Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все номера журнала
    • 2020
    • СДО - 2020. - №5

    СДО - 2020. - №5

    СДО - 2020. - №5
    0%
    СДО - 2020. - №1
    СДО - 2020. - №2
    СДО - 2020. - №3
    СДО - 2020. - №4
    СДО - 2020. - №5
    СДО - 2020. - №6
    Теория и практика образования
    Зотова Т.В., Будаева Е.О. Программа формирования приема запоминания «группировка» у старших дошкольников в образовательной деятельности детского сада
    СДО - 2020. - №5 с. 4–17
    Будаева Е.О. , Зотова Т.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1538
    Авторы доказывают необходимость разработки программ развития приемов запоминания для старшего дошкольного возраста на базе различных видов образовательной деятельности детского сада. Раскрывается методологическая база исследования, базирующаяся на теории системогенеза способностей В.Д. Шадрикова. В исследовании принимали участие 30 детей 5–6 лет детского сада г. Москвы. Эмпирическое исследование состояло из 3-х этапов: формирующего эксперимента, направленного на формирование у дошкольников 5–7 лет приема запоминания «группировка» на материале образовательных дисциплин детского сада; 2-х диагностических срезов, выполненных до и после формирующего эксперимента, направленных на диагностику продуктивности различных видов памяти детей. Была исследована механическая, образная, опосредованная память, сформированность различных приемов запоминания дошкольников 5–7 лет. Для проверки статистической достоверности результатов исследования был использован t-критерий Стьюдента. Программа развития приема запоминания «группировка» рассчитана на 15 занятий по 25 минут каждое с периодичностью 4 занятия в неделю. Программа построена на материале таких видов образовательной деятельности детского сада, как «Окружающий мир», «Математика», «Развитие речи». В результате формирующего эксперимента продуктивность образной, опосредованной памяти стала выше (ρ≤ 0,01). Прием запоминания «группировка» был сформирован у 53% детей 5–6 лет.
    Ключевые слова: память мнемические способности старший дошкольный возраст прием запоминания «группировка» развитие памяти
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10081
    Зиновьева А.А., Мазниченко М.А., Шуванова В.П. Включение дошкольников в пробную профессиональную деятельность как средство ранней профориентации
    СДО - 2020. - №5 с. 18–31
    Мазниченко М.А. , Зиновьева А.А. , Шуванова В.П.
    ПОДРОБНЕЕ
    2208
    Ранняя профориентация – содействие ребенку в допрофессиональном самоопределении, выборе подходящего вида труда с учетом его потребностей и возможностей – неотъемлемое условие подготовки профессиональных кадров, способных обеспечить глобальную конкурентоспособность России. Начинать раннюю профориентацию необходимо уже с детского сада, так как именно в период дошкольного детства у ребенка формируется отношение к труду, к профессиям, модели трудовой деятельности. Ранняя профориентация включена в образовательную программу ДОУ (область «Социально-коммуникативное развитие») как неотъемлемая составляющая полноценного развития личности. Однако в массовой практике детских садов ранняя профориентация чаще всего сводится к ознакомлению детей с профессиями и видами труда и формированию ценностного отношения к труду и представителям профессий. При этом дети не включаются в реальную профессиональную деятельность, не могут попробовать себя в разных профессиях. В настоящей статье предложено средство усиления практической направленности ранней профориентации дошкольников – включение их в пробную профессиональную деятельность в специально оборудованных центрах профессиональных проб на базе детского сада и его социальных партнеров. Авторами проведен анализ имеющихся научных исследований, методических разработок, инновационных проектов и программ по ранней профориентации, реализуемых детскими садами. Изучен имеющийся в детском саду поселка Чегдомын опыт организации игровых профессиональных мини-проб дошкольников. Показаны пути развития этого опыта посредством создания на базе детских садов и его социальных партнеров центров профессиональных проб, оборудованных с учетом современных профессиональных реалий и требований безопасности дошкольников, и организации в них пробной профессиональной деятельности детей в режимные моменты как части программы «Профессиональный навигатор» (компонент вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования). Раскрыты условия включения дошкольников в пробную профессиональную деятельность.
    Ключевые слова: ранняя профориентация профессиональные пробы дошкольники пробная профессиональная деятельность дошкольников профессиональные пробы дошкольников центры профессиональных проб в детском саду
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10082
    Волкова Т.В., Топаж Н. Поликультурное образование на современном этапе развития инклюзивного общества. Опыт России и Германии
    СДО - 2020. - №5 с. 32–48
    Топаж Н. , Волкова Т.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1999
    Статья посвящена анализу понятия «поликультурное образование» в контексте развития инклюзивного общества, в частности, на примере развития поликультурной составляющей в системе образования России и опыте реализации поликультурной образовательной среды и билингвального образования Германии. Авторы рассматривают адаптацию и интеграцию мигрантов как один из важнейших гуманистических приоритетов образовательной деятельности, реализация которого требует активного участия всей системы образования Российской Федерации в соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., с приоритетными задачами содействия мигрантам в процессе их социальной и культурной адаптации и интеграции, в развитии речевого взаимодействия и совершенствование системы мер, обеспечивающих уважительное отношение мигрантов к культуре и традициям принимающего сообщества. Поликультурное образование России рассматривается в контексте многонациональной среды и миграционной политики. Дается анализ понятия поликультурная (межкультурная) компетентность педагога как неотъемлемая часть общей педагогической компетентности. Необходимость развития поликультурного мировоззрения педагога рассматривается в контексте развития миграционной политики, разнообразия и глобальности межкультурных связей и межкультурной коммуникации. Приводится пример российской практики реализации поликультурной образовательной среды и опыт развития (би)поликультурной среды на примере федеральной земли Берлин. Описывается практика образовательной политики в реализации билингвального образования в дошкольных и школьных организациях, технологии интеграции детей-билингвов, детей-мигрантов, примеры выявления уровня языкового развития (тестирование детей-билингвов на знание немецкого языка). В статье дается описание когнитивных особенностей развития детей-билингвов, с учетом соединения в картине мира ребенка нескольких культур, что проявляется, в первую очередь на языковом уровне, в особых коммуникативных способностях. Статья обосновывает важность языкового развития, актуальность и необходимость инклюзивного подхода в процессе интеграции детей, носителей билингвального и бикультурного компонента личности. Поликультурная, многоконфессиональная среда рассматривается как социальная инклюзия, а инклюзивное образование в контексте культурного разнообразия. Социально-инклюзивный подход заявляется как необходимость для успешной реализации поликультурного образования.
    Ключевые слова: поликультурное образование инклюзия инклюзивное общество дети-билингвы дети-мигранты речевое развитие поликультурная компетентность педагога
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10083
    Стожарова М.Ю., Кузнецова И.О. Изучение уровня сформированности эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста
    СДО - 2020. - №5 с. 49–57
    Кузнецова И.О. , Стожарова М.Ю.
    ПОДРОБНЕЕ
    2221
    В данной статье авторы делают акцент на проблеме формирования эмоциональной сферы дошкольников и их эмоционального благополучия, в частности. Эмоциональное благополучие рассматривается как компонент психологического здоровья в дошкольном возрасте, так как от эмоций, которые испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его общения и взаимодействия с окружающими, а значит, и успешность его социального развития. Кроме того, в статье представлены результаты констатирующего эксперимента, направленного на изучение уровня сформированности эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста. В эксперименте приняли участие 178 дошкольников. В качестве основных методов, позволяющих оценить эмоциональное состояние ребенка и выявить особенности формирования эмоционального благополучия, использовались наблюдение за поведением детей при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, тестирование, беседы с детьми, анкетирование родителей, проективные тесты. Определены критерии и показатели эмоционального благополучия детей: эмоционально-положительное самочувствие ребенка, эмоциональное состояние ребенка в условиях семьи, эмоциональная устойчивость, уровень тревожности, уровень самооценки. Анализ экспериментальных данных позволил выделить три уровня эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста. Предложено авторское определение понятия «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста.
    Ключевые слова: эмоциональное благополучие эмоциональное состояние эмоциональная устойчивость тревожность самооценка
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10084
    Морозюк С.Н., Кузнецова Е.С. Рефлексивный портрет матери со стилем родительского отношения «Принятие»: алгоритм консультативной работы
    СДО - 2020. - №5 с. 58–67
    Морозюк С.Н. , Кузнецова Е.С.
    ПОДРОБНЕЕ
    1383
    В данной статье обоснована актуальность внедрения в психологическую науку и практику феномена «рефлексивный портрет личности». Теоретически и эмпирически обосновано понятие «рефлексивный портрет личности» (на примере матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста). В качестве респондентов в эмпирическом исследовании выступили женщины в возрасте от 20 до 35 лет. На основании результатов эмпирического исследования представлены рефлексивные профили респондентов, позволяющие количественно увидеть у них выраженность тех или иных показателей защитной рефлексии. Качественная (описательная) характеристика того или иного профиля отражена в рефлексивных портретах респондентов. В качестве диагностического инструментария выступали проективный тест «Когнитивно-эмотивный тест (КЭТ)» (Орлов Ю.М., Морозюк С.Н.), тест рефлексии деятельности (Шадриков В.Д., Кургинян С.С., Кузнецова М.Д.), опросник «Дифференциальный тип рефлексии» (Леонтьев Д.А., Лаптева Е.М., Осин Е.Н.), тест-опросник родительского отношения (ОРО) (Варга А.Я., Столин В.В.) и опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.). На основе данных эмпирического исследования представлены рефлексивные портреты матерей со стилем родительского отношения «Принятие» (А.Я. Варга, В.В. Столин). В описании показаны рефлексивные стратегии и тактики поведения матерей в процессе общения с ребенком. Авторы статьи предлагают протокол саногенной сессии и алгоритм консультативной работы с матерью.
    Ключевые слова: рефлексия рефлексивный профиль личности рефлексивный портрет личности психологический портрет личности стиль родительского отношения рефлексивные стратегия и тактика ментальная карта
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10085
    Мировой опыт
    Самуэльссон И.П., Вагнер Д.Т., Одегаард Э.Э. Пандемия коронавируса и уроки, извлеченные в дошкольных учреждениях Норвегии, Швеции и США: политический форум OMEP
    СДО - 2020. - №5 с. 68–79
    Вагнер Д.Т. , Одегаард Э.Э. , Прамлинг Самуэльссон И.
    ПОДРОБНЕЕ
    1654
    Новый коронавирус, также известный как COVID-19, быстро распространился по всему миру в 2020 году. В этой статье рассказывается о недавних последствиях пандемии для дошкольного образования в Швеции, Норвегии и США. Авторы иллюстрируют влияние пандемии на дошкольные учреждения в своих странах на фоне частых изменений показателей инфицирования и смертности, эпидемиологического понимания правительственных стратегий и стратегий смягчения последствий закрытия дошкольных учреждений. Педагоги рассказывают о своем опыте и действиях в дошкольных учреждениях в конкретных условиях трех национальных контекстах. Эти эмпирические выкладки определяют приоритеты программы, реакцию родителей и детей, а также приверженность и озабоченность педагогов. Это обсуждение выявляет культурно обусловленные сходства образовательных практик в раннем детстве, но также и различия между национальными системами образования. Педагоги рассказывают о своих проблемах и трудностях, но также и о пользе для своей практики и о том, как они взаимодействуют с детьми и их семьями. Также обсуждаются предложения о готовности к таким пандемиям в будущем.
    Ключевые слова: дошкольное учреждение пандемия новый коронавирус COVID-19
    весь номер в формате pdf
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью