Ушакова О.С. Становление отечественной системы дошкольного воспитания
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность исследования. Система российского дошкольного образования занимает лидирующие позиции в мире. Складываться она стала еще в прошлом веке. В статье рассматриваются взгляды на развитие и воспитание дошкольников исследователей детской психологии и дошкольной педагогики, работавших в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, созданном А.В. Запорожцем. Александр Владимирович придавал особое значение воспитанию ребенка в первые годы жизни, когда закладываются основы будущей личности, когда при благоприятных педагогических условиях наиболее интенсивно развиваются различные практические, умственные и художественные способности, начинают формироваться нравственные представления, чувства и привычки, которые складываются впоследствии в характер человека.
Ход исследования. Автор рассматривает деятельность различных лабораторий Института, в которых исследовались проблемы обучения, развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. На решение этих задач были направлены педагогические, психологические и физиологические исследования, которые проводились в Институте дошкольного воспитания в содружестве с другими научными учреждениями страны.
Выводы. А.В. Запорожец создал признанную в мировой науке теорию сенсорного и умственного развития ребенка, являющуюся основой решения проблем воспитания дошкольников. Под руководством А.В. Запорожца была разработана концепция дошкольного воспитания и проведены исследования развития и воспитания детей раннего и дошкольного возрастов, которые доказали, что каждый нормальный ребенок обладает громадными потенциальными психофизиологическими возможностями. Задача педагогов, по его мнению, заключается в том, чтобы создать оптимальные педагогические условия для реализации этих возможностей, а в ходе усвоения общественного опыта происходит не только обогащение ребенка известными знаниями и умениями, но и формирование его способностей и качеств личности.
Сотрудниками Института была подготовлена «Программа воспитания в детском саду», на основе которой велось воспитание и обучение детей во всех дошкольных учреждениях страны.
Литература
- Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей. Художественное творчество и ребенок / Под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972.
- Виноградов В.В. О поэтическом языке. – М., 1980.
- Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1976. – 558 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений в 6 томах. – Т.2. – М.: Педагогика, 1982.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
- Гумбольдт В. Избранные труды по общему языкознанию. – М., 1984.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. АПН СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.
- Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., 1974.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко; Академия педагогических наук СССР. Сост.: Т.И. Гиневская, Я.З. Неверович. – М.: Педагогика, 1986.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Наука, 1987.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.
- Научные основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста в СССР: Тезисы докладов советско-американского семинара по проблемам дошкольного воспитания. – М.: НИИ дошкольного воспитания, 1975. – 73 с.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: МОДЭК, 2002.
- Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М., 1975.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981.
- Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. – М.: Сфера. 2020.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения / Предисл. проф., д-ра пед. наук В.Я. Струминского. – М.: Просвещение, 1968.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В.Н. Шацкой. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве. Избранные психологические труды. – М., 1989.
- Яшина В.И., Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., Академия, 2018.
- Комментарии