Подъянова С.М., Поливанова К.Н. Причины неудовлетворенности родителей дошкольными образовательными учреждениями в Москве
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24412/1997-9657-2022-1109-26-35
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Подъянова С.М., Поливанова К.Н. Причины неудовлетворенности родителей дошкольными образовательными учреждениями в Москве // Современное дошкольное образование. – 2022. – №1(109). – С. 26–35. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-26-35
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность исследования. Современные родители дошкольников являются активными участниками образовательного процесса. Их удовлетворенность – важный критерий оценки качества образования. Изучение их мнения – эффективный инструмент для системного улучшения качества ДОУ.
Цель исследования: выявление и описание причин неудовлетворенности родителей ДОУ Москвы.
Методология: тематические полуструктурированные интервью.
Описание хода исследования. Выборку составили 20 матерей детей возраста от 3 до 7 лет, посещающих детсады разного типа и форм собственности в Москве. Родителям предлагалось рассказать о выборе детского сада, предметно-пространственной среде, режиме дня, присмотре и уходе за детьми, взаимодействии между педагогами, детьми и родителями, видах активности, развитии речи, мышления и образовательной программе. Тщательно исследовались спонтанно упомянутые причины неудовлетворенности. Тематической рамкой для вопросов была выбрана международная шкала ECERS и работы, посвященные выявлению корреляции родительской вовлеченности и уровня их удовлетворенности.
Основные результаты. Среди основных групп причин неудовлетворенности ДОУ с большим отрывом лидирует «взаимодействие», подразумевающее качество взаимодействия между детьми, воспитателями, администрацией, родителями. Именно причины группы «взаимодействие» становятся критической точкой для перевода детей в другое ДОУ. Среди основных жалоб: не учитывается индивидуальность ребенка; жесткая дисциплина; строгие, грубые, непрофессиональные воспитатели; авторитарная позиция руководителя к родителям; плохое качество обратной связи; взаимоотношения со сверстниками. Группа «виды детской активности» имеет потенциал стать столь же значимой, как и «взаимодействие»: при выборе сада родители обращают внимание на наличие и разнообразие кружков, в частном секторе – готовы возить ребенка дальше ради качественных занятий. Родители скорее удовлетворены присмотром, уходом, соблюдением температурного режима, предметно-пространственной средой. Особняком стоит группа «развитие речи и грамотность»: родители не упоминают эту тему. Они либо плохо осведомлены о программе детского сада, либо считают данный аспект неважным.
Выводы. Удовлетворенность родителей как активных участников образовательного является одним из важных критериев оценки качества дошкольного образования, а неудовлетворенность – маркер к необходимым улучшениям. Если администрация и педагоги при оценке качества оценивают группу и детский сад в целом, то родителям важен комфорт и эмоциональное благополучие собственного ребенка. Значит, во главу угла ставится индивидуальный подход и развитие личности. Основное внимание нужно обратить на качество взаимодействия между детьми, родителями и коллективом детского сада и на качество и разнообразие видов детской активности. Данные исследования причин неудовлетворенности родителей могут быть полезны для руководителей ДОУ разных форм собственности для повышения качества предоставляемых услуг и разработки маркетинговой стратегии.
Литература
1. Абанкина И.В., Родина Н.В., Филатова Л.М., Шабанова-Даниелян Е.Ю. Участие родителей в обеспечении качественного дошкольного образования. Информационный бюллетень. – М.: ВШЭ, 2018. – 40 с. – (Мониторинг экономики образования, №11 (131)).
2. Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Дошкольное образование: доступность и качество // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т.1. – №6 (63). – С. 20–37. DOI: 10.24411/2224-0772-2019-10040
3. Любицкая К.А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей. Дисс... канд. пед. наук. – М., 2020.
4. Мерцалова Т.А., Гошин М.Е. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. – 2018. – №3. – С. 68–90.
5. Нисская А.К. Представления современных родителей о дошкольном образовании. Как сделать детский сад привлекательным? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №9(71). – C. 28.
6. От универсальной доступности к современному качеству / Под редакцией И.В. Абанкиной, К.Н. Поливановой, И.Д. Фрумина. – М.: ВШЭ, 2019.
7. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 7. – №3. – C. 1–11.
8. Поливанова К.Н., Бочавер А.А., Павлен-ко К.В., Сивак Е.В. Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей. – М.: ВШЭ, 2020. – 384 с.
9. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения // Современное дошкольное образование. – 2018. – №1(83).
10. Сумарокова О.В. и др. Результаты исследования удовлетворенности населения качеством образовательных услуг на территории Вологодской области. – Вологда, 2009.
11. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://273фз.рф/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fzob-obrazovanii-v-rf (дата обращения 21.01.2020).
12. Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. – М.: Национальное образование, 2016. – С. 28.
13. Харченко К.В. Удовлетворенность: методология и опыт муниципальных исследований. – М.: Альперия, 2011. – 260 с.
14. Шиян О.А., Воробьева Е.В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №7(59).
15. Eccles, J., Harold R. (1996) Family Involvement in Children’s and Adolescents’ Schooling. In Familyschool Links: How Do Th ey Aff ect Educational Outcomes? Еdited by A.Booth and J.F.Dunn. 3–34. Hillsdale, NJ, Erlbaum.
16. Epstein J.L. (1987) Teacher Practices of Parent Involvement: What Research Says to Teachers and Administrators // Education and Urban Society. Vol. 19. No 2. P. 119–136.
17. Hoover-Dempsey K.V., Walker J.M.T.,
Sandler H.M. Why do parents become involved? Research findings and implications // Elementary School Journal. 2005. Vol. 106. № 2. P. 105–130.
18. Hornby G. (2011) Parental involvement in childhood education: Building effective school-family partnerships. London: Springer Science & Business Media. 137.
19. Olmedo A., Wilkins A. (2017) Governing through parents: a genealogical enquiry of education policy and the construction of neoliberal subjectivities in England. Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. Vol. 38. Nо. 4. 573–589.
20. Sheridan S.M., Kratochwill T.R. (2007) Conjoint Behavioral Consultation: Promoting Family-School Connections and Interventions. New York, NY: Springer US.
21. Xiumin Hong, Wenting Zhu, Dandan Wu & Hui Li (2020) Are Parents Satisfied with Early Childhood Education Service in Urban China? Empirical Evidence from the Validation Study of the Parent Satisfaction with Educational Experiences Scale, Early Education and Development, 31:2, 200–217, DOI: 10.1080/10409289.2019.1651163.
2. Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Дошкольное образование: доступность и качество // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т.1. – №6 (63). – С. 20–37. DOI: 10.24411/2224-0772-2019-10040
3. Любицкая К.А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей. Дисс... канд. пед. наук. – М., 2020.
4. Мерцалова Т.А., Гошин М.Е. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. – 2018. – №3. – С. 68–90.
5. Нисская А.К. Представления современных родителей о дошкольном образовании. Как сделать детский сад привлекательным? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №9(71). – C. 28.
6. От универсальной доступности к современному качеству / Под редакцией И.В. Абанкиной, К.Н. Поливановой, И.Д. Фрумина. – М.: ВШЭ, 2019.
7. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 7. – №3. – C. 1–11.
8. Поливанова К.Н., Бочавер А.А., Павлен-ко К.В., Сивак Е.В. Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей. – М.: ВШЭ, 2020. – 384 с.
9. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения // Современное дошкольное образование. – 2018. – №1(83).
10. Сумарокова О.В. и др. Результаты исследования удовлетворенности населения качеством образовательных услуг на территории Вологодской области. – Вологда, 2009.
11. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://273фз.рф/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fzob-obrazovanii-v-rf (дата обращения 21.01.2020).
12. Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. – М.: Национальное образование, 2016. – С. 28.
13. Харченко К.В. Удовлетворенность: методология и опыт муниципальных исследований. – М.: Альперия, 2011. – 260 с.
14. Шиян О.А., Воробьева Е.В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №7(59).
15. Eccles, J., Harold R. (1996) Family Involvement in Children’s and Adolescents’ Schooling. In Familyschool Links: How Do Th ey Aff ect Educational Outcomes? Еdited by A.Booth and J.F.Dunn. 3–34. Hillsdale, NJ, Erlbaum.
16. Epstein J.L. (1987) Teacher Practices of Parent Involvement: What Research Says to Teachers and Administrators // Education and Urban Society. Vol. 19. No 2. P. 119–136.
17. Hoover-Dempsey K.V., Walker J.M.T.,
Sandler H.M. Why do parents become involved? Research findings and implications // Elementary School Journal. 2005. Vol. 106. № 2. P. 105–130.
18. Hornby G. (2011) Parental involvement in childhood education: Building effective school-family partnerships. London: Springer Science & Business Media. 137.
19. Olmedo A., Wilkins A. (2017) Governing through parents: a genealogical enquiry of education policy and the construction of neoliberal subjectivities in England. Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. Vol. 38. Nо. 4. 573–589.
20. Sheridan S.M., Kratochwill T.R. (2007) Conjoint Behavioral Consultation: Promoting Family-School Connections and Interventions. New York, NY: Springer US.
21. Xiumin Hong, Wenting Zhu, Dandan Wu & Hui Li (2020) Are Parents Satisfied with Early Childhood Education Service in Urban China? Empirical Evidence from the Validation Study of the Parent Satisfaction with Educational Experiences Scale, Early Education and Development, 31:2, 200–217, DOI: 10.1080/10409289.2019.1651163.
- Комментарии
Загрузка комментариев...