Зотова Т.В., Будаева Е.О. Программа формирования приема запоминания «группировка» у старших дошкольников в образовательной деятельности детского сада
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24411/1997-9657-2020-10081
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Зотова Т.В., Будаева Е.О. Программа формирования приема запоминания «группировка» у старших дошкольников в образовательной деятельности детского сада // Современное дошкольное образование. – 2020. – №5(101). – С. 4–17. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10081
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Авторы доказывают необходимость разработки программ развития приемов запоминания для старшего дошкольного возраста на базе различных видов образовательной деятельности детского сада. Раскрывается методологическая база исследования, базирующаяся на теории системогенеза способностей В.Д. Шадрикова. В исследовании принимали участие 30 детей 5–6 лет детского сада г. Москвы. Эмпирическое исследование состояло из 3-х этапов: формирующего эксперимента, направленного на формирование у дошкольников 5–7 лет приема запоминания «группировка» на материале образовательных дисциплин детского сада; 2-х диагностических срезов, выполненных до и после формирующего эксперимента, направленных на диагностику продуктивности различных видов памяти детей. Была исследована механическая, образная, опосредованная память, сформированность различных приемов запоминания дошкольников 5–7 лет. Для проверки статистической достоверности результатов исследования был использован t-критерий Стьюдента. Программа развития приема запоминания «группировка» рассчитана на 15 занятий по 25 минут каждое с периодичностью 4 занятия в неделю. Программа построена на материале таких видов образовательной деятельности детского сада, как «Окружающий мир», «Математика», «Развитие речи». В результате формирующего эксперимента продуктивность образной, опосредованной памяти стала выше (ρ≤ 0,01). Прием запоминания «группировка» был сформирован у 53% детей 5–6 лет.
Литература
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: практическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. 72 с.
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – С. 314.
3. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Вопросы психологии. – 1969. – №1. – С. 5–12.
4. Занков Л.В. Память. – М.: Учпедгиз, 1949. – С. 24–75.
5. Зотова Т.В. Развитие приемов запоминания у школьников в учебной деятельности // Педагогика. – 2017. – № 6. – С.123–124.
6. Зотова Т.В. Разработка диагностики мнемических способностей учащихся 10–12 лет на материале учебной деятельности // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Коллективная монография. – Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 1989. – С. 77–87.
7. Зотова Т.В. Развитие интеллектуальных операций познавательных способностей школьников в учебной деятельности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII Международной научно-практической конференции. – Ярославль. 2015. – С. 58–59.
8. Зотова Т.В. Формирование у младших школьников мнемического действия классификации в учебной деятельности // Психологическое обозрение. – 1996. – №2(3). – С. 31–36.
9. Изюмова С.А. А.А. Смирнов и его школа исследования памяти. Продолжение поиска // Психологический журнал. – 2008. – Т.29. – № 1. – С. 100–108.
10. Изюмова С.А. Человеческая память и формирование ее индивидуальных когнитивных стратегий. – М.: РУДН, 2014. – 436 с.
11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
12. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. – Л.: Учпедгиз, 1931. – 278 с.
13. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 4-е изд., – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 308 с.
14. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – М.: Педобщество России, 2000. – 280 с.
15. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М.: Педагогика, 1993. – 76 с.
16. Смирнов А.А. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1987. – 172 с.
17. Смирнов А.А., Истомина З.М. Формирование приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста и младших школьников // Вопросы психологии. – 1969. – №5. С. 90–100.
18. Черемошкина Л.В. Теория и методика воспитания: развитие внимания и памяти ребенка. Учебное пособие. 1-е изд. Сер. 64. – М.: Юрайт, 2019. – 277 с.
19. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. – М.: Педагогика, 1990. – 176 с.
20. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. – М.: Институт психологии РАН, 2019. – 274 с.
21. Shadrikov V.D. The Evolution of Thought. Moscow // Russian Education And Society. T.59, № 5-6. 2017. P. 274-297.
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – С. 314.
3. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Вопросы психологии. – 1969. – №1. – С. 5–12.
4. Занков Л.В. Память. – М.: Учпедгиз, 1949. – С. 24–75.
5. Зотова Т.В. Развитие приемов запоминания у школьников в учебной деятельности // Педагогика. – 2017. – № 6. – С.123–124.
6. Зотова Т.В. Разработка диагностики мнемических способностей учащихся 10–12 лет на материале учебной деятельности // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Коллективная монография. – Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 1989. – С. 77–87.
7. Зотова Т.В. Развитие интеллектуальных операций познавательных способностей школьников в учебной деятельности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII Международной научно-практической конференции. – Ярославль. 2015. – С. 58–59.
8. Зотова Т.В. Формирование у младших школьников мнемического действия классификации в учебной деятельности // Психологическое обозрение. – 1996. – №2(3). – С. 31–36.
9. Изюмова С.А. А.А. Смирнов и его школа исследования памяти. Продолжение поиска // Психологический журнал. – 2008. – Т.29. – № 1. – С. 100–108.
10. Изюмова С.А. Человеческая память и формирование ее индивидуальных когнитивных стратегий. – М.: РУДН, 2014. – 436 с.
11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
12. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. – Л.: Учпедгиз, 1931. – 278 с.
13. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 4-е изд., – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 308 с.
14. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – М.: Педобщество России, 2000. – 280 с.
15. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М.: Педагогика, 1993. – 76 с.
16. Смирнов А.А. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1987. – 172 с.
17. Смирнов А.А., Истомина З.М. Формирование приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста и младших школьников // Вопросы психологии. – 1969. – №5. С. 90–100.
18. Черемошкина Л.В. Теория и методика воспитания: развитие внимания и памяти ребенка. Учебное пособие. 1-е изд. Сер. 64. – М.: Юрайт, 2019. – 277 с.
19. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. – М.: Педагогика, 1990. – 176 с.
20. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. – М.: Институт психологии РАН, 2019. – 274 с.
21. Shadrikov V.D. The Evolution of Thought. Moscow // Russian Education And Society. T.59, № 5-6. 2017. P. 274-297.
- Комментарии
Загрузка комментариев...