Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все номера журнала
    • 2020
    • СДО - 2020. - №1

    СДО - 2020. - №1

    СДО - 2020. - №1
    0%
    СДО - 2020. - №1
    СДО - 2020. - №2
    СДО - 2020. - №3
    СДО - 2020. - №4
    СДО - 2020. - №5
    СДО - 2020. - №6
    Актуальное интервью
    Урсула Штенгер: «Мы должны уметь учиться у детей»
    СДО - 2020. - №1
    ПОДРОБНЕЕ
    1456

    В современном мире существует множество теорий правильного воспитания. Как оценить ценность и эффективность того или иного метода? Почему в разных уголках мира люди по-разному подходят к теме воспитания? Почему важен культурно-исторический опыт накопленных поколений. Л.С. Выготский считал, что «специфика развития ребенка не подчиняется действию биологических законов, а подчиняется действию законов общественно-исторических. Каждая форма культурного развития, культурного поведения, уже продукт исторического развития человечества».

    Для Выготского личность есть понятие социальное, то, что в нее привнесено культурой. Личность «не врожденна, но возникает в результате культурного развития».

    Культура и искусство формируются человеком и идут бок о бок в формировании личности человека. Это взаимный, плодотворный процесс.

    В.А. Сухомлинский отмечал: «Благодаря восприятию прекрасного в природе
    и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе».

    Основа получения полноценной интересной личности – это разностороннее эстетическое воспитание. Умение понимать и создавать, видеть и слышать прекрасное делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, дает ему возможность испытывать самые высокие духовные переживания. От того, как человек переживает прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое, во многом зависит его поведение в социуме. Поэтому эстетическое воспитание так важно в дошкольном возрасте, когда закладывается «программа» поведения на всю последующую жизнь.

    Эти проблемы мы обсудили с профессором Кёльнского университета (Гер­мания), методистом и разработчиком программ в области педагогики дошкольного образования Урсулой Штенгер, специалистом с большим опытом работы с детьми.

    Теория и практика образования
    Габдулхаков В.Ф. Об антропологии когнитивного и физического развития детей в усло­виях двуязычия
    СДО - 2020. - №1 с. 10–23
    Габдулхаков В.Ф.
    ПОДРОБНЕЕ
    1551
    В статье сделана попытка проанализировать антропологию когнитивного и физического развития детей в условиях двуязычия. Дети-билингвы, говорящие на родном (татарском) и русском языках, обучались связной русской речи через комплекс физических упражнений. Диагностическое исследование, проведенное нами среди детей старшего дошкольного возраста в Татарстане (обследованы 237 детей в течение трех месяцев 2019 г.) на основе критериев связности: межфразовой связи (МФС); смысловой структуры текста (ССТ); структуры сложного синтаксического целого (ССЦ) – показало, что у 67% детей старшего дошкольного возраста нет признаков связности в высказываниях, сделанных в процессе пересказа сказки или составления рассказа на заданную тему. В формирующем эксперименте был использован комплекс упражнений, интегрирующих физическую и речевую деятельность по критериям связности. Исследование показало, что работа на втором (русском) языке создавала русскую языковую среду и в определенной степени подавляла интерферентное влияние родного языка. Активизация когнитивных функций ребенка на втором языке, по нашим наблюдениям, приводила к торможению этих функций на родном языке. Однако в целом педагогический эксперимент показал эффективность интегрированной работы: когнитивные функции, связанные с познавательными процессами (памятью, мышлением, вниманием, воображением, восприятием), на втором для детей-билингвов языке существенно улучшились. Сделан вывод о том, что такая работа должна проходить в несколько этапов: диагностический, подготовительный, практический, коррекционный.
    Ключевые слова: антропология когнитивный физический связная речь межфразовая связь смысловая структура структура сложного синтаксического целого
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10061
    Комарова И.И. От архитектуры детского сада к школьной архитектуре (Анализ современных зарубежных практик в условиях смены образовательного уклада)
    СДО - 2020. - №1 с. 24–37
    Комарова И.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    2215
    Изменения системы образования в мире и новые условия существования системы образования радикально сказались на инфраструктуре образования. Ее изменениям посвящено много нормативно-правовых актов, конференций, публикаций и т.д. Существенно меньше внимания уделялось такому важнейшему элементу системы образования, задающему пространственные, содержательные, эстетические и программные нормы жизнедеятельности, являющемуся связующим звеном между образованием и человеческим сообществом, как архитектура. Педагоги, говоря о роли среды в воспитании, редко уделяют внимание архитектуре. Тем не менее, пространство детского сада оказывает значимое влияние на создание среды. В разные исторические периоды существовали различные взгляды на то, где дети должны находиться, какое воспитание получать и кто должен его предоставлять. В зависимости от эпохи ответы на эти вопросы существенно различались. Автор рассказывает о современных тенденциях в строительстве детских садов и школ, рисках, которые возникают при строительстве типовых зданий, и показывает, каким требованиям должно отвечать пространство современного дет­ского сада, раскрывает, как изменения в образовании приводят к формированию новых тенденций в архитектуре.
    Ключевые слова: архитектура детского сада образовательное пространство дизайн детского сада типовые проекты дошкольных учреждений
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10062
    Холодова О.Л., Воробьева И.И., Крашенинников Е.Е., Логинова Л.В. «Детский барометр». Исследование эмоционального благополучия ребенка 6–7 лет в детском саду: голос ребенка и голос родителя
    СДО - 2020. - №1 с. 38–53
    Логинова Л.В. , Холодова О.Л. , Крашенинников Е.Е. , Воробьева И.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    2325
    В статье обсуждаются результаты исследования эмоционального благополучия детей 6–7 лет, посещающих детские сады г. Москвы. Данные получены в ходе анкетного опроса детей и их родителей с помощью дополненной методики «Детский барометр», состоящей из 22 вопросов к ребенку и 8 вопросов к родителю. В исследовании приняли участие 151 пара «родитель–ребенок»; дети из 15 подготовительных групп 5 разных школьных комплексов. Эмоциональное благополучие основывается на удовлетворении потребностей ребенка, необходимых и принципиальных для данного возраста, как базовых, так и необходимых для личностного развития (личная значимость, признание в группе, самостоятельность, инициатива). Нам было важно услышать «голос ребенка», его отношение к детскому саду, что его радует и приносит дискомфорт. Было выявлено, что дети 6–7 лет могут выражать свои мнение и отношение к происходящему в детском саду: организованные формы деятельности интересны детям менее, чем свободная деятельность; есть несовпадения детских и взрослых оценок по важным для ребенка вопросам; дети запоминают конфликты в саду и им важно, как педагог разрешает детский конфликт. Образовательная среда и стиль взаимодействия взрослых с детьми
    в группах, реализующих разные педагогические системы, влияет на отношение детей к детскому саду, что было зафиксировано в значимых статистических различиях.
    Ключевые слова: эмоциональное благополучие голос ребенка детский сад качество дошкольного образования детско-взрослое взаимодействие компетентность родителей разрешение конфликтов
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10063
    Силина О.В. Динамика «границ Я» у детей 3–7 лет с расстройством аутисти­че­ского спектра
    СДО - 2020. - №1 с. 54–65
    Силина О.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1612

    «Границы Я», или психологические границы, являются удобной описательной метафорой, отражающей взаимодействие личности и среды. Целью нашего исследования является изучение и тщательное описание становления указанного феномена в группе детей 3–7 лет с РАС. Исследование проводилось с 2016 по 2019 год включительно с использованием качественных методов (включенное наблюдение, кейс-метод, моделирование ситуаций), в нем участвовали 14 детей, у которых было диагностировано расстройство аутистического спектра. Состав группы и процедура исследования оставались неизменны на протяжении четырех лет.

    Детям предлагалось построить собственный дом из подручных материалов, а также поучаствовать в инсценировке различных проблемных ситуаций (нарушение границ личного пространства, режим дня и пр.), что позволило описать как территориальное поведение, так и отразить различные проявления феномена «границ Я» (регуляцию, контроль, сущность, способы защиты границ Я). Статистический анализ показал наличие динамики в развитии «границ Я» у детей с РАС. Психологические границы детьми данной группы воспринимаются как физический барьер, однозначно разделяющий простран­ства разных людей. Другой человек (взрослый или ребенок) является также барьером, разделяющим пространства. Близкий взрослый становится носителем «границ Я» ребенка с РАС. Показаны различия в проявлении «границ Я» для знакомых и незнакомых детей: проявляется значительная степень свободы и социального экспериментирования в первом случае (шире спектр способов защиты «границ Я», ярче выражена регуляция и контроль), взаимодействие с незнакомыми детьми представляется угрожающим в силу непредсказуемости поведения. Феномен «границ Я» обладает качественным своеобразием и высоким адаптационным потенциалом, обеспечивая психологическую безопасность и целостность личности детей с РАС.

    Ключевые слова: детство расстройство аутистического спектра «границы Я» контроль регуляция защита психологических границ
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10064
    Мировой опыт
    Гюльзау Ф. (Не) равны с самого начала? Количественный анализ участия дошкольников в организованной деятельности в Германии
    СДО - 2020. - №1 с. 66–78
    Гюльзау Ф.
    ПОДРОБНЕЕ
    1331
    В этой статье я исследую участие дошкольников в организованной деятельности. В современных политических и академических дискуссиях неформальное образование рассматривается в качест­ве основного средства для потенциального уменьшения социального классового неравенства в образовательных результатах до поступления в школу. Тем не менее, исследования указывают на неравные показатели участия между социальными классами, это означает, что организованная деятельность может фактически усугубить существующие различия. Такому социальному классовому разрыву были предложены различные объяснения. Некоторые ученые утверждают, что ключевую роль играют материальные средства, в то время как другие говорят, что решающим фактором является культура. В этом исследовании изучается группа детского сада, входящая в Национальное групповое исследование в области образования (NEPS) для проверки того, насколько эти два аспекта влияют на социально-классовые различия при участии дошкольников в организованной деятельности. Мой анализ показывает, что оба фактора являются важными детерминантами участия детей в организованной деятельности. Тем не менее, профессиональные характеристики также оказывают значительное влияние, что свидетельствует об изъянах в текущей научной дискуссии.
    Ключевые слова: раннее детство воспитание социальный класс организованная деятельность дошкольное образование и воспитание (ECEC)
    весь номер в формате pdf
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью