Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А., Якупова В.А. Развитие связной устной речи в старшем дошкольном возрасте

    Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А., Якупова В.А. Развитие связной устной речи в старшем дошкольном возрасте

    Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А., Якупова В.А. Развитие связной устной речи в старшем дошкольном возрасте
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10072
    Ключевые слова: дошкольный возраст развитие речи нарративы рассказ по картинкам пересказ онтогенез речевой способности психолингвистика детской речи
    Для цитирования статьи:
    Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А., Якупова В.А. Развитие связной устной речи в старшем дошкольном возрасте // Современное дошкольное образование. – 2020. – №3(99). – С. 32–39. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10072

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2020. - №3
    Ощепкова Екатерина Сергеевна
    кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Москва, Россия)

    Бухаленкова Дарья Алексеевна
    кандидат психологических наук, младший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований; доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет
    имени М.В. Ломоносова» (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), Москва, Российская Федерация

    Якупова Вера Анатольевна
    кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры методологии психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (Москва, Россия)

    Аннотация

    В статье рассматривается вопрос формирования и развития в дошкольном возрасте связной устной речи. Анализируются терминологические варианты обозначения связной устной речи, в качестве синонимичных вариантов предлагается использовать термины «нарратив», «текст» и «история». На основе психолингвистических данных об особенности формирования речи у детей предлагаются методы оценки детских пересказов и нарративов, а также методические принципы формирования и развития навыков составления рассказа в старшем дошкольном возрасте. Предлагается оценивать в нарративах детей параметры их микро- и макроструктуры. К микроструктуре традиционно относят лексико-грамматические показатели: количество лексических и грамматических ошибок, богатство словаря, синтаксическую сложность, отсутствие пропусков основных членов предложения, индекс прономинализации и другие. К макроструктуре относятся соответствие простейшей нарративной структуре «цель – действие – результат» и степень развития нарратива (полный, упрощенный или искаженный нарратив). При обучении созданию нарративов необходимо двигаться по пути от более простых – личных нарративов к более сложным – придуманным. К личным нарративам относят рассказы детей о повторяющихся действиях или событиях, а на более позднем этапе – о ярком, запомнившемся ребенку событии. Придуманные нарративы часто создаются по одной или серии картинок. По серии картинок чаще всего создается рассказ, по одной картинке – описание. Среди придуманных нарративов рассказы будут для детей более простыми, чем описания. Работать над созданием текстов с детьми следует по сериям красочных, интересных картинок, где можно проследить временные и причинно-следственные связи. В статье делается вывод о том, что обучения лексике и грамматике недостаточно для развития связной устной речи, необходимы специальные методики для развития у детей способности к порождению текста как цельного и связного единства.
    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Ахутина Т.В. и др. Методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет / Ахутина Т.В. (ред.) – М.: В. Секачев, 2018.
    2. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М.: Книжный дом «Либроком», 2012.
    3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодо­ление трудностей учения: нейропсихологиче­ский подход. – СПб.: Питер, 2008.
    4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: КомКнига, 2006.
    5. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. – М.: Смысл, 2012.
    6. Корнев А.Н. и др. Формирование языка у детей с нормой и отставанием в развитии речи: корпусное исследование спонтанных и вызванных текстов // Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований. – 2015. Т. XI (1). – C. 605–624.
    7. Корнев А.Н. Основы логопатологии дет­ского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006.
    8. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность: учебное пособие. М.: Смысл, 2004.
    9. Николаева Т.М. Лингвистика текста и проблемы общей лингвистики // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. – 1977. – Т. 36. №4. – C. 304–313.
    10. Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1974.
    11. Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном возрасте. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
    12. Филиппов К.А. Лингвистика текста. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2003.
    13. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000.
    14. Berman, R.A., Slobin, D.I., Strömqvist, S., & Verhoeven, L.Th. (1994). Relating events in narrative in 2 volums. Hillsdale, N.J.: L. Erlbaum Associates.
    15. Bigozzi, L., & Vettori, G. (2016). To tell a story, to write it: developmental patterns of narrative skills from preschool to first grade // European Journal of Psychology of Education, 31(4), 461-477.
    16. Bohnacker, U.T.E. (2015). Tell me a story in English or Swedish: Narrative production and comprehension in bilingual preschoolers and first graders. Applied Psycholinguistics, 37(1), 19-48.
    17. Hudson, J.A., & Shapiro, L.R. (1991). From knowing to telling: The development of children’s scripts, stories, and personal narratives // Developing narrative structure /McCabe A., Peterson C. (eds.), Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 89-136 pp.
    18. Jiang, Z., & Nicoladis, E. (2018). Language and Cognitive Predictors of Lexical Selection in Storytelling for Monolingual and Sequential Bilingual Children AU. Journal of Cognition and Development, 19(4), 413-430. https://doi.org/10.1080/15248372.2018.1483370
    19. Khan, K.S., Gugiu, M.R., Justice, L.M., Bowles, R.P., Skibbe, L.E., & Piasta, S.B. (2016). Age-Related Progressions in Story Structure in Young Children’s Narratives. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 59(6), 1395-1408. https://doi.org/10.1044/2016_JSLHR-L-15-0275
    20. Manfredi, M., Cohn, N., De Araújo Andreoli, M., & Boggio, P.S. (2018). Listening beyond seeing: Event-related potentials to audiovisual processing in visual narrative. Brain and Language, 185, 1-8. https://doi.org/10.1016/j.bandl.2018.06.008
    21. Ovchinnikova, I. (2005). Variety of children’s narratives as the reflection of individual differences in mental development. Psychology of Language and Communication, 9(1), 29-53.
    22. Van Dijk, T. (1978). Semantic Macro-Structures and Knowledge Frames in Discourse Comprehension. Cognitive Processes in Comprehension /Just M.A., Carpenter P.A.: Taylor & Francis, 3-31 pp.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью