Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все номера журнала
    • 2023
    • СДО - 2023. - №1

    СДО - 2023. - №1

    СДО - 2023. - №1
    0%
    СДО - 2023. - №1
    СДО - 2023. - №2
    СДО - 2023. - №3
    СДО - 2023. - №4
    СДО - 2023. - №5
    СДО - 2023. - №6
    Актуальное интервью
    15 лет на волне дошкольного образования
    СДО - 2023. - №1 с. 4–10
    Веракса Н.Е. , Бурмистрова Л.Л.
    ПОДРОБНЕЕ
    823
    Поздравления к юбилею журнала
    СДО - 2023. - №1
    ПОДРОБНЕЕ
    3656
    Теория и практика образования
    Габдулхаков В.Ф., Зиннурова А.Ф., Совина А.В. Методические приемы формирования грамматических категорий аспектуальности и темпоральности в речи билингвальных детей старшего дошкольного возраста
    СДО - 2023. - №1 с. 12–22
    Совина А.В. , Зиннурова А.Ф. , Габдулхаков В.Ф.
    ПОДРОБНЕЕ
    1156

    Актуальность тематики статьи обусловлена необходимостью формировать у старших дошкольников грамматический строй на втором для них – русском – языке. Грамматические категории аспектуальности и темпоральности являются важнейшими категориями связной русской речи. Именно эти категории вызывают у детей наибольшие трудности. Мы выдвинули гипотезу о том, что если в рамках литературного образования детей проводить анализ категорий аспектуальности и темпоральности – обращать внимание дошкольников на особенности использования видовременных отношений русского глагола, учить их правильно воспроизводить видовременные отношения в процессе пересказа текста или составления своего рассказа – то эффективность работы по формированию грамматического строя русской речи, качество построения связной русской речи существенно возрастут.

    Цель статьи – показать результаты исследования по использованию методических приемов формирования грамматических категорий аспектуальности и темпоральности в русской речи детей-билингвов.

    Ход исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе детских садов с татарским языком воспитания Республики Татарстан. В этих садах дети осваивают два языка – русский и татарский. При этом татарский язык для них является родным. Эксперимент проходил в 2020–2022 гг. Полученные данные сравнивались с контрольными группами, в которых работа над категориями аспектуальности и темпоральности не проводилась. Общая численность испытуемых составила 334 ребенка старшего дошкольного возраста (161 – в экспериментальных группах, 173 – в контрольных). В педагогическом эксперименте мы попытались акцентировать внимание детей на видовременных особенностях русского глагола, использовать выявленные особенности при построении детьми пересказов услышанного текста или при конструировании своих рассказов на русском языке.

    Результаты исследования оказались положительными: по количеству речевых ошибок в контрольных группах изменений не обнаружено, в экспериментальных группах – существенное снижение (в среднем на 34%). Это доказало эффективность методических приемов работы над категориями аспектуальности и темпоральности.

    Заключение. Результаты исследования убеждают, что работа по развитию у двуязычных детей грамматического строя на русском языке должна учитывать типичные речевые ошибки старших дошкольников: неправильное употребление приставок и суффиксов, передающих видовые оттенки глагола; использование глаголов настоящего времени вместо прошедшего; употребление глаголов прошедшего времени вместо настоящего; неумение передавать действие в будущем времени; неправильное включение глаголов несовершенного вида в содержание повествования о действиях в прошедшем времени. В связи с этим рекомендуется: использовать в работе по развитию речи старших дошкольников специальные методические приемы: прием композиционного расчленения структуры повествования, прием констатации действия в глаголах несовершенного вида, прием констатации действия в глаголах совершенного вида, прием композиционного воспроизведения структуры повествования.

    Ключевые слова: методические приемы грамматические категории аспектуальность темпоральность связная речь билингвизм дети старшего дошкольного возраста
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-12-22
    Ушакова О.С. Становление отечественной системы дошкольного воспитания
    СДО - 2023. - №1 с. 26-34
    Ушакова О.С.
    ПОДРОБНЕЕ
    1415

    Актуальность исследования. Система российского дошкольного образования занимает лидирующие позиции в мире. Складываться она стала еще в прошлом веке. В статье рассматриваются взгляды на развитие и воспитание дошкольников исследователей детской психологии и дошкольной педагогики, работавших в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, созданном А.В. Запорожцем. Александр Владимирович придавал особое значение воспитанию ребенка в первые годы жизни, когда закладываются основы будущей личности, когда при благоприятных педагогических условиях наиболее интенсивно развиваются различные практические, умственные и художественные способности, начинают формироваться нравственные представления, чувства и привычки, которые складываются впоследствии в характер человека.

    Ход исследования. Автор рассматривает деятельность различных лабораторий Института, в которых исследовались проблемы обучения, развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. На решение этих задач были направлены педагогические, психологические и физиологические исследования, которые проводились в Институте дошкольного воспитания в содружестве с другими научными учреждениями страны.

    Выводы. А.В. Запорожец создал признанную в мировой науке теорию сенсорного и умственного развития ребенка, являющуюся основой решения проблем воспитания дошкольников. Под руководством А.В. Запорожца была разработана концепция дошкольного воспитания и проведены исследования развития и воспитания детей раннего и дошкольного возрастов, которые доказали, что каждый нормальный ребенок обладает громадными потенциальными психофизиологическими возможностями. Задача педагогов, по его мнению, заключается в том, чтобы создать оптимальные педагогические условия для реализации этих возможностей, а в ходе усвоения общественного опыта происходит не только обогащение ребенка известными знаниями и умениями, но и формирование его способностей и качеств личности.

    Сотрудниками Института была подготовлена «Программа воспитания в детском саду», на основе которой велось воспитание и обучение детей во всех дошкольных учреждениях страны.

    Ключевые слова: дети дошкольного возраста обучение воспитание и развитие дошкольников система дошкольного воспитания
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-26-34
    Шеманов А.Ю. Инклюзивность культуры дошкольной образовательной организации: от декларируемых к реализуемым ценностям
    СДО - 2023. - №1 с. 38-51
    Шеманов А.Ю.
    ПОДРОБНЕЕ
    721

    Актуальность. Инклюзивная культура является одним из основополагающих компонентов инклюзивной среды образовательных организаций. Изучение этого параметра, включая инклюзивную культуру дошкольных образовательных организаций, и его значимости для инклюзивной практики остается актуальным и в российской науке.

    Цель исследования. В работе было проведено пилотажное исследование инклюзивности культуры дошкольной образовательной организации как фактора, способного влиять на субъективную готовность педагогов к применению инклюзивных практик в условиях инклюзии детей с особыми образовательными потребностями.

    Методы исследования. Исследование проводилось с использованием адаптированных шкал-опросников, составленных на основе используемых в международных исследованиях. Адаптация включала в себя изменение утверждений опросников для применения в дошкольной образовательной организации. Число утверждений в опросниках и лайкертовские шкалы оставались без изменений. Применялись следующие шкалы: отношения к инклюзии, озабоченности преподаванием в инклюзивных условиях, самоэффективности педагогов в реализации инклюзивных практик и намерения реализовать инклюзивные практики. Опросники приведены в приложениях А, Б, В, Г. Выборку составили 20 респондентов, сотрудников дошкольных организаций Москвы, включая 15 воспитателей, 2 тьютора и 3 специалиста сопровождения (логопед, дефектолог, педагог-психолог).

    Ход исследования. Полученные результаты показывают, что отношение к инклюзии среди педагогов неоднозначно: большинство педагогов скорее принимают ценности инклюзии, часть из них ближе к неопределившимся и 2 респондента выразили отрицательное отношение. Готовность реализовать инклюзивные практики отразилась в показателях шкал самоэффективности и намерения реализации инклюзивных практик. Корреляционный анализ показал, что шкалы самоэффективности и намерения были статистически достоверно (p <0,001) положительно связаны с высокой теснотой связи по шкале Чеддока, тогда как между шкалами отношения к инклюзии и озабоченности трудностями в реализации инклюзивных практик имелась тенденция (0,05<p<0,1) к умеренной отрицательной связи.

    Выводы. Таким образом, впервые примененный на российской выборке набор методик выявил противоречивый характер отношения к инклюзии в организации и вероятную недостаточность ее поддержки, что может говорить о недостаточной инклюзивности культуры ДОО. При этом готовность реализовать инклюзивные ценности у большинства педагогов может свидетельствовать о персональной приверженности к их осуществлению.

    Ключевые слова: организационная культура дошкольная образовательная организация инклюзивная образовательная среда готовность реализовать инклюзию самоэффективность педагогов намерение преподавать озабоченности педагогов
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-38-51
    Довольнова И.В. Специфика проявлений инициативности мальчиками и девочками дошкольного и младшего школьного возраста в социокультурной среде
    СДО - 2023. - №1 с. 54-64
    Довольнова И.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1038

    Актуальность (контекст) тематики статьи. Важная роль в формировании личности мальчиков и девочек принадлежит социокультурной среде. В общении и взаимодействии со значимыми взрослыми происходит развитие нравственных ценностей и моральных установок, формируются такие свойства личности, как инициативность, активность, самостоятельность, ответственность, составляющие основу субъектности ребенка.

    Цель исследования. На примере изучения инициативности в младшем дошкольном, старшем дошкольном и младшем школьном возрастах выявить специфические особенности ее проявлений среди мальчиков и девочек в ситуации взаимодействия с родителями и педагогами.

    Описание хода исследования. Инициативность исследовалась методом получения шкальной оценки от родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста и специалистов образования, работающих с этими детьми. Критерием оценки являлись такие показатели инициативности, как эмоциональный, коммуникативный, творческий, познавательный. В эксперименте участвовали 165 родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста и 88 специалистов образования.

    Результаты исследования. По итогам обработки данных родительского и педагогического мнения были выделены группы по степени выраженности инициативности в младшем дошкольном, старшем дошкольном и младшем школьном возрастах: «низкая инициативность», «средняя инициативность», «высокая инициативность» и представлены психологические характеристики поведения детей, имеющих разную степень ее выраженности. Выявлено постепенное снижение показателей инициативности от младшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Обнаружены различия в проявлениях инициативности мальчиками и девочками старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях обучения. У девочек показатели выше. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что мальчики на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях и уроках в школе в большей степени, чем девочки, нуждаются в эмоциональной поддержке собственных действий, в оказании помощи в реализации инициатив в зоне их проявлений; направленности инициативы на осмысление задач, поставленных взрослым, и достижение результатов. Данные исследования рекомендуется учитывать специалистам образования при определении индивидуально-психологических траекторий развития детей в условиях обучения.

    Ключевые слова: инициативность мальчики девочки младший дошкольный возраст старший дошкольный возраст младший школьный возраст обучение развитие общение взаимодействие субъектность
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-54-64
    Мировой опыт
    Гомеш К.А., Соуза К.А. де М. Проблемы и риски дистанционного образования для детей и подростков
    СДО - 2023. - №1 с. 70–80
    Соуза К.А. де М. , Гомес К.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    1182
    Внезапный переход от обычных занятий в классе к дистанционному обучению, вызванный Covid-19, привел к глубоким изменениям в образовании. В детальном анализе и оценке нуждаются также последствия пандемии, коснувшиеся различных аспектов жизни, таких как психическое здоровье и социально-экономическая сфера. Цель данной статьи – проанализировать неравенство в образовании, усугубленное пандемией, а также влияние дистанционного образования на учащихся, преподавателей и семьи. Теоретическая основа статьи базируется на рассмотрении теоретических исследований и философских работ по гетеротопии, скорости цифровизации в мире и образовании. Результаты исследования показывают, что прежние достижения в области доступности школьного образования, его качества и равенства отошли на несколько шагов назад. Психическое здоровье и мотивация учащихся также пострадали от негативных последствий пандемии. Цифровое образование, по-видимому, не обеспечивает прежнего уровня результатов и равенства. Таким образом, дистанционное образование повлекло за собой глубокие изменения в школьной практике и способах обучения, некоторые из которых могут негативно сказаться на учащихся. Дистанционное образование, несмотря на его более низкую стоимость и престижность, следует использовать осторожно и экономно.
    Ключевые слова: пандемия психическое здоровье насилие неравенство в образовании дистанционное образование
    весь номер в формате pdf
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью