Силина О.В. Динамика «границ Я» у детей 3–7 лет с расстройством аутистического спектра
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
«Границы Я», или психологические границы, являются удобной описательной метафорой, отражающей взаимодействие личности и среды. Целью нашего исследования является изучение и тщательное описание становления указанного феномена в группе детей 3–7 лет с РАС. Исследование проводилось с 2016 по 2019 год включительно с использованием качественных методов (включенное наблюдение, кейс-метод, моделирование ситуаций), в нем участвовали 14 детей, у которых было диагностировано расстройство аутистического спектра. Состав группы и процедура исследования оставались неизменны на протяжении четырех лет.
Детям предлагалось построить собственный дом из подручных материалов, а также поучаствовать в инсценировке различных проблемных ситуаций (нарушение границ личного пространства, режим дня и пр.), что позволило описать как территориальное поведение, так и отразить различные проявления феномена «границ Я» (регуляцию, контроль, сущность, способы защиты границ Я). Статистический анализ показал наличие динамики в развитии «границ Я» у детей с РАС. Психологические границы детьми данной группы воспринимаются как физический барьер, однозначно разделяющий пространства разных людей. Другой человек (взрослый или ребенок) является также барьером, разделяющим пространства. Близкий взрослый становится носителем «границ Я» ребенка с РАС. Показаны различия в проявлении «границ Я» для знакомых и незнакомых детей: проявляется значительная степень свободы и социального экспериментирования в первом случае (шире спектр способов защиты «границ Я», ярче выражена регуляция и контроль), взаимодействие с незнакомыми детьми представляется угрожающим в силу непредсказуемости поведения. Феномен «границ Я» обладает качественным своеобразием и высоким адаптационным потенциалом, обеспечивая психологическую безопасность и целостность личности детей с РАС.
Литература
2. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.: Ин-т специальной педагогики и психологии, 1998. – 312 с.
3. Добряков И.В. Психология семьи и больной ребенок: Хрестоматия / И.В. Добряков, О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2007. – 400 с.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
5. Керре Н.О. О специфике семей, имеющих детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2011. – №2(33). – С. 18–21.
6. Керре Н.О. Особенности социального окружения детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2010. – №4(31). – С. 13–20.
7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. –
2003. – М.: Академия. – 144 с.
8. Манелис Н.Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими расстройствами: дисс. ... канд. психол. наук. – М.: МГУ, 2000. – 124 с.
9. Нартова-Бочавер С.К. Онтогенез пси-
хологической суверенности личности // Психология зрелости и старения. – 2005. – №1. –
С. 102–113.
10. Нартова-Бочавер С.К. Психология суверенности: десять лет спустя. – М.: Смысл, 2017. – 200 с.
11. Нартова-Бочавер С.К., Силина О.В. Динамика развития психологических границ на протяжении детства // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – №3(32). – С. 13–28.
12. Нартова-Бочавер С.К., Силина О.В. Психологические границы личности: взросление и культура [Электронный ресурс] / С.К. Нартова-Бочавер, О.В. Силина. – М.: Памятники исторической мысли, 2018. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36608573 (дата обращения: 25.12.2019).
13. Нестерова А.А. Жизнеспособность и стратегии совладания матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник МГОУ / Серия: Психологические науки. – 2015. – №3. – С. 38–46.
14. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теревинф, 2005. – 224 с.
15. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 415 с.
16. Силина О.В. Формирование психологических границ у детей 2–7 лет // Современное дошкольное образование. – 2018. – №1. – С. 19–29. doi: 10.24411/1997-9657-2018-00002.
17. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
18. Цветков А.В. Нейропсихология аутизма и депрессии. – М.: Спорт и культура-2000, 2015. – 96 с.
19. Gillberg C., Peeters T. Autism: Medical and Educational Aspects. – London: Wiley, 1999. –
126 p.
20. Happe F. Autism: An Introduction to Psychological Theory. – London: UCL Press, 1994. –
152 p.
21. Tehee E., Honan R., Hevey D. Factors Contributing to Stress in Parents of Individuals with Autistic Spectrum Disorders // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. – 2009. – №22. – p. 34-42.
22. Wing L., Gould J. Severe Impairments of Social Interaction and Associated Abnormalities in Children: Epidemiology and Classification // Journal of Autism and Childhood Schizo-
phrenia. – 1979. – Vol. 9. – №1. – p.11–29.
- Комментарии