Габдулхаков В.Ф. Нейрокогнитивные приемы преодоления языковой и образной интерференции у билингвальных детей
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24412/1997-9657-2022-1109-36-47
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Габдулхаков В.Ф. Нейрокогнитивные приемы преодоления языковой и образной интерференции у билингвальных детей // Современное дошкольное образование. – 2022. – №1(109). – С. 36–47. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-36-47
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность тематики статьи. В национальных регионах России речь детей-билингвов часто вызывает серьезные нарекания: она страдает, с одной стороны, от языковой интерференции, когда законы родного языка отрицательно влияют на второй (русский), с другой стороны, от образной интерференции, когда переносный смысл литературных образов родной культуры вступает в противоречие с образами и смыслами русской литературы. Эти интерференции отрицательно влияют не только на русскую речь, но и на мышление, память, интеллект, – на все когнитивные и регуляторные функции детей. Педагоги не всегда понимают, какие приемы надо использовать для преодоления отрицательного влияния этих интерференций.
Цель. Работа направлена на то, чтобы проанализировать речь детей-билингвов, выявить типичные речевые и смысловые ошибки, обусловленные влиянием языковой и образной интерференции на русскую речь детей, определить эффективные приемы преодоления интерференции. Ставится вопрос о том, что такими приемами могут быть приемы формирования языковой личности ребенка, разработанные в лингводидактике. Проверяется предположение, что эти приемы – с установкой на язык и образный смысл – при определенной последовательности могут иметь эффект нейрокогнитивного воздействия, то есть обеспечивать формирование правильной русской речи в более короткий срок.
Описание хода исследования. В ходе исследования (2019–2021 гг.) было проанализировано 257 высказываний детей-билингвов старшей и подготовительной группы (6–7 лет). В этой выборке 125 детей относились к группе детей с аутистическими расстройствами, 132 – к группе обычных детей-билингвов. В исследовании приняли участие 32 педагога дошкольных учреждений Татарстана.
Результаты исследования. Было замечено, что дети, страдающие языковой интерференцией, больше подвержены и образной интерференции. Чем больше их русская речь подвержена языковой интерференции, тем в большей степени она подвержена и образной интерференции. Образная интерференция – это противоречивая ассоциация, связанная с культуремами, имеющими одинаковую символику, но разное значение в разных языках и культурах. Дети-аутисты, такие же билингвы, как и обычные дети, ошибок, связанных с проявлением интерференции, делают значительно больше, чем обычные дети. И в той, и в другой группах интерферентные ошибки на русском языке характеризуют больше половины всех детей. Была определена последовательность лингводидактических приемов, в которую вошли вербально-семантические приемы, приемы повторения речевого образца, приемы коммуникативного ядра, приемы транспозиции, приемы сторителлинга, интерпретации образных средств, приемы творческого пересказа, приемы театрализации, мотивационно-прагматические приемы и приемы обратной связи. Эта последовательность обеспечивала эффект нейрокогнитивного воздействия и оказалась более результативной по сравнению с традиционными методическими приемами.
Заключение. Полученные данные говорят о том, что реализованные в определенной последовательности лингводидактические приемы можно называть нейрокогнитивными: они помогают преодолевать негативное влияние языковой и образной интерференции. Такие приемы ориентированы на подсознание ребенка, строятся на принципах субъективации, эмпатии, рефлексии, упреждающего синтеза, коммуникативного ядра и действуют с определенной частотой, закрепляя языковые и образные символы, ассоциации на подсознательном уровне.
Литература
1. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. – 2017. – № 2(74). – С. 38-43.
2. Афанасьев А. Сказки Дедушки Мороза. – М.: Рипол Классик, 2014. – 515 c.
3. Вайнрайх У. Языковые контакты: состояние и проблемы исследования. – Киев, 1979. – 260 с.
4. Веракса А.Н., Васильева М.Д., Арчакова Т.О. Развитие произвольности регуляторных функций в дошкольном возрасте: обзор современных зарубежных исследований // Вопросы психологии. – 2016. – №6. С. 150–166.
5. Выготский Л.С. Детская психология / В кн. Л.С. Выготский, Собрание сочинений (Т. 4. С. 243–385). – М.: Педагогика, 2019. – 345 с.
6. Глущенко А.А. Нейропедагогика как новейшее направление педагогики: технологии, принципы, методы // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (Казань, октябрь 2017 г.). – Казань: Бук, 2017. – С. 67–69.
7. де Куртенэ Б. Языковедение и язык. Исследования, замечания, программы лекций. – М., 2018. – 214 с.
8. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: ЛКИ, УРСС Эдиториал, 2010. – 264 с.
9. Конституция Республики Татарстан (в редакции законов Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года № 1380, от 15 сентября 2003 года № 34-ЗРТ, от 12 марта 2004 года № 10-ЗРТ, от 14 марта 2005 года № 55-ЗРТ, от 30 марта 2010 года № 10-ЗРТ, от 22 ноября 2010 года № 79-ЗРТ, от 22 июня 2012 года № 40-ЗРТ).
10. Линдал И. Взаимодействие с детьми в дошкольных образовательных учреждениях: выбор пути в дошкольном образовании // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №2(74). – С. 44–55.
11. Москвитин В.А., Москвитина Н.В. Нейропедагогика как прикладное направление педагогики и дифференциальной психологии // Вестник ОГУ. Вып. № 4. – 2001. – С. 34–38.
12. Нейробиология когнитивных компетенций младшего школьного возраста: новейшие зарубежные исследования / Т.В. Ермолова, А.В. Литвинов, Е.А. Балыгина, Н.В. Савицкая // Современная зарубежная психология. – 2020. – Т.9. – №2. – С. 8–20.
13. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Римис, 2008. – 416 с.
14. Степанов В.Г., Леванова Е.А., Клеманто-вич И.П. Нейропедагогика и ее задачи // Молодой ученый. – 2016. – №7. – С. 155–156.
15. Татарские народные сказки. – М.: Речь, 2017. – 214 с.
16. Театр ХХI века и вызовы нового времени: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию татарского театра / Под ред. Э.М. Галимовой. – Казань: ИЯЛИ, 2016. – 336 c.
17. Шиян О.А., Белолуцкая А.К., Ле-ван Т.Н., Зададаев С.А. Когнитивное развитие дошкольников: взаимосвязь нормативных, преобразующих и символических способностей // Современное дошкольное образование. – 2021. – №6(108). – С. 14–25. 10.24412/1997-9657-2021-6108-14-25
18. Anderson, P.J., Cheong, J.L., Thompson, D.K. The predictive validity of neonatal MRI for neurodevelopmental outcome in very preterm children Semin // Seminars in Perinatology. 2015. Vol. 39. № 2. P. 147-158. DOI:10.1053/j. semperi.2015.01.008
19. Arfe B., Vardanega T., Ronconi L. The effects of coding on children’s planning and inhibition skills // Computers & Education. 2020. Vol. 148. 16 p. DOI:10.1016/j.compedu.2020.103807
20. Cognitive Neuroscience – 2019: материалы международного форума. Екатеринбург, 6–7 ноября 2019 г. / Отв. ред. А.А. Печеркина, С.В. Попов. Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Изд во Урал. ун та, 2020. – 270 с.
21. Debanne D., Russier V. The contribution of ion channels in input-output plasticity // Neurobiology of Learning and Memory. 2019. Vol. 166. 8 p. DOI:10.1016/j.nlm.2019.107095
22. Farmer G.E., Thompson L.T. Learning-dependent plasticity of hippocampal CA1 pyramidal neuron postburst afterhyperpolarizations and increased excitability after inhibitory avoidance learning depend upon basolateral amygdala inputs // Hippocampus. 2012. Vol. 22. № 8. P. 1703-1719. DOI: 10.1002/hipo.22005
23. Franca T.F.A. Isolating the key factors defining the magnitude of hippocampal neurogenesis’ e-ects on anxiety, memory and pattern separation // Neurobiology of Learning and Memory. 2019. Vol. 166. 5 p. DOI:10.1016/j.nlm.2019.107102
24. Gabdulhakov V., Novik N, Yashina O. (2020). Anthropology of Teacher Training in Interdisciplinary and Digital Education. International Scientific Conference on Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education, November 12-13, 2020, Stavropol, Russia. 60–69.
25. Gabdulkhakov V.F., Shishova E.O. (2018). Multicultural Training Of Future Teachers In The Context Of Ethnic Tensions. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS (IFTE 2018) Volume XLV (45) eISSN: 2357-1330. 76. 651-660. doi: 10.15405
26. Grineski S.E., Collins T.W., Adkins D.E. Hazardous air pollutants are associated with worse performance in reading, math, and science among US primary schoolchildren // Environmental Research. 2020. Vol. 181. 10 p. DOI:10.1016/j. envres.2019.108925
27. Guardabassi V., Tomasetto C. Weight status or weight stigma? Obesity stereotypes – Not excess weight – Reduce working memory in school-aged children // Journal of Experimental Child Psychology. 2020. Vol. 189. 9 p. DOI: 10.1016/j. jecp.2019.104706
28. Kyriakides L., Anthimou M., Panayiotou A. Searching for the impact of teacher behavior on promoting students’ cognitive and metacognitive skills // Studies in Educational Evaluation. 2020. Vol. 189. 14 p. DOI:10.1016/j. stueduc. 2019.100810
29. Moyles, J. (2012). Cross-Cultural Perspectives on Early Childhood. British Library Cataloguing in Publication data. 240 pp.
30. Oh M.M., Disterhoft J.F. Learning and aging affect neuronal excitability and learning // Neurobiology of Learning and Memory. 2020. Vol. 167. 7 p. DOI:10.1016/j.nlm.2019.107133
31. Polspoel B., Vandermosten M., De Smedt B.
The association of grey matter volume and cortical complexity with individual differences in children’s arithmetic fluency // Neuropsychologia. 2020. Vol. 137. 10 p. DOI:10.1016/j. neuropsychologia.2019.107293
32. Pulfrey J., Gasser U. Born Digital: How children gow up in a digital age. New York: Basic Books, 2016. 352.
33. Siddiqui N., Gorard S., See B.H. Can learning beyond the classroom impact on social responsibility and academic attainment? An evaluation of the Children’s University youth social action programme // Studies in Educational Evaluation. 2019. Vol. 61. P. 74-82. DOI:10.1016/j.stueduc.2019.03.004
34. Wang Q., Kushnir T. (2019) Cultural Pathways in Cognitive Development: Introduction to the Special Issue. Cognitive Development. Vol. 52. 4. DOI:10.1016/j.cogdev.2019.100816
2. Афанасьев А. Сказки Дедушки Мороза. – М.: Рипол Классик, 2014. – 515 c.
3. Вайнрайх У. Языковые контакты: состояние и проблемы исследования. – Киев, 1979. – 260 с.
4. Веракса А.Н., Васильева М.Д., Арчакова Т.О. Развитие произвольности регуляторных функций в дошкольном возрасте: обзор современных зарубежных исследований // Вопросы психологии. – 2016. – №6. С. 150–166.
5. Выготский Л.С. Детская психология / В кн. Л.С. Выготский, Собрание сочинений (Т. 4. С. 243–385). – М.: Педагогика, 2019. – 345 с.
6. Глущенко А.А. Нейропедагогика как новейшее направление педагогики: технологии, принципы, методы // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (Казань, октябрь 2017 г.). – Казань: Бук, 2017. – С. 67–69.
7. де Куртенэ Б. Языковедение и язык. Исследования, замечания, программы лекций. – М., 2018. – 214 с.
8. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: ЛКИ, УРСС Эдиториал, 2010. – 264 с.
9. Конституция Республики Татарстан (в редакции законов Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года № 1380, от 15 сентября 2003 года № 34-ЗРТ, от 12 марта 2004 года № 10-ЗРТ, от 14 марта 2005 года № 55-ЗРТ, от 30 марта 2010 года № 10-ЗРТ, от 22 ноября 2010 года № 79-ЗРТ, от 22 июня 2012 года № 40-ЗРТ).
10. Линдал И. Взаимодействие с детьми в дошкольных образовательных учреждениях: выбор пути в дошкольном образовании // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №2(74). – С. 44–55.
11. Москвитин В.А., Москвитина Н.В. Нейропедагогика как прикладное направление педагогики и дифференциальной психологии // Вестник ОГУ. Вып. № 4. – 2001. – С. 34–38.
12. Нейробиология когнитивных компетенций младшего школьного возраста: новейшие зарубежные исследования / Т.В. Ермолова, А.В. Литвинов, Е.А. Балыгина, Н.В. Савицкая // Современная зарубежная психология. – 2020. – Т.9. – №2. – С. 8–20.
13. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Римис, 2008. – 416 с.
14. Степанов В.Г., Леванова Е.А., Клеманто-вич И.П. Нейропедагогика и ее задачи // Молодой ученый. – 2016. – №7. – С. 155–156.
15. Татарские народные сказки. – М.: Речь, 2017. – 214 с.
16. Театр ХХI века и вызовы нового времени: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию татарского театра / Под ред. Э.М. Галимовой. – Казань: ИЯЛИ, 2016. – 336 c.
17. Шиян О.А., Белолуцкая А.К., Ле-ван Т.Н., Зададаев С.А. Когнитивное развитие дошкольников: взаимосвязь нормативных, преобразующих и символических способностей // Современное дошкольное образование. – 2021. – №6(108). – С. 14–25. 10.24412/1997-9657-2021-6108-14-25
18. Anderson, P.J., Cheong, J.L., Thompson, D.K. The predictive validity of neonatal MRI for neurodevelopmental outcome in very preterm children Semin // Seminars in Perinatology. 2015. Vol. 39. № 2. P. 147-158. DOI:10.1053/j. semperi.2015.01.008
19. Arfe B., Vardanega T., Ronconi L. The effects of coding on children’s planning and inhibition skills // Computers & Education. 2020. Vol. 148. 16 p. DOI:10.1016/j.compedu.2020.103807
20. Cognitive Neuroscience – 2019: материалы международного форума. Екатеринбург, 6–7 ноября 2019 г. / Отв. ред. А.А. Печеркина, С.В. Попов. Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Изд во Урал. ун та, 2020. – 270 с.
21. Debanne D., Russier V. The contribution of ion channels in input-output plasticity // Neurobiology of Learning and Memory. 2019. Vol. 166. 8 p. DOI:10.1016/j.nlm.2019.107095
22. Farmer G.E., Thompson L.T. Learning-dependent plasticity of hippocampal CA1 pyramidal neuron postburst afterhyperpolarizations and increased excitability after inhibitory avoidance learning depend upon basolateral amygdala inputs // Hippocampus. 2012. Vol. 22. № 8. P. 1703-1719. DOI: 10.1002/hipo.22005
23. Franca T.F.A. Isolating the key factors defining the magnitude of hippocampal neurogenesis’ e-ects on anxiety, memory and pattern separation // Neurobiology of Learning and Memory. 2019. Vol. 166. 5 p. DOI:10.1016/j.nlm.2019.107102
24. Gabdulhakov V., Novik N, Yashina O. (2020). Anthropology of Teacher Training in Interdisciplinary and Digital Education. International Scientific Conference on Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education, November 12-13, 2020, Stavropol, Russia. 60–69.
25. Gabdulkhakov V.F., Shishova E.O. (2018). Multicultural Training Of Future Teachers In The Context Of Ethnic Tensions. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS (IFTE 2018) Volume XLV (45) eISSN: 2357-1330. 76. 651-660. doi: 10.15405
26. Grineski S.E., Collins T.W., Adkins D.E. Hazardous air pollutants are associated with worse performance in reading, math, and science among US primary schoolchildren // Environmental Research. 2020. Vol. 181. 10 p. DOI:10.1016/j. envres.2019.108925
27. Guardabassi V., Tomasetto C. Weight status or weight stigma? Obesity stereotypes – Not excess weight – Reduce working memory in school-aged children // Journal of Experimental Child Psychology. 2020. Vol. 189. 9 p. DOI: 10.1016/j. jecp.2019.104706
28. Kyriakides L., Anthimou M., Panayiotou A. Searching for the impact of teacher behavior on promoting students’ cognitive and metacognitive skills // Studies in Educational Evaluation. 2020. Vol. 189. 14 p. DOI:10.1016/j. stueduc. 2019.100810
29. Moyles, J. (2012). Cross-Cultural Perspectives on Early Childhood. British Library Cataloguing in Publication data. 240 pp.
30. Oh M.M., Disterhoft J.F. Learning and aging affect neuronal excitability and learning // Neurobiology of Learning and Memory. 2020. Vol. 167. 7 p. DOI:10.1016/j.nlm.2019.107133
31. Polspoel B., Vandermosten M., De Smedt B.
The association of grey matter volume and cortical complexity with individual differences in children’s arithmetic fluency // Neuropsychologia. 2020. Vol. 137. 10 p. DOI:10.1016/j. neuropsychologia.2019.107293
32. Pulfrey J., Gasser U. Born Digital: How children gow up in a digital age. New York: Basic Books, 2016. 352.
33. Siddiqui N., Gorard S., See B.H. Can learning beyond the classroom impact on social responsibility and academic attainment? An evaluation of the Children’s University youth social action programme // Studies in Educational Evaluation. 2019. Vol. 61. P. 74-82. DOI:10.1016/j.stueduc.2019.03.004
34. Wang Q., Kushnir T. (2019) Cultural Pathways in Cognitive Development: Introduction to the Special Issue. Cognitive Development. Vol. 52. 4. DOI:10.1016/j.cogdev.2019.100816
- Комментарии
Загрузка комментариев...