Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Соловьева Ю., Ахутина Т.В., Пылаева Т.М., Кинтанар Рохас Л. Нейропсихологические качественные профили при трудностях в обучении в России и Мексике

    Соловьева Ю., Ахутина Т.В., Пылаева Т.М., Кинтанар Рохас Л. Нейропсихологические качественные профили при трудностях в обучении в России и Мексике

    Соловьева Ю., Ахутина Т.В., Пылаева Т.М., Кинтанар Рохас Л. Нейропсихологические качественные профили  при трудностях в обучении в России и Мексике
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 16.09.2023
    Принята к публикации: 22.10.2023
    Дата публикации в журнале: 04.12.2023
    Ключевые слова: нейропсихология трудности в обучении нейропсихологическая оценка развития коррекционно-развивающее образование нейропсихология онлайн
    Для цитирования статьи:
    Соловьева Ю., Ахутина Т.В., Пылаева Т.М., Кинтанар Рохас Л. Нейропсихологические качественные профили при трудностях в обучении в России и Мексике // Современное дошкольное образование. – 2023. – №6(120) - C. 64-77.

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2023. - №6
    Соловьева Юлия Валерьевна
    PhD в области психологических наук, профессор Автономного университета Пуэбла, Пуэбла, Мексика

    Ахутина Татьяна Васильевна
    доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия


    Пылаева Наталья Максимовна
    кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

    Кинтанар Рохас Луис
    кандидат психологических наук, научный сотрудник, преподаватель магистер­ской программы по нейропсихологической диагностике и реабилитации, факультет психологии, Автономный Университет Пуэблы, Пуэбла-де-Сарагоса, Мексика; Автономный университет Тласкалы, Тласкала, Мексика

    Аннотация

    Детская нейропсихология изучает функциональные причины изменений в мозге при выявлении трудностей в обучении. Такие причины обозначаются как типы или нейропсихологические профили, каждый из которых может быть установлен в ходе нейропсихологической клинической оценки.

    Цель статьи – показать возможности культурно-исторического подхода в нейропсихологии для формирования и изучения таких качественных профилей. Авторы, основываясь на собственном более чем двадцатилетнем опыте нейропсихологических исследований, представляют типы нейропсихологических профилей, распространенных в России и Мексике при трудностях в обучении, в зависимости от многообразия различных ошибок, обнаруженных в каждом конкретном случае.

    Интересно отметить, что в процессе идентификации специалистами нейропсихологических профилей есть как совпадения, так и различия. В статье обсуждается необходимость продолжения клинического анализа синдромов как типичных, так и атипичных качественных профилей с целью понимания и обеспечения оптимальной оценки и лечения в случаях трудностей в обучении (нарушений обучаемости).

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Ахутина Т.В. Дети с проблемами в обучении // Начальная школа – 2000. – №12. – С. 20–28.

    2. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения / Э.Д. Хомская (ред.). – М.: Российское психологическое общество, 1999. – С. 453–455.

    3. Ахутина Т.В., Манелис Н.Г., Пылаева Н.М., Хотылева Т.Ю. Скоро школа. Путешествие с Бимом и Бомом в страну математики. – М.: Теревинф, 2007.

    4. Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Максименко М.Ю. Нейропсихологическая оценка / В кн.: Т.В. Ахутинаu1080 и О.Б. Иншакова (ред.) Нейропсихологическая диагностика, оценка письма и чтения у младших школьников. – М.: В. Секачев, 2008. – С. 4–64.

    5. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Нейропсихология и школа // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. – 2012а. – №2. – С. 116–123.

    6. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008.

    7. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Избранные труды. – Т. 5. – М.: Педагогика, 1983. – С. 257–321.

    8. Выготский Л.С. Избранные труды. Т. 4. – М.: Педагогика, 1984.

    9. Выготский Л.С. Психология и теория о локализации психологических функций // Избранные труды. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1982. – С. 168–174.

    10. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб.: Питер, 2006. – 80 с.

    11. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников: [Учеб. пособие]. – М.: Рос. пед. агентство, 1997. – 123 с.

    12. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1969. – 504 с.

    13. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 253 с.

    14. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 1973. – 376 с.

    15. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.

    16. Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – М.: Академия, 2007. – 185 с.

    17. Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5–6 лет с задержкой психического развития // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1995. – №3. С. 37–45.

    18. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Учимся видеть и называть: методика развития зрительно-вербальных функций у детей 5–7 лет: Рабочая тетрадь 1 и 2. – СПб: Питер, 2008.

    19. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Метод развития и коррекции внимания у детей 5–7 лет. М.: В. Секачев, 2020б.

    20. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7–9 лет. – М.: Теревинф, 2020а.

    21. Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М. Семаго. – М.: АР КТИ, 1999. – 133 с.

    22. Семенович А.В. Нейропсихология детства. – М.: Центр психолого-медицинской поддержки детей и подростков, 1998.

    23. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 190 с.

    24. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». – М.: Знание, 1991. – 44 с.

    25. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. – М.: Российская академия наук, 2001.

    26. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. – М.: Рос. пед. агентство, 1997. – 82 с.

    27. Цыганок А.А. Нейропсихолог в реабилитации и образовании. – М.: Теревинф, 2019.

    28. Шамликашвили Ц.А., Семенова О.А. Почему ребенку трудно учиться и как ему помочь. Нейропсихологический подход. – М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. – 304 с.

    29. Akhutina, T.V., Pilayeva, N.M. (2012b). Overcoming learning disabilities. A Vigotskian-Lurian neuropsychological approach. Cambridge: Cambridge University Press.

    30. Bodrova, E., Leong, D.J. (2007). Tools of the mind: The Vygotskian approach to early childhood education. New York: Pearson.

    31. Casadiego, A., Guillen, J., Solovieva, Yu., Machinskaya, R. (2019). Analisis linguistico clinico en de las alteraciones fonologicas en un nino: un estudio de caso. Revista Chilena de fonoaudiologia, 18: 1-16.

    32. D’Amato, R.C., Fletcher-Janzen, E., Reynolds, C.R. (2006). Handbook of school neuropsychology. New York: Wiley.

    33. Eslava, J., Mejia, L., Quintanar, L., Solovieva, Yu. (2008). Los trastornos de aprendizaje. Perspectivas neuropsicologicas. Bogota: Magisterio.

    34. Hale, J.B. y Fiorello, C.A. (2004). Handbook of school neuropsychology: A practitioner’s guide. New York: The Guilford Books.

    35. Luna, B., Solovieva, Yu., Lazaro, E., Quintanar, L. (2017). Clinical features of brain activation deficit in children. Rev. Fac. Med. 65, 3: 417-423.

    36. Maravilla, L., Solovieva, Yu., Pelayo., H., Quintanar, L. (2019). Analisis de tareas para las funciones espaciales en ninos escolares con diagnostico de TDAH. Pensamiento psicologico, 17, 1: 101-112.

    37. Morales, A., Lazaro E., Solovieva Yu., Quintanar L. (2014). Evaluacion y correccion neuropsicologica del lenguaje en la infancia. Pensamiento Psicologico, 12, 1: 39-53.

    38. Ochoa, M.F., Quintanar, L. (2018). Effects of neuropsychological intervention in a child with functional deficit of programming and control. KnE Life Sciences. Lurian Approach in International Psychological Sciences, 28: 660–671.

    39. Pilayeva, N.M. (2019). Evaluacion y correccion neuropsicologica en preescolares con retardo en el desarrollo psicologico. En: Yu. Solovieva y L. Quintanar (Eds.) Educacion neuropsicologica infantil. Mexico: Trillas: 15-30.

    40. Quintanar, L., Solovieva, Yu. (2004). Manual de evaluacion neuropsicologica infantil. Lima: Libro Amigo.

    41. Quintanar, L., Solovieva, Yu. (2004). Pruebas de evaluacion infantil. Lima: Libro Amigo.

    42. Quintanar, L., Solovieva, Yu. (2010). Evaluacion neuropsicologica de la actividad verbal. Mexico: Universidad Autonoma de Puebla.

    43. Quintanar, L., Solovieva, Yu. (2012). Evaluacion neuropsicologica en la edad escolar. Mexico: Universidad Autonoma de Puebla.

    44. Quintanar, L., Solovieva, Yu. (2019). Evaluacion neuropsicologica del nino en la edad preescolar. Mexico: Universidad Autonoma de Puebla.

    45. Santana, R. (1999). Aspectos neuropsicologicos del aprendizaje escolar. San Juan: Innovaciones Psicoeducativas.

    46. Skityayeva N., Akhutina T. (2011). El desarrollo de la percepcion visual y objetal y del lenguaje en ninos. Metodica de trabajo con ninos con alteraciones del desarrollo en los grupos de preparacion para la escuela. Saarbrucken: LAP Lambert.

    47. Solovieva Y., Quintanar L., Akhutina T., Hazin I. (2019). Historical-Cultural Neuropsychology: a systemic and integral approach of psychological functions and their cerebral bases. Estudos de Psicologia, vol. 24 (1), pp. 65–75. DOI: https://doi.org/10.22491/1678-4669.20190008

    48. Solovieva, Yu., Quintanar, L. (2007). Analisis neuropsicologico de la accion escolar. Revista General de Psicologia Aplicada, 60: 217-234.

    49. Solovieva, Yu., Quintanar, L. (2013). Evaluacion del desarrollo simbolico en ninos preescolares mexicanos. Cultura y Educacion, 25, 2: 167-182.

    50. Solovieva, Yu., Quintanar, L. (2014a) Evaluacion del desarrollo para ninos preescolares menores. Mexico: Universidad Autonoma de Puebla.

    51. Solovieva, Yu., Quintanar, L. (2014b). Principios y objetivos para la correccion y el desarrollo en la neuropsicologia infantil. En: H. Patino y V. Lopez (Eds.) Prevencion y evaluacion en Psicologia. Mexico: Manual Moderno.: 61-74.

    52. Solovieva, Yu., Quintanar, L. (2016a). Analisis sindromico en casos de problemas de desarrollo y aprendizaje: siguiendo a A.R. Luria. En: F.F. Da Silva, J.H. Avila-Toscano, H. Gois, J. Leonel, N. Ferreira, Yu. Solovieva y L. Quintanar (Eds.) Neuroscience to Neuropsychology: The study of the human brain (volumen II). Barranquilla: Corporacion Universitaria Reformada.: 387-414.

    53. Solovieva, Yu., Quintanar, L. (2016b). Conception of syndromic analysis in child neuropsychology. En: N.V. Zvereva y I.F. Roschina (Eds.) Diagnostico en la psicologia medica (clinica): tradiciones y perspectivas (105 Aniversario de S.Ya. Rubinstein). Moscu: Universidad estatal de Psicologia y Pedagogia de Moscu.: 29-36.

    54. Solovieva, Yu., Quintanar, L. (2017). Evaluacion neuropsicologica infantil breve Puebla. ENIB-Puebla. Mexico: Universidad Autonoma de Puebla.

    55. Solovieva, Yu., Quintanar, L. (2018). Evaluacion de la actividad intelectual para adolescentes y adultos. Mexico: Universidad Autonoma de Puebla.

    56. Solovieva, Yu., Quintanar, L. (2019). Educacion neuropsicologica infantil. Mexico: Trillas.

    57. Solovieva, Yu., Torrado, O., Maravilla, L. y Rivas, X. (2017). Analisis neuropsicologico diferencial en dos casos diagnosticados con TDAH. Informes psicologicos, 17, 1: 121-141.

    58. Waber, D.P. (2010). Rethinking learning disabilities: Understanding children who struggle in school. New York: Guilford Press.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью