Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все номера журнала
    • 2020
    • СДО - 2020. - №2

    СДО - 2020. - №2

    СДО - 2020. - №2
    0%
    СДО - 2020. - №1
    СДО - 2020. - №2
    СДО - 2020. - №3
    СДО - 2020. - №4
    СДО - 2020. - №5
    СДО - 2020. - №6
    Панорама событий
    Елена Олеговна Смирнова (1947–2020)
    СДО - 2020. - №2
    ПОДРОБНЕЕ
    1319
    Актуальное интервью
    Татьяна Тихомирова: «Важно, чтобы каждому ребенку было психологически комфортно осваивать новые для него знания, овладевать принципиально важными умениями, учиться воплощать свои собственные идеи»
    СДО - 2020. - №2
    ПОДРОБНЕЕ
    2909

    В образовательных организациях используется большое количество различных обучающих программ, систем когнитивного обучения, способствующих, по утверждению их авторов, развитию интеллектуальных способностей, креативности, иных когнитивных навыков, улучшению академических достижений обучающихся. Однако, как показывает практика, не всегда реализация этих инновационных программ и технологий приносит ожидаемые эффекты и результаты.

    Почему так происходит и какие факторы действительно влияют на развитие когнитивных способностей в частности и эффективности когнитивного функционирования в целом? За счет каких ресурсов – личных или социальных – один ребенок достигает больших успехов в обучении, а другой – едва способен освоить образовательные программы на удовлетворительном уровне?

    Об этом мы поговорили с членом-корреспондентом РАО, доктором психологических наук Татьяной Николаевной Тихомировой, которая является научным руководителем Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования. Это структурное подразделение Российской академии образования сформировано при тесном взаимодействии Российской академии образования и Министерства просвещения Российской Федерации.

    На базе Федерального ресурсного центра осуществляется аналитическая работа в области нормативно-правового, кадрового, научно-методического и научного обеспечения психологической службы в системе образования. Все аналитические разработки центра выполняются для принятия эффективных научно обоснованных управленческих решений в системе образования России на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном.

    Одной из важнейших задач центра является совершенствование психологического сопровождения обучающихся на всех уровнях общего образования, включая дошкольное образование. Татьяна Николаевна руководит координацией и организацией научных исследований в интересах развития психологической службы в системе образования. В рамках этой социально значимой работы создается консорциум ведущих научных и образовательных организаций, на базе которых проводятся исследования современного российского ребенка.

    Теория и практика образования
    Комарова И.И. От архитектуры детского сада к школьной архитектуре (Анализ современных зарубежных практик в условиях смены образовательного уклада)
    СДО - 2020. - №2 с. 14–27
    Комарова И.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    1709
    Изменения системы образования в мире и новые условия существования системы образования радикально сказались на инфраструктуре образования. Ее изменениям посвящено много нормативно-правовых актов, конференций, публикаций и т.д. Существенно меньше внимания уделялось такому важнейшему элементу системы образования, задающему пространственные, содержательные, эстетические и программные нормы жизнедеятельности, являющемуся связующим звеном между образованием и человеческим сообществом, как архитектура. Педагоги, говоря о роли среды в воспитании, редко уделяют внимание архитектуре. Тем не менее пространство детского сада оказывает значимое влияние на создание среды. В разные исторические периоды существовали различные взгляды на то, где дети должны находиться, какое воспитание получать и кто должен его предоставлять. В зависимости от эпохи ответы на эти вопросы существенно различались. Автор рассказывает о современных тенденциях в строительстве детских садов и школ, рисках, которые возникают при строительстве типовых зданий, и показывает, каким требованиям должно отвечать пространство современного дет­ского сада, раскрывает, как изменения в образовании приводят к формированию новых тенденций в архитектуре.
    Ключевые слова: архитектура детского сада образовательное пространство дизайн детского сада типовые проекты дошкольных учреждений
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10065
    Горшкова Е.В. Особенности творческого воплощения двигательно- пластического образа детьми 5–7 лет
    СДО - 2020. - №2 с. 28–37
    Горшкова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1515
    В статье описываются особенности воплощения двигательно-пластических образов в индивидуальном творческом задании (по авторской диагностической методике «Видеописьмо»): с помощью выразительных движений ребенок передает содержание словесно заданных понятий (эмоций, черт характера). Согласно гипотезе, у детей от среднего к старшему дошкольному возрасту растет доля произвольных выразительных движений как средств воплощения заданного образа и уменьшается доля собственных непроизвольных выразительных движений как спонтанных реакций на ситуацию творческого задания. Сравниваются две выборки дошкольников: экспериментальные группы, где проводилось 4-летнее целенаправленное развитие образно-пластического творчества на основе обучения языку движений (по программе «Выразительное движение»), и контрольные группы детей аналогичных возрастов, которые не обучались по этой программе. Показано, что в экспериментальных группах подтверждение гипотезы – более яркое, чем в контрольных, что доказывает активное влияние обучения языку движений на развитие осознанного использования двигательно-пластических средств для творческого воплощения образа.
    Ключевые слова: двигательно-пластический образ структурная выразительность образа пластическая выразительность образа образная эмоция произвольные выразительные движения
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10066
    Волкова Т.В., Хенчель Т. Пути реализации инклюзии. Примеры инклюзивной и социально-психологической практики в системе образования Германии
    СДО - 2020. - №2 с. 38–50
    Хенчель Т. , Волкова Т.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    5498
    Статья посвящена анализу понятия «инклюзия», существующим проблемам и задачам реализации инклюзивного образования в мире, в частности, на примере развития инклюзии и реализации инклюзивной и социально-психологической практики в системе образования Германии с описанием системы обслуживания лиц с инвалидностью, основанной на классификации МКФ (ICF), являющейся стандартом и инструментом Всемирной организации здравоохранения, когда инвалидность не рассматривается как свойство человека, а является социальным событием. Дается описание организации инклюзивной среды, которая не существует сепаратно, не относится к какому-то особому направлению образования, а является естественной составляющей жизни общества и общей педагогической концепции. Пути развития инклюзии и инклюзивного образования, в частности, рассматриваются исходя из истории и ментальности стран, когда мировое сообщество уходит от узкого понимания инклюзии как взаимодействия с людьми с инвалидностью, а приходит к широкому принятию инклюзии, когда общество становится разнообразным, с отсутствием в нем сегрегации по разнообразным признакам: от языка и религии до инвалидности, особенностей развития и гендерной философии – что и является идеологической основой инклюзии. Инклюзия как особое, прогрессивное мировоззрение – эмоциональная зрелость общества, грамотно продуманная структура взаимодействия семьи ребенка с обществом и с другими семьями, школой и иными социальными институтами. Рассматриваются существующие проблемы в реализации инклюзивных подходов в образовании в российской практике, в частности вопросы кадрового потенциала. Приводятся ключевые принципы коррекционного и инклюзивного образования, в том числе в российской образовательной практике, основанные на исследованиях Л.С. Выготского.
    Ключевые слова: инклюзия психологическая служба толерантность безбарьерная среда дети с особенностями развития МКФ – международная классификация функционирования
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10067
    Ладнушкина Н.М., Лазарева М.В., Тарасенко Т.В., Москалев А.В. Эффективное развитие негосударственного сектора в дошкольном образовании: нормативное регулирование, опыт регионов и зарубежных стран
    СДО - 2020. - №2 с. 51–59
    Москалев А.В. , Лазарева М.В. , Ладнушкина Н.М. , Тарасенко Т.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1486
    Актуальность статьи обусловлена необходимостью актуализации в современных условиях развития негосударственного сектора дошкольного образования, который позволит частично решить проблемы дефицита мест в ДОО, расширит возможности реализации гражданами права на доступное и качественное образование. Для достижения цели были использованы такие методы: контент-анализ документов, метод сбора и структурирования информации, структурный метод изложения материала. В статье проанализирована правовая база, регулирующая образовательную деятельность в ДОО негосударственного сектора. В статье отражены результаты исследования практики правового регулирования отношений, связанных с реализацией образовательных программ дошкольного образования и оказания услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста частными образовательными организациями и индивидуальными предпринимателями. Также представлены лучшие российские и зарубежные практики реализации программ дошкольного образования, которые набрали наибольшее количество баллов, согласно использованным критериям и показателям анализа: нормативно-правовая основа обеспечения практики; содержательное обоснование доступности и качества дошкольного образования; методологические подходы к обеспечению доступности и повышению качества дошкольного образования; описание и анализ существующих практик по поддержке негосударственного сектора в дошкольном образовании, организаций, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, ИП и сертифицированных нянь. Установлено, что развитие правовой базы, регулирующей образовательную деятельность в ДОО негосударственного сектора, и использование лучших практик Российской Федерации и зарубежных стран позволят сделать негосударственный сектор дошкольного образования мощным инструментом, как в удовлетворении спроса родителей на дошкольное образование, так и в ликвидации очереди в дошкольные образовательные организации.
    Ключевые слова: дошкольное образование негосударственный сектор дошкольная образовательная организация правовая база регионы зарубежные страны
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10068
    Шин А.В., Грошева И.В. Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации в контексте Государственной учебной программы Республики Узбекистан
    СДО - 2020. - №2 с. 60–69
    Грошева И.В. , Шин А.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1736

    В статье представлены результаты национального исследования, посвященного комплексному изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных организациях Республики Узбекистан, раскрываются основные направления ее изучения в контексте концептуальных идей Государственной учебной программы Республики Узбекистан, выделяются факторы, учет которых позволяет повысить качество проектирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях. Целью исследования стало изучение ключевых показателей оценки качества развивающей предметно-пространственной среды дошкольных организаций Узбекистана в условиях модернизации системы дошкольного образования Республики. Методологической основой исследования являлись идеи гуманитарного, субъектного, средового, деятельностного и компетентностного подходов. Основным методом исследования становится сравнительный анализ существующих в Республике Узбекистан подходов к проектированию развивающей предметно-пространственной среды дошкольных организаций. Предмет анализа – феномен предметно-пространственной среды, оценка понимания ее значимости и содержания для развития детей раннего и дошкольного возраста, установление ключевых факторов, определяющих ее качество.

    Полученные результаты исследования содержат системный анализ качества развивающей предметно-пространственной среды дошкольных организаций Республики Узбекистан, определяют тенденции изменений в понимании предметно-пространственной среды как условия и средства развития детей до школы, позволяют выделить ключевые параметры качества среды, соответствующей культурно-историческим ценностям, национальным и региональным традициям, особенностям, обусловленным природой, климатом, спецификой производственной жизни местности.

    Исследование позволяет определить существующие практики проектирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях Республики Узбекистан, предложить для реализации идеи художественно-эстетического подхода к оформлению и наполнению предметного пространства дошкольной организации, позволяют осмыслить характеристики развивающей предметно-пространственной среды в современных условиях развития национальной системы дошкольного образования Республики Узбекистан, определить ее инновационные тенденции для решения задач позитивной социализации и индивидуализации современных дошкольников.

    Ключевые слова: предметно-развивающая среда Государственная программа дошкольного образования моделирование предметно-развивающей среды принципы предметно-развивающей среды
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10069
    Мировой опыт
    Коун Ким. Работа и технологии дошкольных педагогов в эпоху оценивания
    СДО - 2020. - №2 с. 70–79
    Коун К.
    ПОДРОБНЕЕ
    1463
    В данной статье представлен эмпирический анализ сложного характера работы дошкольных педагогов в связи с возрастающими требованиями к сбору, отчетности и использованию данных оценивания детей. В статье основное внимание уделяется опыту дошкольных педагогов в связи с изменением их ролей в педагогической работе по внедрению системы оценивания детей по критериям, ориентированным на онлайн-оценку. При этом в статье используются данные качест­венного исследования, проведенного на четырех площадках Head Start, которые включали полуструктурированные индивидуальные интервью с шестью педагогами и пятью специалистами по развитию ребенка в течение трех различных контрольных периодов оценки; многочисленные наблюдения за четырьмя группами Head Start в течение пяти месяцев и анализ соответствующих документов. Результаты показывают, что использование онлайн-системы оценки дошкольников увеличило и расширило объем работы педагогов за счет дополнительных обязанностей и сопут­ствующих изменений в критериях оценки, учебной программе и педагогике, а также их взглядов на себя как на профессионалов.
    Ключевые слова: оценка в раннем детстве детская учебная программа стратегии обучения Gold технология интенсификация труда Head Start
    весь номер в формате pdf
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью