Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Зотова Т.В., Будаева Е.О. Программа формирования приема запоминания «группировка» у старших дошкольников в образовательной деятельности детского сада

    Зотова Т.В., Будаева Е.О. Программа формирования приема запоминания «группировка» у старших дошкольников в образовательной деятельности детского сада

    Зотова Т.В., Будаева Е.О.  Программа формирования приема запоминания «группировка»  у старших дошкольников в образовательной деятельности  детского сада
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10081
    Ключевые слова: память мнемические способности старший дошкольный возраст прием запоминания «группировка» развитие памяти
    Для цитирования статьи:
    Зотова Т.В., Будаева Е.О. Программа формирования приема запоминания «группировка» у старших дошкольников в образовательной деятельности детского сада // Современное дошкольное образование. – 2020. – №5(101). – С. 4–17. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10081

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2020. - №5
    Зотова Татьяна Валентиновна
    кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии младшего школьника ГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (Москва, Россия)

    Будаева Екатерина Олеговна
    воспитатель ГБОУ Школа №281, ДО №3 (Москва, Россия)

    Аннотация

    Авторы доказывают необходимость разработки программ развития приемов запоминания для старшего дошкольного возраста на базе различных видов образовательной деятельности детского сада. Раскрывается методологическая база исследования, базирующаяся на теории системогенеза способностей В.Д. Шадрикова. В исследовании принимали участие 30 детей 5–6 лет детского сада г. Москвы. Эмпирическое исследование состояло из 3-х этапов: формирующего эксперимента, направленного на формирование у дошкольников 5–7 лет приема запоминания «группировка» на материале образовательных дисциплин детского сада; 2-х диагностических срезов, выполненных до и после формирующего эксперимента, направленных на диагностику продуктивности различных видов памяти детей. Была исследована механическая, образная, опосредованная память, сформированность различных приемов запоминания дошкольников 5–7 лет. Для проверки статистической достоверности результатов исследования был использован t-критерий Стьюдента. Программа развития приема запоминания «группировка» рассчитана на 15 занятий по 25 минут каждое с периодичностью 4 занятия в неделю. Программа построена на материале таких видов образовательной деятельности детского сада, как «Окружающий мир», «Математика», «Развитие речи». В результате формирующего эксперимента продуктивность образной, опосредованной памяти стала выше (ρ≤ 0,01). Прием запоминания «группировка» был сформирован у 53% детей 5–6 лет.
    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: практическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.  72 с.
    2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – С. 314.
    3. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Вопросы психологии. – 1969. – №1. – С. 5–12.
    4. Занков Л.В. Память. – М.: Учпедгиз, 1949. – С. 24–75.
    5. Зотова Т.В. Развитие приемов запоминания у школьников в учебной деятельности // Педагогика. – 2017. – № 6. – С.123–124.
    6. Зотова Т.В. Разработка диагностики мнемических способностей учащихся 10–12 лет на материале учебной деятельности // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Коллективная монография. – Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 1989. – С. 77–87.
    7. Зотова Т.В. Развитие интеллектуальных операций познавательных способностей школьников в учебной деятельности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII Международной научно-практической конференции. – Ярославль. 2015. – С. 58–59.
    8. Зотова Т.В. Формирование у младших школьников мнемического действия классификации в учебной деятельности // Психологическое обозрение. – 1996. – №2(3). – С. 31–36.
    9. Изюмова С.А. А.А. Смирнов и его школа исследования памяти. Продолжение поиска // Психологический журнал. – 2008. – Т.29. – № 1. – С. 100–108.
    10. Изюмова С.А. Человеческая память и формирование ее индивидуальных когнитивных стратегий. – М.: РУДН, 2014. – 436 с.
    11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володар­ская и др. Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
    12. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. – Л.: Учпедгиз, 1931. – 278 с.
    13. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основ­ная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы,
    Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 4-е изд., – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 308 с.
    14. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – М.: Педобщество России, 2000. – 280 с.
    15. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М.: Педагогика, 1993. – 76 с.
    16. Смирнов А.А. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1987. – 172 с.
    17. Смирнов А.А., Истомина З.М. Формирование приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста и младших школьников // Вопросы психологии. – 1969. – №5. С. 90–100.
    18. Черемошкина Л.В. Теория и методика воспитания: развитие внимания и памяти ребенка. Учебное пособие. 1-е изд. Сер. 64. – М.: Юрайт, 2019. – 277 с.
    19. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. – М.: Педагогика, 1990. – 176 с.
    20. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. – М.: Институт психологии РАН, 2019. – 274 с.
    21. Shadrikov V.D. The Evolution of Thought. Moscow // Russian Education And Society. T.59, № 5-6. 2017. P. 274-297.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью