Довольнова И.В. Специфика проявлений инициативности мальчиками и девочками дошкольного и младшего школьного возраста в социокультурной среде
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24412/2782-4519-2023-1115-54-64
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Довольнова И.В. Специфика проявлений инициативности мальчиками и девочками дошкольного и младшего школьного возраста в социокультурной среде // Современное дошкольное образование. – 2023. – №1(115). – С. 54–64. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-54-64
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность (контекст) тематики статьи. Важная роль в формировании личности мальчиков и девочек принадлежит социокультурной среде. В общении и взаимодействии со значимыми взрослыми происходит развитие нравственных ценностей и моральных установок, формируются такие свойства личности, как инициативность, активность, самостоятельность, ответственность, составляющие основу субъектности ребенка.
Цель исследования. На примере изучения инициативности в младшем дошкольном, старшем дошкольном и младшем школьном возрастах выявить специфические особенности ее проявлений среди мальчиков и девочек в ситуации взаимодействия с родителями и педагогами.
Описание хода исследования. Инициативность исследовалась методом получения шкальной оценки от родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста и специалистов образования, работающих с этими детьми. Критерием оценки являлись такие показатели инициативности, как эмоциональный, коммуникативный, творческий, познавательный. В эксперименте участвовали 165 родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста и 88 специалистов образования.
Результаты исследования. По итогам обработки данных родительского и педагогического мнения были выделены группы по степени выраженности инициативности в младшем дошкольном, старшем дошкольном и младшем школьном возрастах: «низкая инициативность», «средняя инициативность», «высокая инициативность» и представлены психологические характеристики поведения детей, имеющих разную степень ее выраженности. Выявлено постепенное снижение показателей инициативности от младшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Обнаружены различия в проявлениях инициативности мальчиками и девочками старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях обучения. У девочек показатели выше. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что мальчики на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях и уроках в школе в большей степени, чем девочки, нуждаются в эмоциональной поддержке собственных действий, в оказании помощи в реализации инициатив в зоне их проявлений; направленности инициативы на осмысление задач, поставленных взрослым, и достижение результатов. Данные исследования рекомендуется учитывать специалистам образования при определении индивидуально-психологических траекторий развития детей в условиях обучения.
Литература
- Бартош Т.П., Бартош О.П. Стратегии совладающего поведения и агрессивные реакции высокотревожных мальчиков-подростков, проживающих в Магадане // Психическое здоровье. – 2016. – №6. – С. 15–21.
- Бартош Т.П., Бартош О.П., Мычко М.В. Гендерные особенности агрессивных и враждебных реакций высокотревожных подростков // Репродуктивное здоровье детей и подростков. – 2016. – №6 (71). – С. 68–74.
- Басманова Е.С. Гендерные особенности детей в организации образовательного процесса // Молодой ученый. – 2014. – № 17 (76). – С. 565–567.
- Веракса Н.Е. Инициатива в ДОУ // Современное дошкольное образование. – 2011. – №5 – С. 34–45.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ,1997. – 224 с.
- Ган Н.Ю., Пономарева Л.И. Особенности процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте // Образовательный вестник «Сознание». – 2019. – №10. – С. 17–22 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru. Дата обращения: 12.05.2022.
- Голубова С.В., Емельянова Л.Ф. Физическое развитие дошкольников с учетом гендерного аспекта // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). – Самара: АСГАРД, 2015. – С. 26–28 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru. Дата обращения: 12.05.2022.
- Горьковая И.А. Предупреждение отклонений в поведении у детей в рамках концепции А.И. Захарова // Медицинская психология в России. – 2015. – №2 (31). – С. 1–12 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru. Дата обращения: 25.01.2021.
- Деркунская В.А. Воспитание и развитие дошкольника как субъекта деятельности и поведения в детском саду // Современное дошкольное образование. – 2019. – №1(91). – С. 34–45. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10038
- Дудина Е.Н., Бакиров Э.П. Психолого-педагогические особенности раздельного обучения мальчиков и девочек в общеобразовательной школе // Вестник ТГПУ. – 2017. – №9 (186). – С. 156–160 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru. Дата обращения: 12.05.2022.
- Еремеева В.Д. Гендерная педагогика и нейропсихология пола // Раздельное обучение мальчиков и девочек: наука, методики, результаты. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Опыт и перспективы поло-личностного (гендерного) образования в России» (г. Железногорск, 22-23 сентября 2009 года). – М., 2010. – С. 37–44 [Электронный ресурс]. URL: http://obrzdrav.ru/Books/gender.pdf. Дата обращения: 21.07.2022
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Психологические особенности мальчиков и девочек [Электронный ресурс] / Еремеева В. Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихология – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 184 с. URL: https://www.psychologos.ru. Дата обращения: 20.01.2021
- Жихарева Е.В., Маликова Е.В. Психологические особенности любознательности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста // МНКО. – 2013. – №6 (43). – С. 174–176 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru. Дата обращения: 12.05.2022.
- Журавлева И.А. Особенности самопрезентации ребенка в дошкольном возрасте // Проблемы современного образования. Интернет-журнал. – 2017. – №5. – С. 41–52 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pmedu.ru. Дата обращения: 27.01.2021.
- Иванова О.И., Щетинина А.М. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. – 124 с.
- Ильин Е.П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2010. – 686 с.
- Кашкарева Л.М. Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни / Л.М. Кашкарева, Н.А. Шинкарева // Молодой ученый. – 2016. – № 24 (128). – С. 461–464 [Электронный ресурс]. URL:https://moluch.ru. Дата обращения: 12.05.2022.
- Клецина И.С. Теоретические основания психологии гендерных отношений // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2003. – №6. – С. 154–166 [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru. Дата обращения: 01.02.2021.
- Комаров А.А., Мытарев И.С. Проблема разноуровневого взросления девочек и мальчиков подросткового возраста // Молодой ученый. – 2010. – №4 (15). – С. 346–348 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru. Дата обращения: 12.05.2022.
- Кон И.С. Психология половых различий [Электронный ресурс], 2006. URL: https://www.psychology-online.net/articles/doc-175.html. Дата обращения: 21.01.2021.
- Коротаева Е.В., Святцева А.В. Развитие инициативности детей дошкольного возраста / Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – №5. – С. 669–671.
- Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием ребенка в дошкольных группах. Изд. 3-е, дораб. – М.: Линка-Пресс, 2014. – 49 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Издательство «Институт практической психологии». – Воронеж: МОДЭК, 1997. – 384 с.
- Мамонова Е.Б., Черемисова И.В., Суворова О.В. Особенности проявления личностной саморегуляции мальчиков и девочек младшего школьного возраста // Вестник Мининского университета. – 2016. – №3 (16). – С. 1–16 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/. Дата обращения: 27.01.2021.
- Мартышева Н.А. Гендерные различия в творческих способностях детей. Сайт Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola. Дата обращения: 30.05.2022.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. Изд. 3-е, испр. – М.: Линка-Пресс, 2015. – 91 с.
- Монина Г.Б. Технология формирования у детей 6–7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности и парциальная программа «Лесенка РОСТА». – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 176 с.
- Мудрик А.В. О гендерном подходе в социальном воспитании [Электронный ресурс] // Воспитательная работа в школе. – 2003. – №5. – С. 15–19. URL: https://schoolkid.info.
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / Под ред. Г.Г. Кравцова. – М.: Левъ, 2019. – 179 с. [Электронный ресурс]. URL:https://firo.ranepa.ru. Дата обращения: 02.02.2021.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
- Психология игры и сказки. Хрестоматия / Сост. Л.И. Эльконинова. – М.: Психологическая электронная библиотека, 2008. – 85 с.
- Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду [Электронный ресурс]. URL: http://mdou85.beluo.ru/wp-content/uploads/2019/01. Дата обращения: 27.01.2021.
- Семенова Л.Э., Семенова В.Э. Гендерная методология научных исследований: новые возможности в познании объективной и субъективной реальности / Всероссийская научно-практическая конференция «Новые тенденции в образовании и науке: опыт междисциплинарных исследований». – Ростов-на-Дону, 2014. – №2. – С. 239–243 [Электронный ресурс]. URL: http://hses-online.ru/2014/02/036.pdf. Дата обращения: 20.01.2021.
- Смирнова Е.О., Солдатова Ю.С. Особенности проявления инициативы современных дошкольников // Психолого-педагогические исследования. – 2019. – №1. – С. 12–26.
- Столярчук Л.И. Гендерный подход в условиях непрерывного образования // Известия ВГПУ. – 2012. – №14. – С. 33–37.
- Трифонова Е.В. Инициативность и самостоятельность как базисные характеристики личности дошкольника // Исследователь. – 2018. – №1-2. – С. 35–45.
- Улисных А.А. Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе / Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 97–102 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru.
- Фомина А.В. Гендерные особенности коммуникативных способностей подростков // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. URL:https://scienceforum.ru. 2018. Дата обращения: 31.05.2022.
- Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша. – Минск: Нар. асвета, 1985. – 240 с.
- Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. – М.: СИРО, 2010. – 432 с.
- Эльконин Б.Д. Мировые тенденции в образовании и развивающее обучение. – 2016. – С. 88–98 [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru. Дата обращения: 30.09.2021.
- Комментарии
Загрузка комментариев...