Горшкова Е.В., Львова Н.В. Адаптация детей 3–4-го года жизни к условиям дошкольной образовательной организации средствами игровых упражнений с элементами невербального общения
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность тематики статьи. Проблема адаптации младших дошкольников к условиям ДОО – одна из актуальных в связи с важностью поиска эффективных средств ее оптимизации и сокращения периода привыкания к новой социальной ситуации развития.
Цель статьи – описать экспериментальное исследование и результаты оптимизации адаптации детей 3–4-го года жизни к условиям ДОО при использовании игровых упражнений с элементами невербального общения.
Описание хода исследования. Согласно гипотезе, игровые упражнения с элементами невербального общения способствуют оптимизации и сокращению периода адаптации младших дошкольников к условиям ДОО. В эмпирическом исследовании участвовали 40 детей 3–4-го года жизни, разделенные на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Исследование проводилось в три этапа: констатирующая диагностика, развивающие занятия и контроль. На констатации и контроле для диагностики особенностей эмоционального состояния детей использовались модифицированные карты наблюдения, включающие показатели невербального поведения и общения детей. На развивающих занятиях с детьми ЭГ использовались игровые упражнения с элементами невербального общения, формирующие адресное обращение к партнеру (сверстнику, взрослому). Было проведено 12 занятий (по 15–20 минут) три раза в неделю в течение месяца. Полученные результаты обеих групп сравнивались между собой. При обработке количественных данных психолого-педагогического эксперимента применялись методы математической статистики.
Результаты исследования. Занятия в ЭГ позволили сократить период адаптации детей 3–4-го года жизни до одного месяца с ожидаемым эффектом: эмоциональный фон детей ЭГ стал стабильно положительным, повысился уровень игровой деятельности и взаимодействия со сверстниками.
Заключение. Результаты подтвердили гипотезу и позволили уточнить информацию о различиях в развитии детей 3–4-го года жизни благодаря воздействию экспериментальных занятий (в ЭГ) и без него (в КГ).
Литература
- Адаптация // Психология. Словарь / Сост. Л. А. Карпенко / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – С. 10–11.
- Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям / Сост. А.С. Русаков. 2-е изд., доп. – СПб.: Образовательные проекты, 2016. –128 с.
- Антипова Ю.Н. Эмоционально-двигательная психотехника как вид психолого-педагогической помощи детям 2–4 лет в период адаптации к ДОУ: Дисс. … магистра. – М.: МГППУ, 2014. – 103 с.
- Бичерова Е.Н. Взаимосвязь эмоциональных особенностей детей дошкольного возраста и социально-психологической адаптации к детскому саду // Психология и педагогика: методика и проблемы. – 2015. – С. 22–26.
- Вершинина А.Ю., Горькова Г.С. Исследование эмоционального благополучия детей раннего возраста // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №71-2. – С. 93–96.
- Выготский Л.С. Лекции по психологии развития // Культурно-историческая психология. – 2021. – Т. 17. – №2. – C. 5–22. DOI:10.17759/chp.2021170201
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1 / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1982. – 488 с.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4 / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
- Галигузова, Л.Н., Мещерякова-Замогильная С.Ю. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 253 с.
- Гончарова Ю.Л. Адаптация дошкольников к условиям детского сада как социально-педагогическая проблема // Евразийский Союз Ученых: Психологические науки. – 2014. – №8. – С. 88–91.
- Горшкова Е.В. Психолого-педагогическая помощь дошкольникам с использованием методов психотехник, основанных на движении // Вестник практической психологии образования. – 2020. – Том 17. № 1. – С. 21–31. DOI:10.17759/bppe.2020170103
- Горшкова Е.В. Развитие выразительных движений у дошкольников: Учеб. пособие. – М.: Авторский клуб, 2018. – 366 с.
- Гуткина Н.И. Концепция Л.И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т. 14. № 2. – С. 116–128. DOI:10.17759/chp.2018140213
- Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Взаимосвязь обучения и развития: проблемы и перспективы // Культурно-историческая психология. – 2020-а. – Т.16. – №1. – С. 4–12. DOI:10.17759/chp.2020160101
- Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Культурно-исторический подход к вопросам образования // Культурно историческая психология. – 2020-б. – Т.16. – №4. – C. 4–13. DOI:10.17759/chp.2020160401
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2021. – 460 с.
- Психолог в детском дошкольном учреждении. Метод. рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, – 1996. – 144 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2021. – 960 с.
- Dennis T.A, Kelemen D.A. (2009). Preschool children's views on emotion regulation: Functional associations and implications for social-emotional adjustment. International Journal of Behavioral Development. 33(3): 243–252. DOI:10.1177/0165025408098024.
- Thorlacius O., Gudmundsson E. (2019). The Development of the Children’s Emotional Adjustment Scale–Preschool Version. Journal of Psychoeducational Assessment. 37(3): 263–279. DOI:10.1177/0734282917744731
- Комментарии