Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Силина О.В. Динамика «границ Я» у детей 3–7 лет с расстройством аутисти­че­ского спектра

    Силина О.В. Динамика «границ Я» у детей 3–7 лет с расстройством аутисти­че­ского спектра

    Силина О.В. Динамика «границ Я» у детей 3–7 лет с расстройством  аутисти­че­ского спектра
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10064
    Ключевые слова: детство расстройство аутистического спектра «границы Я» контроль регуляция защита психологических границ
    Для цитирования статьи:
    Силина О.В. Динамика «границ Я» у детей 3–7 лет с расстройством аутисти­че­ского спектра // Современное дошкольное образование. – 2020. – №1(97). – С. 54–65. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10064

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2020. - №1
    Силина Ольга Владимировна
    психолог, психологический центр «Сказка Детства» (Переславль-Залесский, Россия)

    Аннотация

    «Границы Я», или психологические границы, являются удобной описательной метафорой, отражающей взаимодействие личности и среды. Целью нашего исследования является изучение и тщательное описание становления указанного феномена в группе детей 3–7 лет с РАС. Исследование проводилось с 2016 по 2019 год включительно с использованием качественных методов (включенное наблюдение, кейс-метод, моделирование ситуаций), в нем участвовали 14 детей, у которых было диагностировано расстройство аутистического спектра. Состав группы и процедура исследования оставались неизменны на протяжении четырех лет.

    Детям предлагалось построить собственный дом из подручных материалов, а также поучаствовать в инсценировке различных проблемных ситуаций (нарушение границ личного пространства, режим дня и пр.), что позволило описать как территориальное поведение, так и отразить различные проявления феномена «границ Я» (регуляцию, контроль, сущность, способы защиты границ Я). Статистический анализ показал наличие динамики в развитии «границ Я» у детей с РАС. Психологические границы детьми данной группы воспринимаются как физический барьер, однозначно разделяющий простран­ства разных людей. Другой человек (взрослый или ребенок) является также барьером, разделяющим пространства. Близкий взрослый становится носителем «границ Я» ребенка с РАС. Показаны различия в проявлении «границ Я» для знакомых и незнакомых детей: проявляется значительная степень свободы и социального экспериментирования в первом случае (шире спектр способов защиты «границ Я», ярче выражена регуляция и контроль), взаимодействие с незнакомыми детьми представляется угрожающим в силу непредсказуемости поведения. Феномен «границ Я» обладает качественным своеобразием и высоким адаптационным потенциалом, обеспечивая психологическую безопасность и целостность личности детей с РАС.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющегося развития: Варианты аутистических расстройств. – М.: Генезис, 2020. – 368 с.
    2. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.: Ин-т специальной педагогики и психологии, 1998. – 312 с.
    3. Добряков И.В. Психология семьи и больной ребенок: Хрестоматия / И.В. Добря­ков, О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2007. – 400 с.
    4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
    5. Керре Н.О. О специфике семей, имеющих детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2011. – №2(33). – С. 18–21.
    6. Керре Н.О. Особенности социального окружения детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2010. – №4(31). – С. 13–20.
    7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. –
    2003. – М.: Академия. – 144 с.
    8. Манелис Н.Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими расстройствами: дисс. ... канд. психол. наук. – М.: МГУ, 2000. – 124 с.
    9. Нартова-Бочавер С.К. Онтогенез пси­-
    хо­логической суверенности личности // Пси­хология зрелости и старения. – 2005. – №1. –
    С. 102–113.
    10. Нартова-Бочавер С.К. Психология суверенности: десять лет спустя. – М.: Смысл, 2017. – 200 с.
    11. Нартова-Бочавер С.К., Силина О.В. Динамика развития психологических границ на протяжении детства // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – №3(32). – С. 13–28.
    12. Нартова-Бочавер С.К., Силина О.В. Психологические границы личности: взросление и культура [Электронный ресурс] / С.К. Нартова-Бочавер, О.В. Силина. – М.: Памятники исторической мысли, 2018. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36608573 (дата обращения: 25.12.2019).
    13. Нестерова А.А. Жизнеспособность и стратегии совладания матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник МГОУ / Серия: Психологические науки. – 2015. – №3. – С. 38–46.
    14. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теревинф, 2005. – 224 с.
    15. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Пру­сакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 415 с.
    16. Силина О.В. Формирование психологических границ у детей 2–7 лет // Современное дошкольное образование. – 2018. – №1. – С. 19–29. doi: 10.24411/1997-9657-2018-00002.
    17. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
    18. Цветков А.В. Нейропсихология аутизма и депрессии. – М.: Спорт и культура-2000, 2015. – 96 с.
    19. Gillberg C., Peeters T. Autism: Medical and Educational Aspects. – London: Wiley, 1999. –
    126 p.
    20. Happe F. Autism: An Introduction to Psychological Theory. – London: UCL Press, 1994. –
    152 p.
    21. Tehee E., Honan R., Hevey D. Factors Contributing to Stress in Parents of Individuals with Autistic Spectrum Disorders // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. – 2009. – №22. – p. 34-42.
    22. Wing L., Gould J. Severe Impairments of Social Interaction and Associated Abnormalities in Children: Epidemiology and Classification // Journal of Autism and Childhood Schizo-
    phrenia. – 1979. – Vol. 9. – №1. – p.11–29.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью