шеф-редактор, журнал «Современное дошкольное образование», Москва, Российская Федерация
Бурмистрова Лариса Леонидовна
В Москве в Экспоцентре и онлайн на платформе «ММСО.Коннект» прошел Московский международный салон образования (ММСО) — одно из крупнейших событий в сфере образования в России и странах СНГ. Форум вновь подтвердил статус главной площадки для диалога о будущем образования, собрав ведущих экспертов, педагогов, ученых, представителей образовательных учреждений и компаний, занимающихся разработкой инновационных технологий и методик в области образования.
Качественная детская литература играет значительную роль в жизни ребенка: способствует развитию критического мышления и аналитических навыков, позволяя юным читателям погружаться в сложные сюжеты и сталкиваться с различными моральными выборами персонажей; хороший детский текст не только развлекает, но и обогащает словарный запас, формирует грамотность и коммуникативные навыки. Однако в эпоху, когда визуальные и интерактивные медиа доминируют, интерес к чтению, к сожалению, снижается. Тем не менее значение чтения для формирования мировоззрения, воспитания моральных качеств и развития творческого мышления невозможно переоценить. Именно поэтому особенно важно понимать, как можно вернуть детям любовь к книге и какую роль в этом процессе способна сыграть действительно качественная детская литература.
Сегодня мы обсудим эти важные темы с Александром Петровичем Торопцевым — руководителем семинара по детской литературе в Литературном институте имени А.М. Горького. Его многолетний опыт работы с детьми и глубокое понимание специфики создания произведений для юных читателей помогут нам разобраться, каким образом можно эффективно прививать детям любовь к чтению и какие критерии качества должны лежать в основе современной детской литературы.
Рэй Брэдбери однажды признался: «Я получил образование в библиотеке. Совершенно бесплатно». Это яркое свидетельство того, насколько велика сила книги в формировании личности. Для ребенка книга — это не просто источник знаний или развлечений, открывающий двери в неизведанные миры, но и мощный инструмент воспитания, формирования ценностей и развития воображения. Как отметил Александр Блок, «Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться». Однако в эпоху цифровых технологий интерес к чтению заметно угасает. Гаджеты стали привычным спутником как взрослых, так и детей, оттесняя книгу на второй план. Перед нами встает важная задача — вернуть ребенку радость общения с книгой, показать ему, что она может стать верным проводником в мир знаний и фантазий. Особенно актуально это сегодня, когда необходимо сохранить и передать молодому поколению умение ценить и любить книги.
Чтобы разобраться, какая же должна быть современная детская книга и что делает чтение по-настоящему увлекательным и полезным, мы обратились за советом к детским писателям, не понаслышке знающим о проблемах детской литературы.
В беседе приняли участие:
Борис Минаев – писатель.
Юлия Брыкова — член Союза детских и юношеских писателей и Российского книжного союза.
Тамара Крюкова — член Союза писателей России, лауреат международных и всероссийских фестивалей и литературных конкурсов.
Станислав Востоков — обладатель престижных литературных премий: им. Вл. Крапивина, им. С. Я. Маршака и др.