Солнцева О.В., Езопова С.А. Как Улитка и Кит приплыли в детский сад: практика обогащения игровой деятельности детей
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24411/1997-9657-2020-10073
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Солнцева О.В., Езопова С.А. Как Улитка и Кит приплыли в детский сад: практика обогащения игровой деятельности детей // Современное дошкольное образование. – 2020. – №3(99). – С. 40–50. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10073
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, посвященного интеграции практик детского чтения и игры, реализуемого в рамках федеральной инновационной площадки (ФИП) – детского сада №8 Центрального района г. Санкт-Петербурга по теме «Проектирование практик воспитания дошкольников в изменяющейся социокультурной ситуации».
Целью исследования стало изучение возможностей обогащения практики сюжетно-ролевой игры детей в различных возрастных группах (3–7,5 лет) в результате апробации технологии продуктивного чтения при знакомстве детей с современным мировым бестселлером детской литературы Дж. Дональдсон «Улитка и кит». Было установлено, что технология продуктивного чтения обладает высоким развивающим потенциалом как для организации восприятия книги детьми и понимания ее смысла, так и для естественного отображения, прочитанного в условиях игровой деятельности. В ходе наблюдения и анализа качества игровой деятельности детей 3–7,5 лет выявлено, что реализация технологии продуктивного чтения с детьми дошкольного возраста позволяет, с одной стороны, рассматривать игру как способ интерпретации литературного произведения, а с другой –позволяет выйти на поддержку игры по мотивам прочитанного.
Полученные результаты свидетельствуют, что реализация замысла исследования способствовала тому, что показатели развития игры детей начинают приближаться к нормативным в ситуации «зоны ближайшего развития» и дальнейшее накопление игровой практики будет способствовать достижению нормативных показателей сюжетно-ролевой игры в «зоне актуального развития детей». Немаловажным представляется и тот факт, что опора на содержание и структуру литературного текста позволяет педагогу более уверенно чувствовать себя в ситуациях игрового взаимодействия с детьми, так как взрослый и ребенок взаимодействуют в едином сюжетном контексте.
Литература
1. Аромштам М. Путешествие в море переживаний на китовом хвосте [Электронный ресурс] // Папмамбук. URL: https://www.papmambook.ru/articles/193/ (дата обращения: 22.03.2020).
2. Безруких М.М., Фарбер Д.А. Актуаль-ные проблемы физиологии развития ребенка // Новые исследования. – 2014. – №3(40). – C. 4–19.
3. Бурлакова И.А. Теория и практика современного отечественного дошкольного образования // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. № 3, – C.35–43. doi: 10.17759/pse.2015200305
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. – 150 c.
5. Гурович Л.М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – С. 501–510.
6. Дональдсон Д. Улитка и Кит. – М.: Машины творения, 2019. – 30 с.
7. Изотова Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. – 2015. – №1(81). – С. 65–76.
8. Колосова Е.А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследо-вания. – М.: РГДБ, 2011. – 118 с.
9. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2015. – 208 с.
10. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Игра как зона ближайшего развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. – 2019. – Т. 11. – №4. – C. 5–21. doi: 10.17759/psyedu.2019110401
11. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Организация игровой деятельности: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 223 c.
12. Смирнова Е.О., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Рябкова И.А. Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т.14. – №1, – С. 4–14. doi:10.17759/chp.2018140101
13. Солнцева О.В, Езопова С.А. Образовательный проект как способ поддержки спонтанной игры дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 11. – С. 90–96; № 12. – С. 74–81.
14. Солнцева О.В, Езопова С.А. Практики воспитания дошкольников в изменяющейся социокультурной ситуации // Дошкольное воспитание. – 2019. – №10. – С. 74–80.
15. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей – СПб: Речь, 2010. – 176 c.
16. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка // Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
17. Трифонова Е.В. Игра дошкольника: подмена идеальной формы деятельности как педагогическая проблема. Анализ установок воспитателей // Ребенок – исследователь, дея-тель, творец: опыт организации «специфически детских видов деятельности»: Материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 24–26 апреля 2018 г. / Под ред. Трифоновой Е.В., Васюковой Н.Е. и др.; Московский педагогический государственный университет. – М.: МПГУ, 2018. – С. 18–29.
18. Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования: автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.02. – Челябинск, 2011. – 40 с.
19. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – №4. – С. 6–20.
20. Эльконинова Л.И. Психическое развитие в сюжетно-ролевой игре – когда оно происходит? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – №2. – С. 36–42.
- Комментарии
Загрузка комментариев...