Горшкова Е.В. Особенности творческого воплощения двигательно- пластического образа детьми 5–7 лет
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24411/1997-9657-2019-10066
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Горшкова Е.В. Особенности творческого воплощения двигательно-пластического образа детьми 5–7 лет // Современное дошкольное образование. – 2020. – №2(98). – С. 28–37. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10066
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В статье описываются особенности воплощения двигательно-пластических образов в индивидуальном творческом задании (по авторской диагностической методике «Видеописьмо»): с помощью выразительных движений ребенок передает содержание словесно заданных понятий (эмоций, черт характера). Согласно гипотезе, у детей от среднего к старшему дошкольному возрасту растет доля произвольных выразительных движений как средств воплощения заданного образа и уменьшается доля собственных непроизвольных выразительных движений как спонтанных реакций на ситуацию творческого задания. Сравниваются две выборки дошкольников: экспериментальные группы, где проводилось 4-летнее целенаправленное развитие образно-пластического творчества на основе обучения языку движений (по программе «Выразительное движение»), и контрольные группы детей аналогичных возрастов, которые не обучались по этой программе. Показано, что в экспериментальных группах подтверждение гипотезы – более яркое, чем в контрольных, что доказывает активное влияние обучения языку движений на развитие осознанного использования двигательно-пластических средств для творческого воплощения образа.
Литература
1. Бернштейн Н.А. О построении движений // Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 608 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С. 62–68.
4. Горшкова Е.В. Выразительное движение. Программа и планы занятий для детей
3–7 лет (2-я младшая, средняя, старшая и подготовительная группы детского сада). – М., 2004. – 203 с.
5. Горшкова Е.В. Знакомьтесь: «Выразительное движение» // Дошкольное воспитание. – 1999. – №10. – С. 10–15.
6. Горшкова Е.В. Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие внутренней свободы и уверенности // Справочник педагога-психолога. Детский сад. –
2016-а. – №5. – С. 40–55.
7. Горшкова Е.В. Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие невербального общения // Справочник педагога-психолога. Детский сад». – 2016-б. –
№6. – С. 35–51.
8. Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у дошкольников: вопросы теории и практики // Современное дошкольное образование. Теория и практика. –
2017. – №7. – С. 29–37.
9. Горшкова Е.В. Развитие воображения у дошкольников средствами выразительных движений // VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды». 12–13 декабря 2019. Сборник материалов конференции (тезисов). Том 1. / Ред. Т.А. Басилова, Е.Г. Дозорцева, и др. – М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2019-а. – С. 143–146.
10. Горшкова Е.В. Развитие выразительных движений у дошкольников. – М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2018-а. – 366 с.
11. Горшкова Е.В. Развитие образно-пластического творчества у детей 4–5 лет // Современное дошкольное образование. – 2019. – №6(96). – С. 24–35. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10056
12. Горшкова Е.В. Развитие образно-пластического творчества у младших дошкольников // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: сб. науч. ст. участников I Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 16–18 апреля 2018 г. – М.: ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2018-б. – Т. 2. – С. 110–120.
13. Горшкова Е.В. Развитие у дошкольников образно-пространственной ориентировки // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016-в. – №4. – С.32–43.
14. Горшкова Е.В. Эмоционально-двигательная психотехника для детей // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016-г. – №3. – С.15–25.
15. Горшкова Е.В., Жабина Е.Г. Развитие произвольного поведения у детей 5–6 лет методами эмоционально-двигательной психотехники // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2019, №3. — С. 24—35. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10045
16. Горшкова Е.В., Кириличева Т.Л. Изучение развития продуктивного воображения у детей 6-го года жизни // Справочник педагога-психолога. – Детский сад. – 2011. – №5. – С. 17–29.
17. Горшкова Е.В., Романова Т.В. Оптимизация взаимоотношений детей 6–7 лет в группе сверстников посредством театрализованной деятельности // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017, №4. – С. 30–39.
18. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1986. – 286 с.
19. Рубинштейн С.Л. Выразительные движения // Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.
20. Станиславский К.С. Об искусстве театра. Избранное. – М.: Всероссийское театральное общество, 1982. – 512 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С. 62–68.
4. Горшкова Е.В. Выразительное движение. Программа и планы занятий для детей
3–7 лет (2-я младшая, средняя, старшая и подготовительная группы детского сада). – М., 2004. – 203 с.
5. Горшкова Е.В. Знакомьтесь: «Выразительное движение» // Дошкольное воспитание. – 1999. – №10. – С. 10–15.
6. Горшкова Е.В. Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие внутренней свободы и уверенности // Справочник педагога-психолога. Детский сад. –
2016-а. – №5. – С. 40–55.
7. Горшкова Е.В. Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие невербального общения // Справочник педагога-психолога. Детский сад». – 2016-б. –
№6. – С. 35–51.
8. Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у дошкольников: вопросы теории и практики // Современное дошкольное образование. Теория и практика. –
2017. – №7. – С. 29–37.
9. Горшкова Е.В. Развитие воображения у дошкольников средствами выразительных движений // VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды». 12–13 декабря 2019. Сборник материалов конференции (тезисов). Том 1. / Ред. Т.А. Басилова, Е.Г. Дозорцева, и др. – М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2019-а. – С. 143–146.
10. Горшкова Е.В. Развитие выразительных движений у дошкольников. – М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2018-а. – 366 с.
11. Горшкова Е.В. Развитие образно-пластического творчества у детей 4–5 лет // Современное дошкольное образование. – 2019. – №6(96). – С. 24–35. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10056
12. Горшкова Е.В. Развитие образно-пластического творчества у младших дошкольников // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: сб. науч. ст. участников I Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 16–18 апреля 2018 г. – М.: ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2018-б. – Т. 2. – С. 110–120.
13. Горшкова Е.В. Развитие у дошкольников образно-пространственной ориентировки // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016-в. – №4. – С.32–43.
14. Горшкова Е.В. Эмоционально-двигательная психотехника для детей // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016-г. – №3. – С.15–25.
15. Горшкова Е.В., Жабина Е.Г. Развитие произвольного поведения у детей 5–6 лет методами эмоционально-двигательной психотехники // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2019, №3. — С. 24—35. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10045
16. Горшкова Е.В., Кириличева Т.Л. Изучение развития продуктивного воображения у детей 6-го года жизни // Справочник педагога-психолога. – Детский сад. – 2011. – №5. – С. 17–29.
17. Горшкова Е.В., Романова Т.В. Оптимизация взаимоотношений детей 6–7 лет в группе сверстников посредством театрализованной деятельности // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017, №4. – С. 30–39.
18. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1986. – 286 с.
19. Рубинштейн С.Л. Выразительные движения // Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.
20. Станиславский К.С. Об искусстве театра. Избранное. – М.: Всероссийское театральное общество, 1982. – 512 с.
- Комментарии
Загрузка комментариев...