Поздравления к юбилею журнала
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Полный текст статьи
«Современное дошкольное образование» – журнал, который открывает горизонты развития мира детства
Асмолов Александр Григорьевич, доктор психологических наук, заслуженный профессор Московского государственного университета, академик Российской академии образования, вице-президент Российского психологического общества, член редакционного совета журнала «Современное дошкольное образование»
Каждый раз, когда мы говорим о дошкольном образовании, в том числе о журнале «Современное дошкольное образование», всегда так или иначе говорим об образах будущего, о перспективах, а не только об итогах. «Современное дошкольное образование» – это журнал, который должен пытливо искать (он это и делает!) горизонты развития мира детства. При этом невероятно важно, чтобы в журнале на первый план проступали ценностные вопросы, касающиеся мира детства. Я назову лишь некоторые из них.
Первый и ключевой вопрос для тех, кто посвятил себя миру дошкольников, – как стать соразмерными безмерному миру детства. Каждый раз, когда мы отваживаемся общаться с детьми, мы решаем этот вопрос, а соразмерными стать безмерному миру детства, как это и делается в целом ряде исследований журнала «Современное дошкольное образование», возможно, опираясь только на мудрость наших великолепных учителей, прежде всего таких, как Александр Владимирович Запорожец, Алексей Николаевич Леонтьев, Николай Николаевич Поддьяков, Леонид Абрамович Венгер. Я мог бы перечислять и перечислять. Эти мудрецы, как и Даниил Борисович Эльконин, сделали так, чтобы все вокруг понимали, что детство неповторимо, что детство нельзя измерять линейкой классно-урочной системы, что невозможно подходить к миру детства с принципами школяризации и превращать детство в трагедию, в которой висит флаг «ЕГЭ для дошкольников». Вот эти идеи невероятно важны, и эти идеи проходят через то, что делают мои коллеги, и то, что делают идущие по стопам своих учителей Николай Веракса и его сподвижники. И для меня это невероятно важно.
Еще один важный момент – журнал «Современное дошкольное образование» помогает понять, что в самых сложных ситуациях срабатывает формула, которой я придерживаюсь всегда: когда в мире трудно, в образовании трудно, дошкольники – вперед! Потому что те, кто занимается дошкольным образованием, и эту миссию выполняет журнал «Современное дошкольное образование», не просто готовят будущее, а делают мир таким, чтобы он был светлее, чтобы он был таким, как писал Владимир Тендряков: «миром культуры достоинства». И это одна из миссий журнала «Современное дошкольное образование».
Дети меняются. Пришла эра информационной социализации. Дети задают нам такие вопросы, что нам никакой зонтик не поможет спрятаться от почемучек. Это прекрасно, когда мир дошкольников все более и более понимается как мир почемучек. Это прекрасно, когда в современном дошкольном образовании абсолютно четко понимается, что наряду с развитием познания развитие мотивационно-ценностной сферы развития личности – мотивов, поступков и интересов – одна из центральных линий развития современного детства. И все эти моменты проступают в разных исследованиях журнала «Современное дошкольное образование».
Мир изменился, меняется и журнал. Но он не просто должен идти в ногу со временем – он должен идти на несколько шагов впереди времени, чтобы не отстать от детей, о которых он пишет и которых он любит.
Всегда современное дошкольное!
ДОРОФЕЕВА Эльфия Минимулловна, директор по инновациям Международной педагогической академии дошкольного образования, президент Ассоциации развития качества дошкольного образования, генеральный директор издательства «МОЗАИКАСИНТЕЗ»
15 лет – много это или мало? Для человека – время взросления, а для научного журнала – период настоящей зрелости, подкрепленный опытом, сложившимися традициями, авторитетной позицией и признанием в научном мире.
А ведь соответствовать своему названию – «Современное дошкольное образование» – не так-то и просто, потому что в системе общего образования эта первая ступень требует к себе особого подхода и компетенций самого высокого уровня. Кроме того, надо оправдывать ожидания читателей, а значит, с каждым номером подниматься на ступеньку выше. Ведь за последние годы квалификация специалистов в области дошкольного образования существенно выросла. Это нашло отражение и в квалификационном справочнике: к примеру, воспитатель, отвечающий за присмотр и уход, уступил место педагогу, владеющему обширным методологическим инструментарием, для которого чтение профильной периодики – норма профессионального роста.
Журналу удается успешно решать сразу несколько задач: 1) быть интересным и полезным обширной читательской аудитории: от ученых до педагогов-воспитателей, преподавателей и студентов профильных вузов и колледжей; 2) отражать ключевые тенденции в области образования в России и в мире; 3) откликаться на сегодняшние события и заглядывать в завтрашний день.
В редакционную коллегию журнала входят яркие индивидуальности – ученые, чьи труды формируют содержание современной науки в области дошкольного детства.
Авторы «СДО» – представители российских и зарубежных научных школ, исследователи и экспериментаторы, создатели уникальных технологий и методик.
Журналистский коллектив издания – профессионалы, владеющие пером, быстро реагирующие на все важные события в системе образования, умеющие отделять зерна от плевел.
Главный редактор журнала «СДО» сформировал кодекс профессионального издания для профессионалов и в стремлении к инновациям опирается на фундамент классической педагогики. Николай Евгеньевич Веракса умеет работать «на вырост», на опережение, обеспечивая успех и авторитет журналу, который специализируется на прогнозировании будущего.
Поздравляю журнал «СДО» с прекрасной датой в его истории и желаю много новых ярких страниц!
Уважаемые друзья и коллеги, примите наши поздравления с 15-летием!
Международная педагогическая академия дошкольного образования много лет успешно сотрудничает с журналом «СДО», разделяя общие цели, направленные на повышение качества российского дошкольного образования через разработку и внедрение инновационных форматов обучения специалистов детских садов с использованием новейших достижений педагогической науки и практики.
Индикатором редакционной политики журнала является контент, отражающий современные исследования российских ученых в области дошкольной педагогики и психологии и информирующий профессиональное сообщество о научных изысканиях в области дошкольного детства. Этому способствует деятельность открытой на базе МПАДО кафедры ЮНЕСКО.
Наши специалисты участвуют в формировании тематических номеров журнала и содержательном наполнении портала «Современное дошкольное образование: теория и практика». Эксперты МПАДО, среди которых – доктора и кандидаты наук, осуществляют профессиональную оценку публикуемых в журнале материалов и инициируют актуальные рубрики.
Мы высоко оцениваем качество партнерских отношений с журналом, оказывающим информационную поддержку просветительских и научно-практических мероприятий МПАДО, размещая на своих страницах итоги всероссийских и международных конференций, форумов, научных семинаров.
Журнал имеет свой стиль и имя собственное в мире образования и науки, свою преданную читательскую аудиторию.
Признательны редакционному коллективу за надежность, профессионализм, взаимопонимание и готовность к осуществлению новых совместных проектов! n
Коллектив МПАДО
Живое слово о детстве
Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, член редакционного совета журнала «Современное дошкольное образование»
«Мать кормит грудью новорожденную Катю. Максим лет пяти спрашивает маму с величайшей серьезностью: – А кофе там тоже бывает?»
Корней Чуковский. «От двух до пяти»
Перелистывая страницы отдельных номеров журнала «Современное дошкольное образование» за пятнадцать прошедших лет, поражаешься широте охвата тех тем, которые нашли здесь отражение. Это и вопросы образовательной политики, и управленческие проблемы системы дошкольного образования, и разнообразные психолого-педагогические аспекты, касающиеся развития ребенка-дошкольника, и, конечно, вопросы самой практики воспитания, обмена педагогическим опытом. Причем все это разнообразие тем объединяет одна общая ценностная установка редакции и авторов журнала: взгляд на дошкольное образование как на сложный культуроемкий и наукоемкий процесс, который ориентирован на обеспечение полноценного проживания различных этапов дошкольного детства.
Поэтому в центре находится ребенок, его благополучие, его развитие. Это основной содержательный фокус. Именно он и обеспечивает общение авторов журнальных статей с широким кругом читателей. Это и воспитатели, и методисты, и управленцы, и ученые… И, пожалуй, главными среди них являются родители. Это не случайно, поскольку именно сотрудничество родителей и воспитателей позволяет создать то главное условие, которое и определяет перспективу развития ребенка, – зону его ближайшего развития. А зона эта строится как зона «личностных смыслов» взрослых и детей. Зона их живой событийности, наполненная событиями. А это возможно лишь тогда, когда взрослый может принять ребенка, понять его и любоваться его творческим восприятием мира.
Само слово «современное» в названии журнала, на мой взгляд, не случайно и отражает желание увидеть именно современного ребенка, оценить те риски, которые возникают в социокультурной действительности как в связи с развитием новых информационных технологий, так и с обостряющимися проблемами деформации традиционных воспитательных институтов, негативными демографическими процессами, усилением социального неравенства. Но вопросы «современности» связаны и с желанием соотнести особенности дошкольного образования в нашей стране с мировыми тенденциями, поэтому в журнале часто публикуются как обзорные статьи, посвященные различным аспектам дошкольного образования, так и оригинальные статьи зарубежных авторов.
Замечу, что стремление отразить состояние современного детства имеет крайне важное значение для понимания и истории дошкольного образования, но для этого нужно время. Тогда современность статей журнала приобретет совсем иное значение, позволив взглянуть на проблемы дошкольного возраста относительно их историко-культурной динамики. Более того, само детство позволяет поставить особый диагноз и времени, и обществу, в котором мы живем; через изменение проблем ребенка мы можем уточнить свое понимание и общества в целом.
И наконец, обращение к детству помогает нам, взрослым, лучше понять и самих себя, вспомнить то счастливое время, когда мир казался нам странным, непонятным, неожиданным, когда мы могли с легкостью и непосредственностью задать живой вопрос: «А кофе там тоже бывает?»
Миссия журнала – помогать слышать и быть услышанным
Шиян Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ
Одна из миссий профессионального журнала – поддержка сообществ педагогов.
Новое всегда с трудом прокладывает себе дорогу: ведь старое часто сопротивляется, обесценивает обновление, утверждает, что и «так все прекрасно, незачем меняться». В дошкольном образовании эта коллизия более чем очевидна: огромное количество воспитателей продолжает считать, что главное в детском саду – занятия, а игра и экспериментирование возможны, если «останется время»; что краски и кисточки должны выдаваться педагогом, а не быть в доступе – «иначе дети разведут грязь»; что песок и вода совершенно не обязательны в группе, достаточно песочницы на улице.
При этом нормы медленно, но меняются, постепенно появляются сады и группы, где все обустроено сообразно природе и культуре детства, однако изменения – дело долгое, и часто создатели новых пространств чувствуют себя одинокими «белыми воронами».
И вот тут помощь журнала оказывается бесценной. Проект «Давайте дружить садами» был как раз задуман как место встречи: это интервью, которое один старший воспитатель (или заведующий) берет у коллеги из другого детского сада. Идея проекта в том, чтобы предъявить «городу и миру», какими могут быть российские детские сады, в которых качество образования на мировом уровне. При этом все сады для этого проекта отобраны экспертами по признаку высокого качества. Перефразируя известный зачин к «Анне Карениной», все «средние» сады страшно похожи друг на друга, просто близнецы-братья, а все лучшие сады очень отличаются, имеют ярко выраженную индивидуальную физиономию.
Серия интервью, опубликованных в электронном приложении к журналу «СДО», стала уникальной коллекцией кейсов.
Миссия журнала в этом случае – создание пространства встречи разных практик. Как известно, невозможно «перенять» чужой опыт – он неповторим, но можно передать энергию обновления, энергию риска и пробы, энергию преодоления нормативных и административных барьеров и превращения проблем в задачи. Именно эта энергия ощутима в интервью, она передается читателям, и таким образом создается сеть единомышленников, которые уже не чувствуют себя одинокими.
Миссия журнала – помогать слышать и быть услышанным, создавать пространство рефлексии и высказывания, помогать менять мир дошкольного детства.
А мы надеемся, что интервью когда-то объединятся в книгу «Современный детский сад: когда невозможное возможно».
«СДО»: пусть длится поиск!
Кудрявцев Владимир Товиевич, доктор психологических наук, профессор МГПУ и МГППУ, член редакционного совета журнала «Современное дошкольное образование»
Современное образование может быть только формой исследования. Смысловой разведкой и разметкой будущего, которое еще не построили. С этой точки зрения, детский сад отвечает духу современного образования в чем-то больше, чем школа. Ведь в школе дети встречаются с образцами уже построенного будущего – в науке, пусть самыми передовыми. Дошкольное образование не ограничивается ими. Детское воображение живет в любых мирах – реальных и вымышленных, самых немыслимых для взрослых.
«СДО» – уникальный журнал-исследование, территория встречи ученых и практиков, которых объединяет общий поиск. По-настоящему современный журнал, который полностью отвечает своему названию.
Пусть длится поиск! Пусть мы будем достойными современниками – соучастниками поисков наших детей! Для этого журнал делает все возможное.
Примите мои поздравления с юбилеем.
Счастлив быть с вами – и в качестве члена редакционного совета, и в качестве автора.
«СДО» – источник профессиональных и творческих знаний
Чаброва Татьяна Левановна, кандидат педагогических наук, нобелевский номинант 2005 года, лауреат республиканских конкурсов и дидактических игр, автор учебников, учебнометодической литературы, спектакля «Удивительная история», координатор Международного альянса Центральной Азии по инклюзивному образованию (Узбекистан)
С трепетным чувством впервые в жизни мне посчастливилось писать в наш семейный журнал «Современное дошкольное образование»! Этот журнал читала моя мама, которая 60 лет проработала на этом поприще, и несмотря на такой солидный опыт, журнал помогал ей профессионально расти. Я тоже вот уже много лет читаю этот журнал, расширяю кругозор через новые статьи и исследования, а теперь и моя дочь начинает свой профессиональный путь в этой нелегкой, но важной и ответственной сфере, ведь все мы – дошкольники!
Каждая страница журнала является источником профессиональных и творческих знаний! Вместе с вами мы снова и снова знакомимся с инновационным интересным профессиональным опытом коллег со всех уголков планеты, ближнего и дальнего зарубежья, которые делятся с нами на страницах этого замечательного журнала секретами профессионального мастерства.
Благодаря журналу «СДО» мы все приумножаем свои знания, знакомимся друг с другом, получаем новый импульс в профессиональном развитии.
С искренней радостью ко всем вам из Ташкента!
«СДО» – проводник научных идей и теорий
Минобрнауки Республики Бурятия под руководством министра образования и науки Республики Бурятия Позднякова Валерия Анатольевича поздравляет «СДО» с юбилеем!
Журнал «СДО» по праву занимает одно из самых значимых мест в современном педагогическом сообществе. За 15 лет журнал стал авторитетным периодическим изданием, проводником научных идей и теорий, популяризатором новых исследований, активным распространителем новаторских находок и инновационных технологий, пропагандистом передового педагогического опыта.
Пусть этот 15-летний юбилей станет отсчетом новой страницы в истории журнала, наполненной интересными делами, нестандартными решениями и новыми актуальными темами. От души желаем коллективу творческого поиска, острого пера, реализации новых планов и благополучия!
Журнал, радеющий за развитие дошкольного образования
Волкова Татьяна Валерьевна, методист ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье»; менеджер проектов WFS Bildungs GUG, Германия<
Наша дружба и сотрудничество с журналом «СДО» начались в 2011 году с публикации статьи «Особенности занятий в разновозрастной группе семейного детского сада». Поскольку на тот момент я была одним из кураторов проекта «Семейный детский сад», мне с коллегами было важно транслировать успешный опыт создания, работы семейных детских садов, возможностей образовательного процесса и поддержки многодетных семей, которые открывает данная форма образования, а также популяризировать труд педагогов семейных детских садов (в основном, многодетных мам).
И вот уже 11 лет мы вместе и продолжаем освещать актуальные темы в сфере образования и психологии! За эти годы на страницах журнала выходили мои научные и обзорные статьи, в том числе совместно с российскими и немецкими коллегами, поднимающие темы организации органичной образовательной среды, качества образования, инклюзии, билингвального образования, психолого-социального сопровождения, развития эмоционального интеллекта, профилактики профессионального выгорания педагогов и многие другие темы в области развития образования и психологии.
Я искренне рада быть одним из авторов такого значимого и действительного радеющего за развитие дошкольного образования журнала, открытого разным мнениям и практикам! Хочу пожелать журналу дальнейшего развития, успехов, новых интересных авторов, больше читателей по всему миру, интересных проектов и значимых научно-образовательных событий!
Журнал «СДО»: поиск инновационных решений
Гогоберидзе Александра Гививна, доктор педагогических наук, профессор, директор Института детства, заведующая кафедрой дошкольной педагогики РГПУ имени А.И. Герцена, СанктПетербург, член редакционного совета журнала «Современное дошкольное образование»
Исполняется 15 лет журналу «Современное дошкольное образование». Сегодня кажется, что журнал «Современное дошкольное образование» был у нас всегда! Журналу на своих страницах удается совместить серьезные научные обсуждения острых проблем развития и воспитания ребенка с представлением лучших практик дошкольного образования.
Само название, на мой взгляд, определяет стратегию развития журнала и его редакционную политику: обсуждение самых острых, актуальных проблем в пространстве особой, российской системы дошкольного образования. Несомненно, последние годы стали для нашего профессионального сообщества временем поиска инновационных способов организации жизнедеятельности маленького ребенка в пространстве детского сада, что отражает практически каждый номер журнала.
В то же время и это находит отражение в журнальных публикациях, сама отечественная система дошкольного образования, ее исторически сложившие, уникальные методики развития и воспитания дошкольников, являются фокусом внимания журнала, что позволяет надеяться на сохранение и приумножение традиций и достижений российского дошкольного образования.
Сегодня перед системой дошкольного образования в нашей стране, а значит и перед журналом «Современное дошкольное образование», встают новые вызовы, которые определяются несколькими группами факторов.
Первые – факторы, определяющие необходимость изменения самой системы дошкольного образования. В нашей стране за более чем 150 лет создана одна из лучших в мире систем дошкольного образования. Важно подчеркнуть образовательную направленность этой системы, уникальность отбора допредметного содержания дошкольного образования, разработки не имеющих аналогов в мире возрастосообразных методик развития, воспитания, обучения детей от рождения до поступления в школу. У нас развиваются сформировавшиеся научные школы возрастной психологии и дошкольной педагогики, базирующиеся на методологии признания самоценности дошкольного детства, непреходящей значимости дошкольного периода для всей последующей жизни человека. Но на современном этапе наши задачи связаны с дальнейшим формированием единого образовательного пространства, созданием условий равных возможностей доступа к качественному дошкольному образованию детей с любыми образовательными возможностями и потребностями. Сегодня перед системой дошкольного образования стоят задачи не просто создания условий полноценного развития дошкольника, но и условий его личностного развития, формирования основ ценностной картины мира, присвоения духовно-нравственных ценностей российского общества.
Вторые – факторы, определяемые самими субъектами системы дошкольного образования.
Ребенок дошкольного возраста развивается, накапливая индивидуальный опыт, жизненные впечатления и одновременно активно преобразуя культуру, привнося в нее элементы своей субкультуры, становясь субъектом разных видов деятельности. Дошкольник транслирует наш взрослый мир со всеми его достоинствами и недостатками. Это не просто отражение – это активная работа чувства и ума, осмысление мощного информационного потока, переживание всего того, что он видит и слышит вокруг себя.
Дискуссии по этим и многим другим вопросам, несомненно, инициирует журнал «Современное дошкольное образование».
«СДО» – уникальный ресурс обмена опытом
Хенчель Томас, руководитель образовательной компании WFS Bildungs GUG, Берлин, Германия
Мое сотрудничество с журналом началось со II международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», проходившей в Москве в декабре 2012 года, на которую я был приглашен организаторами – Московской педагогической академией дошкольного образования.
Мероприятие была крайне насыщенным и содержательным. В нем участвовали более 500 специалистов из разных стран: России, Беларуси, Украины, Великобритании, Греции, Германии, Италии, Нидерландов, Объединенных Арабских Эмиратов, Польши, Словакии, Соединенных Штатов Америки, Франции, Швеции. Ведущие ученые разных стран работали совместно с практиками, обменивались мнениями, обсуждали актуальные проблемы.
Эта конференция действительно стала важным событием, объединившим специалистов из разных стран, и я был рад принять участие в таком важном мероприятии, представить свой доклад, ближе познакомиться с развитием системы дошкольного образования в России, обсудить перспективы дальнейшего сотрудничества с российскими коллегами, в том числе с журналом «СДО».
За последние 10 лет совместно с коллегами из журнала «Современное дошкольное образование» мы подготовили различные обзорные репортажи по сотрудничеству моей организации с детскими садами, школами, научными, социальными и образовательными организациями России. На страницах журнала не раз был представлен опыт обмена практиками между российскими и немецкими педагогами, опыт двусторонних стажировок, организатором которых является компания WFS Bildungs GUG (Берлин, Германия) в рамках двустороннего сотрудничества с российской стороной. Также рад иметь возможность транслировать в журнале опыт немецкой системы образования, социально-психологического сопровождения, в частности развития инклюзивных практик в Германии и других странах.
Журнал читают не только в России, был рад представить журнал своим коллегам за рубежом, в том числе в билингвальной среде. Важно, что у журнала есть сайт на английском языке, где специалисты из разных стран могут познакомиться с лучшими российскими практиками.
Благодарю моих коллег из журнала за плодотворное, разностороннее сотрудничество, за интерес к деятельности WFS Bildungs GUG и немецкой системе образования! Надеюсь, что следующие 10 лет нашего сотрудничества будут не менее продуктивными! Уверен, сотрудничество в области науки и образования должно быть вне границ.
Поздравляю замечательный журнал «СДО» с днем рождения! Желаю журналу процветания, успехов, новых векторов развития и больше новых читателей, как в России, так и за рубежом!
Ибадуллаев Кахрамон, декан факультета «Дошкольное образование» Чирчикского государственного педагогического университета (г. Чирчик, Республика Узбекистан)
Для меня большая честь поздравить журнал «СДО» с юбилеем! Регулярно читаю журнал уже много лет и всегда с нетерпением жду каждый выпуск. Знакомясь с новыми статьями и исследованиями, я не только расширил рамки своего профессионального взгляда на мир, но и познал себя заново. Благодаря интересным публикациям увлеченных коллег, в которых можно найти и науку, и практику, и открытия, и ответы на каверзные вопросы, которые приводят к решению новых задач, я уже в достаточно зрелом возрасте, когда мне было за 50, узнал, что самый прекрасный и самый ответственный период воспитания – это дошкольный возраст.
Каждый номер журнала – источник творческих знаний для развития детей. На страницах этого замечательного журнала я знакомлюсь и обмениваюсь опытом с высококвалифицированными специалистами дошкольного образования из разных стран.
Журнал показывает современные аспекты подхода к дошкольному образованию, дает мощную мотивацию для профессионального развития.
С уважением к редакционному коллективу и пожеланиями больших успехов и процветания!
- Комментарии