Габдулхаков В.Ф., Зиннурова А.Ф. Развитие исторической памяти у будущих педагогов дошкольного образования в двуязычной среде университета
Скачать в формате PDF
Поступила:
07.10.2023
Принята к публикации:
07.11.2023
Дата публикации в журнале:
04.12.2023
DOI:
10.24412/2782-4519-2023-6120-20-35
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Габдулхаков В.Ф., Зиннурова А.Ф. Развитие исторической памяти у будущих педагогов дошкольного образования в двуязычной среде университета // Современное дошкольное образование. – 2023. – №6(120) -
C. 20-35.
DOI:10.24412/2782-4519-2023-6120-20-35
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Цель статьи – показать результаты исследования по диагностике и развитию исторической памяти у будущих педагогов дошкольных организаций, обучающихся в субъектах России с государственным национально-русским двуязычием. Эмпирической базой исследования стали педагогические отделения университетов Татарстана, Чувашии, Марий Эл. В ходе диагностики уровня развития исторической памяти у будущих педагогов было установлено, что более половины из них не обладают исторической памятью, треть студентов признаются, что они не готовы формировать историческую память у своих будущих воспитанников в образовательных учреждениях, многие имеют слабое представление о событиях, имеющих историческое значение для страны, теряются в характерных для двуязычной среды понятиях большой и малой Родины.
Проблема заключается в том, что в вузах практически не проводится диагностический мониторинг развития исторической памяти; многие преподаватели игнорируют эти вопросы при освоении студентами мировоззренческого и коммуникативного модулей; нет эффективной стратегии формирования исторической памяти как базовой основы воспитания патриотизма и гражданственности на занятиях по дисциплинам общекультурного блока.
В качестве методов исследования были использованы анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, обобщение результатов исследования на межрегиональных научно-практических конференциях, математическая обработка данных. Всего в экспериментах (диагностических и формирующих) в течение 5 лет (2019–2023 гг.) приняли участие 1886 студентов и 12 преподавателей университетов.
Основными результатами исследования стали проблемные зоны сформированности (несформированности) исторической памяти студентов в условиях государственного национально-русского двуязычия, педагогическая стратегия развития исторической памяти в процессе освоения дисциплин общекультурного блока, методические рекомендации по формированию исторической памяти в двуязычных регионах.
Выводы. В университетах с государственным национально-русским двуязычием необходимо осуществлять диагностический мониторинг развития исторической памяти студентов, выявлять проблемные зоны этого развития, проектировать на основе полученных данных педагогические стратегии патриотического воспитания. Перспективными направлениями педагогического поиска могут стать модели, технологии, средства формирования исторической памяти при освоении дисциплин как общекультурного, так и профессионального блока, а также формирование исторической памяти в условиях научно-исследовательской или педагогической практики.
Литература
-
Ассман А. Забвение истории – одержимость историей. – М.: Новое литературное обозрение, 2019. – 552 с.
-
Беспалова Т.В. Роль культурного наследия в формировании исторической памяти в государствах дефакто (на примере ЛДНР) // Культурологический журнал. – 2019. – С. 1–5.
-
Бобров К.М. Молодежные субкультуры: теоретические аспекты / Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы: материалы XXIV Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием (Иркутск, 13 декабря 2020 года). Иркутск: Оттиск, 2021. – С. 203–208.
-
Бубнов Ю.А. Историческая память как проявление гуманистического смысла культуры // Университетская площадь. – 2008. – №1. – С. 12–45.
-
Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие. Новое в лингвистике. Выпуск IV. – М., 1972. – С. 25–60.
-
Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). – М., 2009. – 336 с.
-
Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
-
Гудков Л.Д. Общество и история: кто кого создает // ЛевадаЦентр. URL: https://www.levada.ru/2020/03/23/obshhestvo-i-istoriya-ktokogo-sozdaet/ (Дата обращения: 21.01.2023).
-
Гумилев Л.Н. Струна истории. Лекции по этнологии. – М.: Айрис-пресс, 2018. – 608 с.
-
Диагностическая карта соответствия основной образовательной программы ДО обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/8a9cc6ca040d8c6dd31a077fd2a6e226/download/5634/ (Дата обращения 21.07.2023).
-
Дмитриева М.Г. Состояние и развитие исторической памяти в массовом сознании российского общества // Дис. … канд. социол. наук. – М., 2005. 198 с.
-
Историческая память и российская идентичность / Под. ред. В.А. Тишкова, Е.А. Пивневой. – М.: РАН, 2018. – 508 с.
-
История и историческая память: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Гладышева. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. Вып. 1. – 280 с.
-
Историческая память // Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2019. – 220 с.
-
Караулов Ю.Н. Национальные образы сознания в ассоциативной структуре слова. – М.: Наука, 1999. – 219 с.
-
Касьянов В.В., Чупрынников С.А. Историческая память, социальная память: диалектика взаимодействия // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2020. – Вып. 4 (269). – С. 54–61.
-
Махотина Е.И. Преломления памяти: Вторая мировая война в мемориальной культуре советской и постсоветской Литвы. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020. – 256 с.
-
Методические рекомендации по реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/8a9cc6ca040d8c6dd31a077fd2a6e226/download/5633/ (Дата обращения 21.07.2023).
-
Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении. – Таллинн, 1992. – С. 201–205.
-
Память о Второй мировой войне за пределами Европы: коллективная монография / Под ред. А.И. Миллера и А.В. Соловьева. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2022. – 264 с.
-
Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы. Акторы, институты, нарративы: коллективная монография / Под ред. А. И. Миллера, Д. В. Ефременко. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020. – 632 с.
-
Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гипперейтер и В.Я. Романова. – М., 1998. – С. 419–423.
-
Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. – М.: НОРМА-ИНФРА-М. 1998. – С. 664–669.
-
Сафронова Ю.А. Историческая память: введение: учебное пособие. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. – 220 с.
-
Событие в истории, памяти и нарративах идентичности / Под ред. Л.П. Репиной. – М.: Аквилон, 2017. – 400 c.
-
Символические аспекты политики памяти в современной России и Восточной Европе: сборник статей / Под ред. В.В. Лапина и А.И. Миллера. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2021. – 312 с.
-
Славянский мир в третьем тысячелетии. Вып. 12. Этнические, конфессиональные, социокультурные компоненты идентичности народов Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы / Отв. ред. Е.С. Узенева. – М., 2017. – С. 34–37.
-
Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Историческая память: формы сохранения, конструирования и презентации // Известия Коми научного центра УРО РАН: История и археология. – 2019. – №4. – С. 62–72.
-
Тощенко Ж.Т. Что происходит с исторической памятью о Великой Отечественной войне? // Социологические исследования. – 2020. – №5. – С. 18–21. DOI: 10.31857/S013216250009419-3
-
Указ Президента Российской Федерации О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949 (дата обращения: 02.12.2023).
-
Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкин. – М.: Новое издательство, 2007. – 346 с.
-
Фадеев П.В. Историческая память россиян в социологических опросах: основания, реальность, проблемы // Вестник Института социологии. – 2021. – Т. 12. – № 2. – C. 36–54. DOI: 10.19181/vis.2021.12.2.710
-
Шнирельман В.А. Социальная память – вопросы теории / Отв. ред. В.А. Тишков, Е.А. Пивнева // Историческая память и российская идентичность. – М.: РАН, 2018. – С. 12–34.
-
Юнусова А.Б., Фролова И.В., Мухаметзянова-Дуггал Р.М., Баимов А.Г., Надыршин Т.М. Религия, этническая традиция и историческое наследие как факторы культурного самоопределения региона / Под. ред. А.Б. Юнусовой. – Уфа, 2017.
-
Aizawa, I., and H. Rose. (2019). An Analysis of Japan’s English as Medium of Instruction Initiatives within Higher Education: The Gap Between Meso-Level Policy and Micro-Level Practice. Higher Education 77 (6): 1125–1142. https://doi.org/10.1007/s10734-018-0323-5
-
Al-Hoorie, A.H. (2018). The L2 Motivational Self System: A Meta-Analysis. Studies in Second Language Learning and Teaching 8 (4): 721–754. https://doi.org/10.14746/ssllt.2018.8.4.2
-
Anderson, J. A. E., L. Mak, A. Keyvani Chahi, and E. Bialystok (2018). The Language and Social Background Questionnaire: Assessing Degree of Bilingualism in a Diverse Population. Behavior Research Methods 50 (1): Pages 250–263. https://doi.org/10.3758/s13428-017-0867-9
-
Anssi Roiha & Katja Mantyla (2022). ‘It has given me this kind of courage…’: the significance of CLIL in forming a positive target language self-concept. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. Volume 22. Pages: 100-116. https://www.tandfonline.com/toc/rbeb20/current
-
Ardasheva, Y., K. J. Carbonneau, A. K. Roo, and Z. Wang (2018). “Relationships among Prior Learning, Anxiety, Self-Efficacy, and Science Vocabulary Learning of Middle School Students with Varied English Language Proficiency.” Learning and Individual Differences 61: 21–30. https://doi.org/10.1016/J.LINDIF.2017.11.008
-
Baker, Colin, and Wayne E. Wright (2017). Foundations of Bilingual Education and Bilingualism. 6th ed. Bristol: Multilingual Matters.
-
Bauman Z. Retrotopia. Cambridge: Polity Press, 2017. 180 p.
-
Beery Z. Say Goodbye to Your Happy Plantation Narrative. The Outline, 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://theoutline.com/post/3956/cheyney-mcknight-not-your-mommas-historyprofile (Дата обращения: 05.06.2023)
-
Bradford, A. (2018). It’s Not All about English! The Problem of Language Foregrounding in English - Medium Programmes in Japan. Journal of Multilingual and Multicultural Development, 1–14. doi:https://doi.org/10.1080/01434632.2018.1551402.
-
Clough, P.T. The User Unconscious: On Affect, Media, and Measure. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2018. 208 p.
-
Erll, A., Nunning A. (eds.). A Companion to Cultural Memory Studies. B.: De Gruyter, 2010 440 p.
-
Felman, S., Laub, D. Testimony: Crises of Witnessing in Literature, Psychoanalysis and History. N.Y.: Routledge, 1992. 315 р.
-
Gabdulchakov V.F. and Shishova E.O. (2022). Psychology of Children’s Play, Imagination, Creativity and Playful Pedagogies in Early Childhood Education in Russia. Play and STEM Education in the Early Years. Monograph. Chapter 3. S. D. Tunnicliffe and T. Kennedy (eds.), The Author(s), under exclusive license to Springer Nature Switzerland AG. Pp. 65-84. ISBN 978-3-030-99829-5 ISBN 978-3-030-99830-1 (eBook). https://doi.org/10.1007/978-3-030-99830-1
-
Giles, H. A Brief History of Reenactment. EventPlan Limited, 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eventplan.co.uk/page29.html (Дата обращения: 05.06.2023)
-
Gockenjan, H., Zimonyi, I. Orientalische Berichte ьber die Volker Osteuropas und Zentralasiens im Mittelalter: Die Gayhani-Tradition (Ibn Rusta, Gardizi, Hudud al-Alam, al-Bakri und al-Marwazi). Wiesbaden: Harrasowitz Verlag, 2001.
-
Hutton, P.H. The Memory Phenomenon in Contemporary Historical Writing. New York: Palgrave Macmillan, 2016, 234 pp.
-
Landsberg, A. Engaging the Past: Mass Culture and the Production of Historical Knowledge. N.Y.: Columbia University Press, 2015. 213 p.
-
Le Goff J. History and Memory. – New York, 1992.
-
Nazmi, A. The Muslim Geographical Image of the World in the Middle Ages: A Source Study. Warsaw: Academic Publishing House DIALOG, 2007.
-
Olick, J., Vinitzky-Seroussi, V., Levy, D. (eds.). The Collective Memory Reader. Oxford; N.Y.: Oxford University Press, 2011 528 p.
-
Oushakine, S. Remembering in Public: On the Affective Management to History. Ab Imperio. 2013. Vol. 1. P. 269-302.
-
Phillips, P. History Teaching, Nationhood and the State: A Study in Education Politics. L., 2000.
-
Social Memory and History: Anthropological Perspectives / Ed. By J. J. Climo, M. G. Gattell. Walnut Creek (California): Alta Mira Press, 2002.
-
Tibbets G. R. The Balkhi School of Geographers. History of Cartography / Ed. by J.B. Harley, D. Woodward. Chicago; London: Chicago University Press, 1992. Vol. II. Book 1: Cartography in the traditional Islamic and South Asian societies. P. 108-136.
-
Welzer, H. Das kommunikative Gedachtnis. Eine Theorie der Erinnerung. Munchen, 2002.
-
Welzer, H., Moller, S., Tschuggnall K. «Opa war kein Nazi!». Nationalsozialismus und Holocaust im Familiengedachtnis. Frankfurt. M., 2002.
-
Winter, J. Remembering War: The Great War between Memory and History in the Twentieth Century. New Haven; L.: Yale University Press, 2006. 352 p.
- Комментарии
Загрузка комментариев...