Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у детей 6–7 лет
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность тематики статьи. Образно-пластическое творчество оптимально для развития у дошкольников продуктивного воображения – основы любого творческого процесса. Продолжение его развития на основе обучения языку движений позволяет детям 6–7 лет не только решать сложные творческие задачи, но и осваивать способы невербального общения.
Цель статьи – раскрыть возможности развития образно-пластического творчества у детей 6–7 лет на основе обучения языку выразительных движений, которое является продолжением и кульминацией работы, осуществляемой с младшей группы.
Описание хода исследования. На основе пояснения возрастных особенностей психологического развития детей 6–7 лет показаны возможности решения детьми достаточно трудных задач на сочинение и творческое исполнение в ходе воплощения образов разнохарактерных персонажей в сюжетных ситуациях. Поясняются психолого-педагогические условия его развития у дошкольников 6–7 лет. Раскрываются особенности методики, центральным моментом которой становится детализация образа – с комплексным решением задач развития у детей образно-пластического взаимодействия и способности к образному перевоплощению. Описываются виды учебно-творческих заданий, направленных на развитие: способов детализации образов; умения чутко воспринимать (понимать) партнера; новых способов условно-сценического взаимодействия; выразительного исполнения по ролям целостных сюжетных композиций, – а также развитие сочинительского творчества в собственном смысле слова в процессе создания под музыку (в сотворчестве со сверстником) композиции образно-пластического этюда по обобщенному сюжету, заданному словесно.
Результаты исследования. В ходе и по завершении развивающего обучения дети 6–7 лет детализируют образы (персонажей) с их развитием от эпизода к эпизоду целостного сюжета, что становится одним из основных признаков сочинительского образно-пластического творчества, которое сочетается с творческим исполнением в образно-пластических импровизациях под заданное музыкальное сопровождение. Данные диагностических исследований подтверждают эффективность методики развития у детей 6–7 лет образно-пластического творчества как итог работы по программе.
Заключение. Методика развития образно-пластического творчества в соответствии с возрастными возможностями детей 6–7 лет позволяет реально развивать детское творчество в художественно-игровой деятельности.
Литература
2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С. 62–68.
5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
6. Горшкова Е.В. Диагностика образно-пластического творчества дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2020-а. – Т. 25. – № 3. – C. 30–39.
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250303
7. Горшкова Е.В. Знакомьтесь «Выразительное движение» // Дошкольное воспитание. – 1999. – №10. – С. 10–15.
8. Горшкова Е.В. К вопросу о развитии образно-пластического творчества у детей 3–4 лет // Современное дошкольное образование. – 2018-а. – №2. – С. 4–13.
9. Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у детей 5–6 лет // Современное дошкольное образование. – 2022. – №1(109). – С. 15–25. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-15-25
10. Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у дошкольников: вопросы теории и практики // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №7. – С. 29–37.
11. Горшкова Е.В. Особенности творческого воплощения двигательно-пластического образа детьми 5–7 лет // Современное дошкольное образование. – 2020-б. – №2(98). – С. 28–37. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10066
12. Горшкова Е.В. Развитие воображения у дошкольников средствами выразительных движений // Возможности и риски цифровой среды: Сб. материалов VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) / Ред. Т.А. Басилова, Е.Г. Дозорцева и др. Т. 1. – М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2019-а. – С. 143–146.
13. Горшкова Е.В. Развитие выразительных движений у дошкольников: учебное пособие. – М.: «Авторский Клуб», 2018-б. – 336 с.
14. Горшкова Е.В. Развитие образно-пластического творчества у детей 4–5 лет // Современное дошкольное образование. – 2019-б. – №6(96). – С. 24–35. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10056
15. Горшкова Е.В., Кириличева Т.Л. Изучение развития продуктивного воображения у детей 6-го года жизни // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2011. – №5. – С.17–29.
16. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
17. Запорожец А.В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: МОиПК, 1995. – С. 112–122.
18. Ершов П.И. Режиссура как практическая психология // Искусство толкования. В 2-х частях. Ч. 1. – Дубна: Феникс, 1997. – 357 с.
19. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: МОиПК, 1995. – С. 13–25.
20. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.
21. Неверович Я.З. Развитие предметных движений у ребенка-дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: МОиПК, 1995. – С. 123–131.
- Комментарии