Шеманов А.Ю. Инклюзивность культуры дошкольной образовательной организации: от декларируемых к реализуемым ценностям
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24412/2782-4519-2023-1115-38-51
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Шеманов А.Ю. Инклюзивность культуры дошкольной образовательной организации: от декларируемых к реализуемым ценностям // Современное дошкольное образование. – 2023. – №1(115). – С. 38–51. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-38-51
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Инклюзивная культура является одним из основополагающих компонентов инклюзивной среды образовательных организаций. Изучение этого параметра, включая инклюзивную культуру дошкольных образовательных организаций, и его значимости для инклюзивной практики остается актуальным и в российской науке.
Цель исследования. В работе было проведено пилотажное исследование инклюзивности культуры дошкольной образовательной организации как фактора, способного влиять на субъективную готовность педагогов к применению инклюзивных практик в условиях инклюзии детей с особыми образовательными потребностями.
Методы исследования. Исследование проводилось с использованием адаптированных шкал-опросников, составленных на основе используемых в международных исследованиях. Адаптация включала в себя изменение утверждений опросников для применения в дошкольной образовательной организации. Число утверждений в опросниках и лайкертовские шкалы оставались без изменений. Применялись следующие шкалы: отношения к инклюзии, озабоченности преподаванием в инклюзивных условиях, самоэффективности педагогов в реализации инклюзивных практик и намерения реализовать инклюзивные практики. Опросники приведены в приложениях А, Б, В, Г. Выборку составили 20 респондентов, сотрудников дошкольных организаций Москвы, включая 15 воспитателей, 2 тьютора и 3 специалиста сопровождения (логопед, дефектолог, педагог-психолог).
Ход исследования. Полученные результаты показывают, что отношение к инклюзии среди педагогов неоднозначно: большинство педагогов скорее принимают ценности инклюзии, часть из них ближе к неопределившимся и 2 респондента выразили отрицательное отношение. Готовность реализовать инклюзивные практики отразилась в показателях шкал самоэффективности и намерения реализации инклюзивных практик. Корреляционный анализ показал, что шкалы самоэффективности и намерения были статистически достоверно (p <0,001) положительно связаны с высокой теснотой связи по шкале Чеддока, тогда как между шкалами отношения к инклюзии и озабоченности трудностями в реализации инклюзивных практик имелась тенденция (0,05<p<0,1) к умеренной отрицательной связи.
Выводы. Таким образом, впервые примененный на российской выборке набор методик выявил противоречивый характер отношения к инклюзии в организации и вероятную недостаточность ее поддержки, что может говорить о недостаточной инклюзивности культуры ДОО. При этом готовность реализовать инклюзивные ценности у большинства педагогов может свидетельствовать о персональной приверженности к их осуществлению.
Литература
- Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии. Практическое пособие / Под ред. М. Вогана; пер. с англ. И. Аникеева; науч. ред. Н. Борисова, общая ред. М. Перфильева. – М.: РООИ «Перспектива», 2007. – 124 с.
- Замечание общего порядка №4 (2016) о праве на инклюзивное образование. Комитет по правам инвалидов. CRPD/C/GC/4. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G16/263/02/PDF/G1626302.pdf?OpenElement (дата обращения: 24.05.2022).
- Инклюзивное образование: путь в будущее. Общий обзор 48-й сессии Международной конференции по образованию. Международный центр конференций, Женева. 25–28 ноября 2008 года ЮНЕСКО. 39 с. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000161565_rus (дата обращения: 24.05.2022).
- Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 24.05.2022).
- Летуновская С.В., Поташова И.И. Критерии эффективности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации // Современное дошкольное образование. – 2021. – №4(106). – С. 58–67. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-4106-58-67.
- Хитрюк В.В. Инклюзивная готовность педагога: мотивационно-конативный компонент // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. – 2015. – №1 (45). – С. 98–103.
- Хитрюк В.В., Симаева И.Н. Методика диагностики и мониторинга инклюзивной готовности педагогов / В. В. Хитрюк, И. Н. Симаева // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 104–108.
- Шеманов А.Ю., Екушевская А.С. Формирование инклюзивной культуры при реализации инклюзивного образования: вызовы и достижения // Современная зарубежная психология. – 2018. – № 1. – C. 29–37. DOI: 10.17759/jmfp.2018070103.
- Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Оценка инклюзивной культуры в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. – 2021. – Том 13. – №3. – С. 3–17. DOI: 10.17759/psyedu.2021130301
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. – М.: Наука, 1975. – C. 89–105.
- Якшина А.Н., Ле-ван Т.Н. Реализация принципа соучастия в образовательной практике: обзор современных исследований и проектов по развитию профессиональных компетенций педагога // Современное дошкольное образование. – 2021. – №4 (106). – С. 4–21. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-4106-4-21.
- Ainscow, M., & Sandill, A. (2010) Developing inclusive education systems: the role of organisational cultures and leadership. International Journal of Inclusive Education. 14 (4), 401–416. doi:10.1080/13603110802504903.
- Ajzen, I. (2002) Perceived behavioral control, self-efficacy, locus of control and the theory of planned behavior. Journal of Applied Social Psychology. 32(4), 665–683.
- Azorín, C., Ainscow, M., Arnáiz, P. Y., & Goldrick, S. (2019). A tool for teacher reflection on the response to diversity in schools. Profesorado Rev. Curríc. Form. Profesorado, 23, 11–36. doi: 10.30827/profesorado.v23i1.9142.
- Bandura A. Self-Efficacy: the Exercise of Control. New York: W.H. Freeman and Company, 1997. 604 p.
- Breyer, C., Wilfling, K., Leitenbauer, C., & Gasteiger-Klicpera, B. (2020) The self-efficacy of learning and support assistants in the Austrian inclusive education context. European Journal of Special Needs Education. 35 (4), 451–465. https://doi.org/10.1080/08856257.2019.1706255.
- Carrington, S., & Elkins, J. (2002) Comparison of a traditional and an inclusive secondary school culture. International Journal of Inclusive Education. 6 (1), 1–16. doi:10.1080/13603110110061754.
- Carvalho, M., Cruz, J., Azevedo, H., & Fonseca, H. (2022) Measuring Inclusive Education in Portuguese Schools: Adaptation and Validation of a Questionnaire. Frontiers in Education, 7: 812013. doi: 10.3389/feduc.2022.812013.
- Dubovitskaya, T.D., Maznichenko, M.A., Romanova, G.M., & Yakubova, F.R. Proceedings of IFTE-2021: 0351-0369. doi:10.3897/ap.5.e0351.
- Jackson, C., Sharma, U., Odier-Guedj, D., & Deppeler, J. (2021) Teachers’ Perceptions of Their Work with Teacher Assistants: A Systematic Literature Review. Australian Journal of Teacher Education. 46 (11). http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2021v46n11.5.
- Lozano, C.S., Wüthrich, S., Büchi, J.S., & Sharma, U. (2022) The concerns about inclusive education scale: Dimensionality, factor structure, and development of a short-form version (CIES-SF). International Journal of Educational Research. 111, 101913. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2021.101913.
- Moliner Miravet, L., & Moliner Garcia, O. (2013) The role of teachers’ shared values and objectives in promoting intercultural and inclusive school cultures: a case study. International Journal of Qualitative Studies in Education. 26 (10), 1373–1386. doi:10.1080/09518398.2012.731535.
- Paliocosta, P., & Blandford, S. (2010) Inclusion in school: a policy, ideology or lived experience? Similar findings in diverse school cultures. Support for Learning. 25 (4), 179–186.
- San Martin, C., Ramirez, C., Calvo, R., Muñoz-Martínez, Y. & Sharma, U. (2021) Chilean Teachers’ Attitudes towards Inclusive Education, Intention, and Self-Efficacy to Implement Inclusive Practices. Sustainability. 13, 2300. https://doi.org/10.3390/su13042300.
- Sharma, U., & Desai, I. (2002) Measuring concerns about integrated education in India. Asia and Pacific Journal of Disability. 5 (1), 2–14.
- Sharma, U., & Jacobs, D. (2016) Predicting in-service educators’ intentions to teach in inclusive classrooms in India and Australia. Teaching and Teacher Education. 55, 13–23.
- Sharma, U., Loreman, T., & Forlin, C. (2012) Measuring teacher efficacy to implement inclusive practices. Journal of Research in Special Educational Needs. 12 (1), 12–21. doi: 10.1111/j.1471-3802.2011.01200.x.
- Sharma, U., Sokal, L., Wang, M., & Loreman, T. (2021) Measuring the use of inclusive practices among pre-service educators: A multi-national study. Teaching and Teacher Education. 107, 103506. https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103506.
- Song, J., Sharma, U. & Choi, H. (2019) Impact of Teacher Education on Pre-Service Regular School Teachers’ Attitudes, Intentions, Concerns and Self-Efficacy about Inclusive Education in South Korea. Teaching and Teacher Education. 86, 102901. doi:10.1016/j.tate.2019.102901.
- Valle-Flуrez, R.-E., de Caso Fuertes, A.M., Baelo, R., & Marcos-Santiago, R. Inclusive Culture in Compulsory Education Centers: Values, Participation and Teachers’ Perceptions. Children, 2022, 9, 813. https://doi.org/10.3390/children9060813.
- Zollers, N.J., Ramanathan, A.K., & Yu, M. (1999) The relationship between school culture and inclusion: How an inclusive culture supports inclusive education. International Journal of Qualitative Studies in Education. 12 (2), 157–174. doi:10.1080/095183999236231.
- Комментарии
Загрузка комментариев...