Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Горшкова Е.В., Львова Н.В. Адаптация детей 3–4-го года жизни к условиям дошкольной образовательной организации средствами игровых упражнений с элементами невербального общения

    Горшкова Е.В., Львова Н.В. Адаптация детей 3–4-го года жизни к условиям дошкольной образовательной организации средствами игровых упражнений с элементами невербального общения

    Горшкова Е.В., Львова Н.В.  Адаптация детей 3–4-го года жизни к условиям дошкольной образовательной организации средствами игровых упражнений с элементами невербального общения
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-3117-36-43
    Ключевые слова: адаптация невербальное общение игровые упражнения эмоционально-двигательная психотехника адресное невербальное сообщение
    Для цитирования статьи:
    Горшкова Е.В., Львова Н.В. Адаптация детей 3–4-го года жизни к условиям дошкольной образовательной организации средствами игровых упражнений с элементами невербального общения // Современ­ное дошкольное образование. – 2023. – №3(117). – С. 36–43. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-3117-36-43

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2023. - №3
    Горшкова Елена Викторовна
    кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО; доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ (Москва, Россия)

    Львова Наталья Владимировна
    магистр, педагог-психолог, Российский Красный Крест, Москва, Россия

    Аннотация

    Актуальность тематики статьи. Проблема адаптации младших дошкольников к условиям ДОО – одна из актуальных в связи с важностью поиска эффективных средств ее оптимизации и сокращения периода привыкания к новой социальной ситуации развития.

    Цель статьи – описать экспериментальное исследование и результаты оптимизации адаптации детей 3–4-го года жизни к условиям ДОО при использовании игровых упражнений с элементами невербального общения.

    Описание хода исследования. Согласно гипотезе, игровые упражнения с элементами невербального общения способствуют оптимизации и сокращению периода адаптации младших дошкольников к условиям ДОО. В эмпирическом исследовании участвовали 40 детей 3–4-го года жизни, разделенные на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Исследование проводилось в три этапа: констатирующая диагностика, развивающие занятия и контроль. На констатации и контроле для диагностики особенностей эмоционального состояния детей использовались модифицированные карты наблюдения, включающие показатели невербального поведения и общения детей. На развивающих занятиях с детьми ЭГ использовались игровые упражнения с элементами невербального общения, формирующие адресное обращение к партнеру (сверстнику, взрослому). Было проведено 12 занятий (по 15–20 минут) три раза в неделю в течение месяца. Полученные результаты обеих групп сравнивались между собой. При обработке количественных данных психолого-педагогического эксперимента применялись методы математической статистики.

    Результаты исследования. Занятия в ЭГ позволили сократить период адаптации детей 3–4-го года жизни до одного месяца с ожидаемым эффектом: эмоциональный фон детей ЭГ стал стабильно положительным, повысился уровень игровой деятельности и взаимодействия со сверстниками.

    Заключение. Результаты подтвердили гипотезу и позволили уточнить информацию о различиях в развитии детей 3–4-го года жизни благодаря воздействию экспериментальных занятий (в ЭГ) и без него (в КГ).

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Адаптация // Психология. Словарь / Сост. Л. А. Карпенко / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – С. 10–11.
    2. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям / Сост. А.С. Русаков. 2-е изд., доп. – СПб.: Образовательные проекты, 2016. –128 с.
    3. Антипова Ю.Н. Эмоционально-двигательная психотехника как вид психолого-педагогической помощи детям 2–4 лет в период адаптации к ДОУ: Дисс. … магистра. – М.: МГППУ, 2014. – 103 с.
    4. Бичерова Е.Н. Взаимосвязь эмоциональных особенностей детей дошкольного возраста и социально-психологической адаптации к детскому саду // Психология и педагогика: методика и проблемы. – 2015. – С. 22–26.
    5. Вершинина А.Ю., Горькова Г.С. Исследование эмоционального благополучия детей раннего возраста // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №71-2. – С. 93–96.
    6. Выготский Л.С. Лекции по психологии развития // Культурно-историческая психология. – 2021. – Т. 17. – №2. – C. 5–22. DOI:10.17759/chp.2021170201
    7. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1 / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1982. – 488 с.
    8. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4 / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
    9. Галигузова, Л.Н., Мещерякова-Замогильная С.Ю. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 253 с.
    10. Гончарова Ю.Л. Адаптация дошкольников к условиям детского сада как социально-педагогическая проблема // Евразийский Союз Ученых: Психологические науки. – 2014. – №8. – С. 88–91.
    11. Горшкова Е.В. Психолого-педагогическая помощь дошкольникам с использованием методов психотехник, основанных на движении // Вестник практической психологии образования. – 2020. – Том 17. № 1. – С. 21–31. DOI:10.17759/bppe.2020170103
    12. Горшкова Е.В. Развитие выразительных движений у дошкольников: Учеб. пособие. – М.: Авторский клуб, 2018. – 366 с.
    13. Гуткина Н.И. Концепция Л.И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т. 14. № 2. – С. 116–128. DOI:10.17759/chp.2018140213
    14. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Взаимосвязь обучения и развития: проблемы и перспективы // Культурно-историческая психология. – 2020-а. – Т.16. – №1. – С. 4–12. DOI:10.17759/chp.2020160101
    15. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Культурно-исторический подход к вопросам образования // Культурно историческая психология. – 2020-б. – Т.16. – №4. – C. 4–13. DOI:10.17759/chp.2020160401
    16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2021. – 460 с.
    17. Психолог в детском дошкольном учреждении. Метод. рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, – 1996. – 144 с.
    18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2021. – 960 с.
    19. Dennis T.A, Kelemen D.A. (2009). Preschool children's views on emotion regulation: Functional associations and implications for social-emotional adjustment. International Journal of Behavioral Development. 33(3): 243–252. DOI:10.1177/0165025408098024.
    20. Thorlacius O., Gudmundsson E. (2019). The Development of the Children’s Emotional Adjustment Scale–Preschool Version. Journal of Psychoeducational Assessment. 37(3): 263–279. DOI:10.1177/0734282917744731
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью