Морозюк С.Н., Кузнецова Е.С. Рефлексивный портрет матери со стилем родительского отношения «Принятие»: алгоритм консультативной работы
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24411/1997-9657-2020-10085
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Морозюк С.Н., Кузнецова Е.С. Рефлексивный портрет матери со стилем родительского отношения «Принятие»: алгоритм консультативной работы // Современное дошкольное образование. – 2020. – №5(101). – С. 58–67. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10085
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В данной статье обоснована актуальность внедрения в психологическую науку и практику феномена «рефлексивный портрет личности». Теоретически и эмпирически обосновано понятие «рефлексивный портрет личности» (на примере матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста). В качестве респондентов в эмпирическом исследовании выступили женщины в возрасте от 20 до 35 лет. На основании результатов эмпирического исследования представлены рефлексивные профили респондентов, позволяющие количественно увидеть у них выраженность тех или иных показателей защитной рефлексии. Качественная (описательная) характеристика того или иного профиля отражена в рефлексивных портретах респондентов. В качестве диагностического инструментария выступали проективный тест «Когнитивно-эмотивный тест (КЭТ)» (Орлов Ю.М., Морозюк С.Н.), тест рефлексии деятельности (Шадриков В.Д., Кургинян С.С., Кузнецова М.Д.), опросник «Дифференциальный тип рефлексии» (Леонтьев Д.А., Лаптева Е.М., Осин Е.Н.), тест-опросник родительского отношения (ОРО) (Варга А.Я., Столин В.В.) и опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.). На основе данных эмпирического исследования представлены рефлексивные портреты матерей со стилем родительского отношения «Принятие» (А.Я. Варга, В.В. Столин). В описании показаны рефлексивные стратегии и тактики поведения матерей в процессе общения с ребенком. Авторы статьи предлагают протокол саногенной сессии и алгоритм консультативной работы с матерью.
Литература
1. Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
2. Бриш К.Х., Попова О. Теория привязанности и воспитание счастливых людей. – М.: Теревинф, 2014. – 208 с.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2004. – 520 с.
4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. – СПб.: Речь. – 2001. – 378 с.
5. Веракса А.Н. «Теория сознания» и символизация в дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. – 2011. – №4. – С. 9–16.
6. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М., 2019. – 432 с.
7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
8. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общ. ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
9. Морозюк С.Н., Гасанова Д.И. Рефлексивные портреты педагогов с различными акцентуациями характера: монография. – М.: Янус-К. – 2014. – 248 с.
10. Морозюк С.Н., Смолева Т.О. Детско-родительский тренинг как интегративный метод преодоления психологического неблагополучия ребенка // Преподаватель XXI века. – 2011. – №2. – С. 185–192.
11. Морозюк С.Н. Психология характера: феноменология, теория и практика. – М., 2013.
12. Национальная психологическая энциклопедия. http://vocabulary.ru/.
13. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь. – 2019. – 507 с.
14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов
и фразеологических выражений. – М.: Высшая школа. – 1993. – 944 с.
15. Орлов Ю.М., Морозюк С.Н. Когнитивно-эмотивный тест. – М., 1999. – 20 с.
16. Орлов Ю.М. Саногенное (оздоравливающее) мышление. – М.: Слайдинг. – 2006. – 96 с.
17. Орлов Ю.М. Обида. Вина. – М.: Слайдинг. – 2011. – 96 с.
18. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. – М.: Академия, 1995. – 231 с.
19. Шадриков В.Д., Кургинян С.С., Кузнецова М.Д. Тест рефлексии деятельности. – М.: Университетская книга, 2015. – 100 с.
20. Deci, E.L. Hedonia, eudaimonia, and well-being: an introduction / E.L. Deci, R.M. Ryan // Journal of Happiness Studies. – 2008. – Vol. 9 (1). – P. 1–11.
2. Бриш К.Х., Попова О. Теория привязанности и воспитание счастливых людей. – М.: Теревинф, 2014. – 208 с.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2004. – 520 с.
4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. – СПб.: Речь. – 2001. – 378 с.
5. Веракса А.Н. «Теория сознания» и символизация в дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. – 2011. – №4. – С. 9–16.
6. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М., 2019. – 432 с.
7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
8. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общ. ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
9. Морозюк С.Н., Гасанова Д.И. Рефлексивные портреты педагогов с различными акцентуациями характера: монография. – М.: Янус-К. – 2014. – 248 с.
10. Морозюк С.Н., Смолева Т.О. Детско-родительский тренинг как интегративный метод преодоления психологического неблагополучия ребенка // Преподаватель XXI века. – 2011. – №2. – С. 185–192.
11. Морозюк С.Н. Психология характера: феноменология, теория и практика. – М., 2013.
12. Национальная психологическая энциклопедия. http://vocabulary.ru/.
13. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь. – 2019. – 507 с.
14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов
и фразеологических выражений. – М.: Высшая школа. – 1993. – 944 с.
15. Орлов Ю.М., Морозюк С.Н. Когнитивно-эмотивный тест. – М., 1999. – 20 с.
16. Орлов Ю.М. Саногенное (оздоравливающее) мышление. – М.: Слайдинг. – 2006. – 96 с.
17. Орлов Ю.М. Обида. Вина. – М.: Слайдинг. – 2011. – 96 с.
18. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. – М.: Академия, 1995. – 231 с.
19. Шадриков В.Д., Кургинян С.С., Кузнецова М.Д. Тест рефлексии деятельности. – М.: Университетская книга, 2015. – 100 с.
20. Deci, E.L. Hedonia, eudaimonia, and well-being: an introduction / E.L. Deci, R.M. Ryan // Journal of Happiness Studies. – 2008. – Vol. 9 (1). – P. 1–11.
- Комментарии
Загрузка комментариев...