Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все номера журнала
    • 2020
    • СДО - 2020. - №3

    СДО - 2020. - №3

    СДО - 2020. - №3
    0%
    СДО - 2020. - №1
    СДО - 2020. - №2
    СДО - 2020. - №3
    СДО - 2020. - №4
    СДО - 2020. - №5
    СДО - 2020. - №6
    Теория и практика образования
    Габдулхаков В.Ф. О роли музыкально-ритмических упражнений в развитии когнитивных функций ребенка в условиях цифрового образования
    СДО - 2020. - №3 с. 4–16
    Габдулхаков В.Ф.
    ПОДРОБНЕЕ
    1205
    В статье проведен экспресс-анализ цифровых ресурсов для дошкольного образования. Определены проблемы и перспективы их использования в практической деятельности воспитателей детских садов. Установлено, что цифровой контент для дошкольного образования имеет большое количество недостатков: наличие ошибок орфографического, лексического, синтаксического, структурно-смыслового характера, отсутствие методических указаний при подаче дидактических материалов, большое количество бессмысленных фраз непонятного происхождения и др. Использование такого контента отрицательно влияет на развитие когнитивных функций ребенка: понимания, осмысления, запоминания, воспроизведения. Это отражается на связной речи детей. При диагностике связной речи как показателя развития когнитивных функций детей мы учитывали количество правильно отраженных ими: 1) микротем (подтем – о чем или о ком они говорят); 2) основных ядер информации (главных мыслей смысловых сегментов речи или абзацных предложений); 3) средств МФС – средств межфразовой связи (лексических повторов – существительных, местоименных и синонимических замен, единства видовременных форм глаголов-сказуемых, особой роли обстоятельственных слов и др.). Именно эти показатели отрицательно характеризуют дидактический материал, содержащийся в цифровых ресурсах. Педагогический эксперимент, проведенный нами в детских садах Татарстана в 2017–2019 гг., предполагал две стратегии. Согласно первой стратегии, работа с текстом проходила в форме сказкотерапии и включала чтение сказки в условиях музыкального и видеосопровождения. Вторая стратегия работы над сказкой включала (кроме чтения, музыкального и видеосопровождения) физические музыкально-ритмические упражнения. Эти упражнения выполнялись во время паузы после завершения чтения каждого микротекста сказки по специальным рисункам. Эффективность работы с текстом по итогам реализации этих стратегий существенно возрастала: росло количество детей, способных передать в пересказе микротемы, главные мысли смысловых сегментов или абзацных предложений, средства МФС.
    Ключевые слова: когнитивный связная речь цифровые ресурсы музыкально-ритмический упражнения текст микротекст абзац межфразовая связь
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10070
    Чернокова Т.Е. Методика диагностики произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста
    СДО - 2020. - №3 с. 18–30
    Чернокова Т.Е.
    ПОДРОБНЕЕ
    4133

    Представлено обоснование необходимости разработки методики диагностики произвольной саморегуляции у детей дошкольного возраста; выявлены противоречия в исследованиях, посвященных вопросам развития саморегуляции в разных видах деятельности у детей; определены теоретические основания методики. В структуру произвольной саморегуляции включены способности к целеполаганию, моделированию условий деятельности, программированию действий и самоконтролю достижений. Показаны специфика проявления этих способностей в разных видах деятельности и особенности у детей дошкольного возраста.

    Методика включает четыре проблемные ситуации. Первая часть методики направлена на диагностику способностей к саморегуляции познавательной деятельности (метакогнитивных способностей). Вторая – на диагностику способностей к саморегуляции игровой деятельности (метаигровых способностей). Ситуации 1 и 3 предполагают гипотетическое включение ребенка в познавательную и игровую деятельность, в которых ему необходимо определить цель и задачи, условия реализации деятельности и программу действий. Ситуации 2 и 4 направлены на диагностику самоконтроля в познавательной и игровой деятельности, предполагают оценку ребенком «выполнения задания другими детьми».

    Результаты апробации свидетельствуют об относительно равномерном распределении обследованных детей по уровням развития способностей к саморегуляции в разных видах деятельности. Обнаружены тесные и умеренные корреляционные связи между показателями регуляторных способностей в познавательной и игровой деятельности. Вместе с тем гармоничный профиль метакогнитивных и метаигровых способностей показали только 8% обследованных детей.

    Произвольная саморегуляция у детей дошкольного возраста имеет свою специфику в разных видах деятельности, следовательно, для диагностики метакогнитивных и метаигровых способностей необходимо использовать разные диагностические задания. Результаты апробации методики свидетель­ствуют о возможности ее использования как в научных исследованиях, так и для диагностики психического развития детей дошкольного возраста.

    Ключевые слова: произвольная саморегуляция познавательная деятельность игровая деятельность метакогнитивные способности метаигровые способности целеполагание моделирование условий деятельности программирование действий и самоконтроль методы диагностики дети дошк
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10071
    Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А., Якупова В.А. Развитие связной устной речи в старшем дошкольном возрасте
    СДО - 2020. - №3 с. 32–39
    Ощепкова Е.С. , Бухаленкова Д.А. , Якупова В.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    1416
    В статье рассматривается вопрос формирования и развития в дошкольном возрасте связной устной речи. Анализируются терминологические варианты обозначения связной устной речи, в качестве синонимичных вариантов предлагается использовать термины «нарратив», «текст» и «история». На основе психолингвистических данных об особенности формирования речи у детей предлагаются методы оценки детских пересказов и нарративов, а также методические принципы формирования и развития навыков составления рассказа в старшем дошкольном возрасте. Предлагается оценивать в нарративах детей параметры их микро- и макроструктуры. К микроструктуре традиционно относят лексико-грамматические показатели: количество лексических и грамматических ошибок, богатство словаря, синтаксическую сложность, отсутствие пропусков основных членов предложения, индекс прономинализации и другие. К макроструктуре относятся соответствие простейшей нарративной структуре «цель – действие – результат» и степень развития нарратива (полный, упрощенный или искаженный нарратив). При обучении созданию нарративов необходимо двигаться по пути от более простых – личных нарративов к более сложным – придуманным. К личным нарративам относят рассказы детей о повторяющихся действиях или событиях, а на более позднем этапе – о ярком, запомнившемся ребенку событии. Придуманные нарративы часто создаются по одной или серии картинок. По серии картинок чаще всего создается рассказ, по одной картинке – описание. Среди придуманных нарративов рассказы будут для детей более простыми, чем описания. Работать над созданием текстов с детьми следует по сериям красочных, интересных картинок, где можно проследить временные и причинно-следственные связи. В статье делается вывод о том, что обучения лексике и грамматике недостаточно для развития связной устной речи, необходимы специальные методики для развития у детей способности к порождению текста как цельного и связного единства.
    Ключевые слова: дошкольный возраст развитие речи нарративы рассказ по картинкам пересказ онтогенез речевой способности психолингвистика детской речи
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10072
    Солнцева О.В., Езопова С.А. Как Улитка и Кит приплыли в детский сад: практика обогащения игровой деятельности детей
    СДО - 2020. - №3 с. 40–50
    Солнцева О.В. , Езопова С.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    2115

    В статье представлены результаты исследования, посвященного интеграции практик детского чтения и игры, реализуемого в рамках федеральной инновационной площадки (ФИП) – детского сада №8 Центрального района г. Санкт-Петербурга по теме «Проектирование практик воспитания дошкольников в изменяющейся социокультурной ситуации».

    Целью исследования стало изучение возможностей обогащения практики сюжетно-ролевой игры детей в различных возрастных группах (3–7,5 лет) в результате апробации технологии продуктивного чтения при знакомстве детей с современным мировым бестселлером детской литературы Дж. Дональдсон «Улитка и кит». Было установлено, что технология продуктивного чтения обладает высоким развивающим потенциалом как для организации восприятия книги детьми и понимания ее смысла, так и для естественного отображения, прочитанного в условиях игровой деятельности. В ходе наблюдения и анализа качества игровой деятельности детей 3–7,5 лет выявлено, что реализация технологии продуктивного чтения с детьми дошкольного возраста позволяет, с одной стороны, рассматривать игру как способ интерпретации литературного произведения, а с другой –позволяет выйти на поддержку игры по мотивам прочитанного.

    Полученные результаты свидетельствуют, что реализация замысла исследования способствовала тому, что показатели развития игры детей начинают приближаться к нормативным в ситуации «зоны ближайшего развития» и дальнейшее накопление игровой практики будет способствовать достижению нормативных показателей сюжетно-ролевой игры в «зоне актуального развития детей». Немаловажным представляется и тот факт, что опора на содержание и структуру литературного текста позволяет педагогу более уверенно чувствовать себя в ситуациях игрового взаимодействия с детьми, так как взрослый и ребенок взаимодействуют в едином сюжетном контексте.

    Ключевые слова: детский сад дошкольное образование игровая деятельность сюжетно-ролевая игра детское чтение практика детского чтения технология продуктивного чтения
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10073
    Ушакова О.С., Волкова О.С. Речевая готовность старших дошкольников к обучению в школе
    СДО - 2020. - №3 с. 51–59
    Волкова О.С. , Ушакова О.С.
    ПОДРОБНЕЕ
    1914

    В статье рассматривается актуальность проблемы речевой готовности детей к школьному обучению, включающей развитие языковых и коммуникативных способностей дошкольника. Показано, что переход из детского сада в школу связан с изменением социального статуса ребенка, который становится школьником. Этому предшествует огромная подготовительная работа, развивающая общую и специальную подготовку к обучению в школе, результатом которой должна стать готовность к школе, в том числе и речевая. Авторы рассматривают когнитивный аспект речевой готовности дошкольников к школьному обучению. Показано, что изучение соотношения мысли, речи и языка в становлении личности ребенка-дошкольника предоставляет возможности для выявления закономерностей развития интеллектуальных, коммуникативных, речевых и языковых способностей в дошкольном детстве. Языковая (лингвистическая) компетентность, по отношению к дошкольникам, рассматривается как элементарное осознание явлений и фактов языка и речи, формирование способности употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические и антонимические ресурсы родного языка. Представлены задачи развития языковых и коммуникативных способностей. В воспитании культуры речевого общения дошкольников важную роль играет развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета, использование их в зависимости от ситуации. Совершенствование коммуникативной компетенции невозможно без усвоения основ культуры речи, отсутствие которой может вызвать неверное представление о сути высказывания.

    Намечены перспективы исследований по формированию речевой готовности к школьному обучению. Выводы подводят итог основным положениям статьи.

    Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста речевая подготовка готовность к школьному обучению когнитивный аспект развитие языковых и коммуникативных способностей формирование осознания явлений языка и речи
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10074
    Ивлева А.Н. Роль и содержание системы физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
    СДО - 2020. - №3 с. 60–69
    Ивлева А.Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    2080
    Данная статья посвящена исследованию роли и содержания системы физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Автором в ходе работы отмечено, что в развитии высшей нервной деятельности и психических функций человека ученые акцентируют внимание на важности влияния двигательного анализатора. Систематическое использование средств физической культуры позволяет предупредить возникновение вторичных отклонений в физическом развитии и способствует интенсивной социальной интеграции детей с ЗПР. Система физического воспитания в комплексном коррекционном воздействии дает возможность ребенку дошкольного возраста с ЗПР стать полноправным членом общества, активно участвовать в дальнейшей школьной жизни, развивать потенциальные возможности и демонстрировать свои природные способности. Также в статье выделено, что физическое развитие должно быть важной частью общей системы обучения, воспитания и коррекции детей с недостатками умственного развития. Основной целью физического воспитания детей данной категории автор считает коррекцию и компенсацию недостатков физического развития, общей и мелкой моторики, препятствующих успешному обучению
    и воспитанию. Ключевыми направлениями реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР являются: совершенствование основных двигательных функций и сенсорной сферы; развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук; улучшение артикуляционной моторики; коррекция отдельных сторон психической деятельности; совершенствование пространственных представлений и ориентации, слухового внимания и памяти; развитие различных видов мышления; коррекция нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы; формирование речевого дыхания; укрепление общего здоровья; воспитание точности, завершенности движений; нормализация мышечного тонуса с использованием для этого разнообразного по темпу и ритму музыкального материала, двигательных упражнений; воспитание зрительно-моторной координации. В основе системы физической культуры дошкольников с ЗПР – обучение отдельным движениям, элементам действий, доведение их до вариативного автоматического выполнения, объединение этих элементов в сознательную деятельность.
    Ключевые слова: задержка психического развития дети дошкольного возраста физическое воспитание физическая культура двигательная активность
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10075
    Мировой опыт
    Ньювмейер К., Маршалл Н., ван Урс Б. Педагоги в Нидерландах, использующие музыкальную игру: проблемы и возможности
    СДО - 2020. - №3 с. 70–79
    Ньювмейер К. , Маршалл Н. , ван Урс Б.
    ПОДРОБНЕЕ
    1331
    Музыкальная игра – это деятельность, в которой маленькие дети более или менее свободно исследуют и создают музыку при ограниченном руководстве со стороны педагога. Данное исследование было направлено на изучение возникновения музыкальной игры в раннем образовании (4–5-летние дети) Нидерландов. Двадцать педагогов были проинтервьюированы о содержании музыкального образования, а также о возможном содействии и руководстве музыкальной игрой. Результаты исследования показали, что десять педагогов были незнакомы с музыкальной игрой, в то время как девять считали ее слишком сложной из-за своего ограниченного опыта и знаний. Один педагог успешно использовал музыкальную игру, благодаря дополнительной предварительной подготовке. Мы утверждаем, что музыкальная игра может быть ценным дополнением к музыкальному образованию в раннем возрасте, которое позволяет маленьким детям больше узнавать о музыке в соответствии с их возрастом и интересами. Основываясь на наших результатах, мы выступаем за введение дополнительного педагогического образования, чтобы содействовать внедрению музыкальной игры.
    Ключевые слова: ранний возраст музыкальная игра учителя начальных классов
    весь номер в формате pdf
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью