Семантический компонент развития речи старших дошкольников в процессе речевого воспитания
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Современное общество предъявляет высокие требования к уровню языковой подготовки детей, начиная с раннего возраста, что делает актуальным поиск эффективных методов развития речи и осознания детьми явлений языка и речи. Проблема развития речи в процессе речевого воспитания на этапе дошкольного детства предполагает новое рассмотрение вопросов уважительного отношения детей к родному языку, что обусловлено значимостью усвоения его национальной специфики, приобщения к языку как национальному богатству. Кроме того, развитие семантики в речи способствует общему интеллектуальному развитию детей, закладывая основы для последующего освоения более сложных языковых конструкций и понятий.
Цель. Определить оптимальные пути формирования семантического аспекта развития речи в процессе речевого воспитания детей седьмого года жизни.
Выборка. В исследовании приняли участие 54 ребенка 6–7 лет (подготовительная к школе группа), посещающие дошкольное отделение школы №1517 г. Москвы. Дети были разделены две группы: экспериментальную (1ЭГ, 28 детей) и контрольную группу (2ЭГ, 24 ребенка).
Методы. При оценке уровня владения разными сторонами речи использовалась диагностика, разработанная О.С. Ушаковой и В.И. Яшиной (Ушакова, Яшина, 2023). Aссоциативный эксперимент проводился по методике, разработанной исследователями лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания (Ушакова, Струнина, 2004). Уровень развития логического мышления выявлялся по методике, разработанной психологами НИИ дошкольного воспитания РАО под руководством Л.А. Венгера (Диагностика.., 1978). Уровень речевого развития старших дошкольников определялся по методике Е.А. Смирновой (Смирнова, 1987).
Результаты. Экспериментально доказано, что понимание значения слова — это ключевой момент речевого онтогенеза. Овладеть значением слова — значит овладеть зафиксированным в языке способом отражения существенных для данного социума признаков предмета (явления). В исследовании также показано, что, если семантический аспект становится центром построения связного высказывания (описания, повествования, рассуждения), которое развивается во взаимосвязи с решением всех речевых задач, стоящих в программе обучения, старшие дошкольники овладевают умением не только правильно составлять связный рассказ, но и грамотно строить любое высказывание. Особую роль в развитии языковых и коммуникативных способностей старших дошкольников (а именно эту роль выполняет семантический аспект развития речи детей) играют праздники русского языка, которые сочетают в себе все речевые задачи и воспитывают любовь и уважение к родному языку с раннего детства.
Выводы. Использование семантического содержания на занятиях оказывает влияние на речевое и познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Без специального обучения в речи детей даже старшего дошкольного возраста наблюдается под влиянием экстралингвистических (внеязыковых) факторов неадекватное употребление семантических единиц в речевых ситуациях или в построении текстов любого назначения.
Литература
Алексеева, М.М., Яшина, В.И. (2000). Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Москва. Изд-во «Академия».
Андрюшина, И.И., Лебедева, Е.Л. (2009). Выразительное чтение: Учебное пособие для студентов факультетов дошкольной педагогики и психологии. Москва.
Арушанова, А.Г., Юртайкина, Т.М. (1999). Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
Ахманова, О.С. (1957). Очерки по общей и русской лексикологии. Москва.
Ахманова, О.С. (1997). Словарь лингвистических терминов. Москва.
Белякова, Г.П. (1982). Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.
Белякова, Г.П. (2009). Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарных языковых явлений. Москва.
Веракса, Н.Е. (2006). Диалектическое мышление: монография. Уфа: Изд-во «Вагант».
Виноградов, В.В. (2001). Русский язык (Грамматическое учение о слове). Москва: Изд-во «Русский язык».
Выготский, Л.С. (1982). Мышление и речь. Собрание сочинений в 6 тт. Т. 2. Москва: Изд-во «Педагогика».
Выготский, Л.С. (1960). Развитие высших психических функций. Москва: Изд-во АПН РСФСР.
Гвоздев, А.Н. (1961). Вопросы изучения детской речи. Москва: Изд-во АПН РСФСР.
Гербова, В.В. (2008). Развитие речи в детском саду. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
Гумбольдт, В. (1984). Избранные труды по языкознанию. Москва: Изд-во «Прогресс».
Диагностика умственного развития дошкольников (1978). Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. Москва: Изд-во «Педагогика».
Запорожец, А.В. (1971). О психологии детей раннего и дошкольного возраста. Москва.
Иваненко, А.П. (1971). Словарная работа с детьми 4-го года жизни. Дисс. канд. пед. наук. Москва.
Иванова, Н.П. (1983). Система словарной работы с детьми 4 года жизни. Дисс. канд. пед. наук. Москва.
Илькова А.П. (2001). Педагогические условия включения пословиц и поговорок в систему развивающей речевой работы с дошкольниками. Дисс. канд. пед. наук. Москва.
Ильяшенко, М.В., Ушакова, О.С. (2003). Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: учебно-методическое пособие. Елец: Елецкий госуниверситет им. И. А. Бунина.
Караулов, Ю.Н. (2010). Русский язык и языковая личность. Москва: Изд-во ЛКИ.
Колунова, Л.А. (1993). Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста. Дисс. канд. пед. наук. Москва.
Конина, М.М. (1950). Развитие речи. Воспитание ребенка в семье от трех до семи лет. Книга для родителей. Москва: Изд-во «Учпедгиз».
Кочетков, Ю.А. (2020). Педагогические условия речевого воспитания подрастающего поколения. Педагогическое образование и наука, 4, 102–104.
Кочетков, Ю.А. (2022). Роль семантического компонента в развитии языковых способностей детей дошкольного возраста. Педагогическое образование и наука, 4.
Лаврентьева, А.И. (2003). Детская речь (становление языковой способности в онтогенезе): Учебное пособие для студентов педагогических университетов. Москва: Изд-во МГПУ.
Лазарева, М.В. (2022). Идеи интегрированного подхода к речевому развитию ребенка дошкольного возраста в исследованиях О.С. Ушаковой и представителей ее научной школы. Гуманитарные исследования Центральной России, 3(24), 67–72. https://doi.org/10.24412/2541-9056-2022-324-67-72
Леонтьев, А.А. (1974). Основы теории речевой деятельности. Москва: Изд-во «Наука».
Леонтьев, А.А. (2003). Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Воронеж: Изд-во «МОДЭК».
Лепская, Н.И. (1997). Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). Москва: Изд-во МГУ.
Ломоносов, М.В. (1952). Полное собрание сочинений. Т. 7: Труды по филологии (1739–1758 гг.). Москва; Ленинград: Изд-во АН СССР.
Лурия, А.Р. (1998). Язык и сознание. Москва.
Максаков, А.И. (2005). Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: пособие для дошкольных учреждений. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ (2019). Инновационная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
Парамонова, М.Ю. (2019). Оценка образовательных результатов в компетентностно-деятельностной модели подготовки кадров в вузе для системы дошкольного образования. Педагогическое образование и наука, 6, 33–38.
Поддьяков, Н.Н. (1980). Психолого-педагогическое исследование содержания и методов умственного воспитания. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников. Москва: Изд-во «Педагогика».
Потебня, А.А. (1999). Полное собрание трудов: Мысль и язык. Москва: Изд-во «Лабиринт».
Рубинштейн, С.Л. (1973). Проблемы общей психологии. Москва: Изд-во «Педагогика».
Румер, Т.А. (2001). Развитие музыкального слуха у глухих детей, воспитывающихся по «Системе формирования и развития речевого слуха и речевого общения». Особый ребенок. Исследования и опыт помощи, 4, 16–22.
Савушкина, Е.В. (1994). Развитие образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства. Дисс. канд. пед. наук. Москва.
Смага, А.А. (1992). Особенности понимания смысловой стороны слова детьми пятого года жизни: Дисс. канд. пед. наук. Москва.
Смирнова, Е.А. (1987). Формирование связности речи старших дошкольников в рассказывании по серии сюжетных картин. Дисс. канд. пед. наук. Москва.
Смирнова, Е.А., Ушакова, О.С. (1987). Использование серий сюжетных картин в развитии связной речи старших дошкольников. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. Москва.
Соловьева, О.И. (1966). Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду: Для дошкольных педагогических училищ. Москва: Изд-во «Просвещение».
Соссюр, Ф. де. (1977). Труды по языкознанию. Москва: Изд-во «Прогресс».
Сохин, Ф.А. (2005). Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Москва, Воронеж: Изд-во МПСИ, «МОДЭК».
Струнина, Е.М. (1984). Работа над силовой стороной слова в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду. Дисс. канд. пед. наук. Москва.
Струнина, Е.М., Ушакова, О.С. (1981). Влияние словарной работы на связность речи. Дошкольное воспитание, 2, 43–46.
Тамбовцева, А.Г. (1983). Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Москва.
Танина, Л.В. (1999). Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников. Дисс. канд. пед. наук. Москва.
Тихеева, Е.И. (1981). Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детского сада. Москва: Изд-во «Просвещение».
Тумакова, Г.А. (1991). Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателя детского сада. Москва: Изд-во «Просвещение».
Усова, А.П. (1981). Обучение в детском саду. Москва: Изд-во «Просвещение».
Ушакова, О.С. (2023). Программа развития речи и речевого воспитания дошкольников. Москва: Изд-во «Сфера».
Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. (2004). Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Москва: Изд-во «ВЛАДОС».
Ушакова, О.С., Яшина, В.И. (2023). Когнитивный аспект развития языковой способности у дошкольников. Современное дошкольное образование, 6, 36–45. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-6120-36-45
Федеравичене, Э.А. (1984). Обучение старших дошкольников элементам словообразовательного анализа. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.
Флерина, Е.А., Шабад, Е.Ю. (1939). Живое слово в дошкольном учреждении: Методическое пособие для воспитателей. Москва: Изд-во «Учпедгиз».
Хризман, Т.П., Еремеева, В.Д., Лоскутова, Т.Д. (1991). Эмоции, речь и активность мозга ребенка. Москва: Изд-во «Педагогика».
Цейтлин, С.Н. (2017). Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка: учебное пособие для вузов. Москва: Изд-во «ВЛАДОС».
Цицерон, М.Т. (1966). О государстве. Диалоги. Москва: Изд-во «Наука».
Чуйкова, Ж.В. (2007). Историко-педагогический анализ проблемы обучения дошкольников родному языку: учебно-методическое пособие к курсу по выбору. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина.
Чуковский, К.И. (1966). От двух до пяти. Москва: Изд-во «Просвещение».
Шахнаровuч, А.М., Юрьева, Н.М. (1990). Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи). Москва: Изд-во «Наука».
Шахнарович, А.М. (1995). Общая психолингвистика. Москва: Изд-во «Наука».
Шаховский, В.И. (1987). Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж: Изд-во ВГУ.
Эльконин, Д.Б. (1958). Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк. Москва: Изд-во АПН РСФСР.
Юрьева, Н.М. (2006). Речевой онтогенез в теории и эксперименте. Автореферат дисс. д-ра филол. наук. Москва.
Якобсон, Р.О. (1975). Лингвистика и поэтика. Структурализм: «за» и «против». Москва.
Яшина, В.И. (1994). Изучение уровня речевой подготовки детей к школе. Спецкурс Диагностика готовности детей к обучению в школе. Москва.
Яшина, В.И., Алексеева, М.М. (2018). Теория и методика развития речи детей. Москва: Изд-во «Академия».
Яшина, В.И., Ставцева, Е.А. (2016). Овладение эмоционально-оценочной лексикой старшими дошкольниками: монография. Москва: Изд-во «Прометей».
- Комментарии