Соловьева Ю., Ахутина Т.В., Пылаева Т.М., Кинтанар Рохас Л. Нейропсихологические качественные профили при трудностях в обучении в России и Мексике
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Детская нейропсихология изучает функциональные причины изменений в мозге при выявлении трудностей в обучении. Такие причины обозначаются как типы или нейропсихологические профили, каждый из которых может быть установлен в ходе нейропсихологической клинической оценки.
Цель статьи – показать возможности культурно-исторического подхода в нейропсихологии для формирования и изучения таких качественных профилей. Авторы, основываясь на собственном более чем двадцатилетнем опыте нейропсихологических исследований, представляют типы нейропсихологических профилей, распространенных в России и Мексике при трудностях в обучении, в зависимости от многообразия различных ошибок, обнаруженных в каждом конкретном случае.
Интересно отметить, что в процессе идентификации специалистами нейропсихологических профилей есть как совпадения, так и различия. В статье обсуждается необходимость продолжения клинического анализа синдромов как типичных, так и атипичных качественных профилей с целью понимания и обеспечения оптимальной оценки и лечения в случаях трудностей в обучении (нарушений обучаемости).
Литература
-
Ахутина Т.В. Дети с проблемами в обучении // Начальная школа – 2000. – №12. – С. 20–28.
-
Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения / Э.Д. Хомская (ред.). – М.: Российское психологическое общество, 1999. – С. 453–455.
-
Ахутина Т.В., Манелис Н.Г., Пылаева Н.М., Хотылева Т.Ю. Скоро школа. Путешествие с Бимом и Бомом в страну математики. – М.: Теревинф, 2007.
-
Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Максименко М.Ю. Нейропсихологическая оценка / В кн.: Т.В. Ахутинаu1080 и О.Б. Иншакова (ред.) Нейропсихологическая диагностика, оценка письма и чтения у младших школьников. – М.: В. Секачев, 2008. – С. 4–64.
-
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Нейропсихология и школа // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. – 2012а. – №2. – С. 116–123.
-
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008.
-
Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Избранные труды. – Т. 5. – М.: Педагогика, 1983. – С. 257–321.
-
Выготский Л.С. Избранные труды. Т. 4. – М.: Педагогика, 1984.
-
Выготский Л.С. Психология и теория о локализации психологических функций // Избранные труды. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1982. – С. 168–174.
-
Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб.: Питер, 2006. – 80 с.
-
Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников: [Учеб. пособие]. – М.: Рос. пед. агентство, 1997. – 123 с.
-
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1969. – 504 с.
-
Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 253 с.
-
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 1973. – 376 с.
-
Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.
-
Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – М.: Академия, 2007. – 185 с.
-
Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5–6 лет с задержкой психического развития // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1995. – №3. С. 37–45.
-
Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Учимся видеть и называть: методика развития зрительно-вербальных функций у детей 5–7 лет: Рабочая тетрадь 1 и 2. – СПб: Питер, 2008.
-
Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Метод развития и коррекции внимания у детей 5–7 лет. М.: В. Секачев, 2020б.
-
Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7–9 лет. – М.: Теревинф, 2020а.
-
Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М. Семаго. – М.: АР КТИ, 1999. – 133 с.
-
Семенович А.В. Нейропсихология детства. – М.: Центр психолого-медицинской поддержки детей и подростков, 1998.
-
Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 190 с.
-
Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». – М.: Знание, 1991. – 44 с.
-
Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. – М.: Российская академия наук, 2001.
-
Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. – М.: Рос. пед. агентство, 1997. – 82 с.
-
Цыганок А.А. Нейропсихолог в реабилитации и образовании. – М.: Теревинф, 2019.
-
Шамликашвили Ц.А., Семенова О.А. Почему ребенку трудно учиться и как ему помочь. Нейропсихологический подход. – М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. – 304 с.
-
Akhutina, T.V., Pilayeva, N.M. (2012b). Overcoming learning disabilities. A Vigotskian-Lurian neuropsychological approach. Cambridge: Cambridge University Press.
-
Bodrova, E., Leong, D.J. (2007). Tools of the mind: The Vygotskian approach to early childhood education. New York: Pearson.
-
Casadiego, A., Guillen, J., Solovieva, Yu., Machinskaya, R. (2019). Analisis linguistico clinico en de las alteraciones fonologicas en un nino: un estudio de caso. Revista Chilena de fonoaudiologia, 18: 1-16.
-
D’Amato, R.C., Fletcher-Janzen, E., Reynolds, C.R. (2006). Handbook of school neuropsychology. New York: Wiley.
-
Eslava, J., Mejia, L., Quintanar, L., Solovieva, Yu. (2008). Los trastornos de aprendizaje. Perspectivas neuropsicologicas. Bogota: Magisterio.
-
Hale, J.B. y Fiorello, C.A. (2004). Handbook of school neuropsychology: A practitioner’s guide. New York: The Guilford Books.
-
Luna, B., Solovieva, Yu., Lazaro, E., Quintanar, L. (2017). Clinical features of brain activation deficit in children. Rev. Fac. Med. 65, 3: 417-423.
-
Maravilla, L., Solovieva, Yu., Pelayo., H., Quintanar, L. (2019). Analisis de tareas para las funciones espaciales en ninos escolares con diagnostico de TDAH. Pensamiento psicologico, 17, 1: 101-112.
-
Morales, A., Lazaro E., Solovieva Yu., Quintanar L. (2014). Evaluacion y correccion neuropsicologica del lenguaje en la infancia. Pensamiento Psicologico, 12, 1: 39-53.
-
Ochoa, M.F., Quintanar, L. (2018). Effects of neuropsychological intervention in a child with functional deficit of programming and control. KnE Life Sciences. Lurian Approach in International Psychological Sciences, 28: 660–671.
-
Pilayeva, N.M. (2019). Evaluacion y correccion neuropsicologica en preescolares con retardo en el desarrollo psicologico. En: Yu. Solovieva y L. Quintanar (Eds.) Educacion neuropsicologica infantil. Mexico: Trillas: 15-30.
-
Quintanar, L., Solovieva, Yu. (2004). Manual de evaluacion neuropsicologica infantil. Lima: Libro Amigo.
-
Quintanar, L., Solovieva, Yu. (2004). Pruebas de evaluacion infantil. Lima: Libro Amigo.
-
Quintanar, L., Solovieva, Yu. (2010). Evaluacion neuropsicologica de la actividad verbal. Mexico: Universidad Autonoma de Puebla.
-
Quintanar, L., Solovieva, Yu. (2012). Evaluacion neuropsicologica en la edad escolar. Mexico: Universidad Autonoma de Puebla.
-
Quintanar, L., Solovieva, Yu. (2019). Evaluacion neuropsicologica del nino en la edad preescolar. Mexico: Universidad Autonoma de Puebla.
-
Santana, R. (1999). Aspectos neuropsicologicos del aprendizaje escolar. San Juan: Innovaciones Psicoeducativas.
-
Skityayeva N., Akhutina T. (2011). El desarrollo de la percepcion visual y objetal y del lenguaje en ninos. Metodica de trabajo con ninos con alteraciones del desarrollo en los grupos de preparacion para la escuela. Saarbrucken: LAP Lambert.
-
Solovieva Y., Quintanar L., Akhutina T., Hazin I. (2019). Historical-Cultural Neuropsychology: a systemic and integral approach of psychological functions and their cerebral bases. Estudos de Psicologia, vol. 24 (1), pp. 65–75. DOI: https://doi.org/10.22491/1678-4669.20190008
-
Solovieva, Yu., Quintanar, L. (2007). Analisis neuropsicologico de la accion escolar. Revista General de Psicologia Aplicada, 60: 217-234.
-
Solovieva, Yu., Quintanar, L. (2013). Evaluacion del desarrollo simbolico en ninos preescolares mexicanos. Cultura y Educacion, 25, 2: 167-182.
-
Solovieva, Yu., Quintanar, L. (2014a) Evaluacion del desarrollo para ninos preescolares menores. Mexico: Universidad Autonoma de Puebla.
-
Solovieva, Yu., Quintanar, L. (2014b). Principios y objetivos para la correccion y el desarrollo en la neuropsicologia infantil. En: H. Patino y V. Lopez (Eds.) Prevencion y evaluacion en Psicologia. Mexico: Manual Moderno.: 61-74.
-
Solovieva, Yu., Quintanar, L. (2016a). Analisis sindromico en casos de problemas de desarrollo y aprendizaje: siguiendo a A.R. Luria. En: F.F. Da Silva, J.H. Avila-Toscano, H. Gois, J. Leonel, N. Ferreira, Yu. Solovieva y L. Quintanar (Eds.) Neuroscience to Neuropsychology: The study of the human brain (volumen II). Barranquilla: Corporacion Universitaria Reformada.: 387-414.
-
Solovieva, Yu., Quintanar, L. (2016b). Conception of syndromic analysis in child neuropsychology. En: N.V. Zvereva y I.F. Roschina (Eds.) Diagnostico en la psicologia medica (clinica): tradiciones y perspectivas (105 Aniversario de S.Ya. Rubinstein). Moscu: Universidad estatal de Psicologia y Pedagogia de Moscu.: 29-36.
-
Solovieva, Yu., Quintanar, L. (2017). Evaluacion neuropsicologica infantil breve Puebla. ENIB-Puebla. Mexico: Universidad Autonoma de Puebla.
-
Solovieva, Yu., Quintanar, L. (2018). Evaluacion de la actividad intelectual para adolescentes y adultos. Mexico: Universidad Autonoma de Puebla.
-
Solovieva, Yu., Quintanar, L. (2019). Educacion neuropsicologica infantil. Mexico: Trillas.
-
Solovieva, Yu., Torrado, O., Maravilla, L. y Rivas, X. (2017). Analisis neuropsicologico diferencial en dos casos diagnosticados con TDAH. Informes psicologicos, 17, 1: 121-141.
-
Waber, D.P. (2010). Rethinking learning disabilities: Understanding children who struggle in school. New York: Guilford Press.
- Комментарии