992.
-
Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В защиту живого слова. – М., 1966.
-
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – Т. 2. – М., 1986.
-
Звегинцев В.А. Язык и его лингвистическая теория. – М., 1973.
-
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. 7-е изд. – М.: Издательство ЛКИ, 2010.
-
Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе / Усвоение ребенком родного (русского) языка. – СПб., 1995.
-
Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики. – М., 1999.
-
Леонтьев А.Н. Слово в речевой деятельности. – М., 1965.
-
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
-
Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.
-
Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1998.
-
Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981.
-
Новиков Л.А. Семантика русского языка. Высшая школа. – М., 1982.
-
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – СПб., 1997.
-
Потебня А.А. Мысль и язык // Полн. собр. соч. – Т.1. – Харьков, 1926.
-
Психолингвистика: Сб. статей / Сост. А.М. Шахнарович. – М., 1984.
-
28. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. [и авт. вступ. статьи] Е.В. Шорохова. – М.: Педагогика, 1973. – 423 с.
-
Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. – М.: ПЕР СЭ, Логос, 2004.
-
Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. А.А. Леонтьева. – М., 1977.
-
Смага А.А. Особенности понимания смысловой стороны слова детьми пятого года жизни. – М., 1992.
-
Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики: Труды по языкознанию. – М., 1977.
-
Сохин Ф.А. О лингвистическом развитии детей // Материалы III Всесоюзного симпозиума по психолингвистике. – М., 1970. – С. 125–127.
-
Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками // Вопросы психологии. – 1974. – №1. – С. 138–142.
-
Струнина Е.М., Ушакова О.С. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников // Развитие речи и речевого общения дошкольников: Сб. науч. трудов / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. РАО, 1995. – С. 5–26.
-
Струнина Е.М. Подходы Ф.А. Сохина к изучению семантики детской речи // Проблемы изучения речи дошкольника: Сб. науч. трудов / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. РАО, 1994. – С. 17–26.
-
Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981.
-
Ушакова Т.Н. О механизмах детского словотворчества // Вопросы психологии. – 1969.
-
Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. – М.: Сфера, 2014.
-
Ушакова О.С, Яшина В.И. Воспитание ценностного отношения к родному языку у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. – 2017. – №5.
-
Хомский Н. Язык и мышление. – М., 1972.
-
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
-
Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. – М., 1995.
-
Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза). – М., 1990.
-
Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании / Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974.
-
Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958.
-
Яшина В.И. Родной язык и развитие речи в современном дошкольном образовании / Речевое развитие детей: теоретические основы и новые технологии: Сборник статей / Авт.-сост.: Т.В. Волосовец, О.С. Ушакова, И.Л. Кириллов. – М.: Русское слово-учебник, 2015.
-
Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. – М.: Академия 2018.
- Комментарии
Загрузка комментариев...