доктор психологических наук, профессор, научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ «Высшая школа экономики» (Москва, Россия)
Поливанова Катерина Николаевна
Актуальность тематики статьи. В современном образовании все большее внимание уделяется надпредметным результатам, таким как благополучие, социально-эмоциональное развитие, агентность (самостоятельность и инициатива) и т.д. В статье обсуждается рост значения одного из таких надпредметных результатов дошкольного образования – детской самостоятельности, приводятся примеры изменения международного дискурса, признание важности благополучия, социально-эмоциональных навыков, автономии и агентности (самостоятельности и инициативности). Кроме этого, описаны современные исследования факторов внешней среды (семейных и образовательных условий) формирования самостоятельности. Ставится проблема неопределенности используемых терминов и необходимости их доопределения.
Целью работы было выявить и описать практики развития самостоятельности в дошкольных образовательных организациях Москвы и Красноярска и описать образ самостоятельности, который реализуется в этих практиках.
Описание хода исследования. В рамках работы было проведено качественное исследование, 14 тематических интервью с руководителями и педагогами дошкольных образовательных организаций двух городов-миллионников РФ. Для разработки гайда интервью использовались материалы, предоставленные педагогами, работающими в русле идей Монтессори. Целью исследования было выявление отношения педагогов к новым ориентирам развития ДО, а также их представлений о возможности развития самостоятельности воспитанников и успехов в этой деятельности.
Результаты исследования. Анализ ответов педагогов показал, что самостоятельность следует рассматривать в трех сферах – быту, игре и продуктивной деятельности. Проявления самостоятельности могут быть неодинаковыми. Самостоятельность связывается с заинтересованностью ребенка в выполняемой им деятельности, большое внимание уделяется способности ребенка закончить начатое им дело, что в более широком контексте самостоятельности представляется спорным.
Наиболее трудным для педагогов оказалось описание принятых в их детском саду практик развития самостоятельности: педагоги или затруднялись их четко описать, или, напротив, называли все детские активности. Практически не удалось выявить признаки успешности педагогических усилий по развитию самостоятельности.
Заключение. Полученные данные говорят об общем положительном отношении к необходимости развития детской самостоятельности, однако указывают и на трудности в реализации этой задачи. Так, обнаружено, что препятствие в развитии самостоятельности педагоги видят в небезопасности предоставления детям-дошкольникам свободы действий. Кроме того, можно утверждать, что конструкт «самостоятельность» не имеет четкого определения, и представления педагогов отражают эту неопределенность. Нами выявлено и отсутствие признанных, принятых методик развития самостоятельности, педагоги затрудняются дать оценку своей работе, высказывать суждения об эффективности той или иной деятельности, направленной на повышение уровня самостоятельности.
Актуальность исследования. Современные родители дошкольников являются активными участниками образовательного процесса. Их удовлетворенность – важный критерий оценки качества образования. Изучение их мнения – эффективный инструмент для системного улучшения качества ДОУ.
Цель исследования: выявление и описание причин неудовлетворенности родителей ДОУ Москвы.
Методология: тематические полуструктурированные интервью.
Описание хода исследования. Выборку составили 20 матерей детей возраста от 3 до 7 лет, посещающих детсады разного типа и форм собственности в Москве. Родителям предлагалось рассказать о выборе детского сада, предметно-пространственной среде, режиме дня, присмотре и уходе за детьми, взаимодействии между педагогами, детьми и родителями, видах активности, развитии речи, мышления и образовательной программе. Тщательно исследовались спонтанно упомянутые причины неудовлетворенности. Тематической рамкой для вопросов была выбрана международная шкала ECERS и работы, посвященные выявлению корреляции родительской вовлеченности и уровня их удовлетворенности.
Основные результаты. Среди основных групп причин неудовлетворенности ДОУ с большим отрывом лидирует «взаимодействие», подразумевающее качество взаимодействия между детьми, воспитателями, администрацией, родителями. Именно причины группы «взаимодействие» становятся критической точкой для перевода детей в другое ДОУ. Среди основных жалоб: не учитывается индивидуальность ребенка; жесткая дисциплина; строгие, грубые, непрофессиональные воспитатели; авторитарная позиция руководителя к родителям; плохое качество обратной связи; взаимоотношения со сверстниками. Группа «виды детской активности» имеет потенциал стать столь же значимой, как и «взаимодействие»: при выборе сада родители обращают внимание на наличие и разнообразие кружков, в частном секторе – готовы возить ребенка дальше ради качественных занятий. Родители скорее удовлетворены присмотром, уходом, соблюдением температурного режима, предметно-пространственной средой. Особняком стоит группа «развитие речи и грамотность»: родители не упоминают эту тему. Они либо плохо осведомлены о программе детского сада, либо считают данный аспект неважным.
Выводы. Удовлетворенность родителей как активных участников образовательного является одним из важных критериев оценки качества дошкольного образования, а неудовлетворенность – маркер к необходимым улучшениям. Если администрация и педагоги при оценке качества оценивают группу и детский сад в целом, то родителям важен комфорт и эмоциональное благополучие собственного ребенка. Значит, во главу угла ставится индивидуальный подход и развитие личности. Основное внимание нужно обратить на качество взаимодействия между детьми, родителями и коллективом детского сада и на качество и разнообразие видов детской активности. Данные исследования причин неудовлетворенности родителей могут быть полезны для руководителей ДОУ разных форм собственности для повышения качества предоставляемых услуг и разработки маркетинговой стратегии.