Стожарова М.Ю., Кузнецова И.О. Изучение уровня сформированности эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24411/1997-9657-2020-10084
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Стожарова М.Ю., Кузнецова И.О. Изучение уровня сформированности эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. – 2020. – №5(101). – С. 49–57. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10084
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В данной статье авторы делают акцент на проблеме формирования эмоциональной сферы дошкольников и их эмоционального благополучия, в частности. Эмоциональное благополучие рассматривается как компонент психологического здоровья в дошкольном возрасте, так как от эмоций, которые испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его общения и взаимодействия с окружающими, а значит, и успешность его социального развития. Кроме того, в статье представлены результаты констатирующего эксперимента, направленного на изучение уровня сформированности эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста. В эксперименте приняли участие 178 дошкольников. В качестве основных методов, позволяющих оценить эмоциональное состояние ребенка и выявить особенности формирования эмоционального благополучия, использовались наблюдение за поведением детей при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, тестирование, беседы с детьми, анкетирование родителей, проективные тесты. Определены критерии и показатели эмоционального благополучия детей: эмоционально-положительное самочувствие ребенка, эмоциональное состояние ребенка в условиях семьи, эмоциональная устойчивость, уровень тревожности, уровень самооценки. Анализ экспериментальных данных позволил выделить три уровня эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста. Предложено авторское определение понятия «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста.
Литература
1. Абрамян Л.А. Эмоциональное благополучие ребенка как основополагающий фактор развития личности // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. – Одесса, 1990. Ч. 2. – С. 3–7.
2. Анисимов В.А. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития // Дошкольное воспитание. – 2010. – №3. – С. 13–17.
3. Воробьева О.А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа: дис. … канд. психол. наук. – Коломна, 2000.
4. Галеева Е.В., Топченюк О.В., Манзырева Е.С. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных способностей и их влияние на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – №2 (15). – С. 132–136.
5. Гребенщикова Т.В. Педагогическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации // Известия ВГПУ. – 2018. – №4(127). – С. 72–78.
6. Дробная А.С. Эмоциональное благополучие как компонент психологического здоровья дошкольников в ДОО // Научный журнал. – 2016. – №6(7). – С. 135–136.
7. Иванова Е.В., Шаповаленко И.В. Комплексная оценка эмоционального благополучия дошкольника // Актуальные проблемы. – 2016. – №2. – С. 23–35.
8. Калюжин П.В., Сироткина Т.Ю. Особенности эмоционального благополучия детей дошкольного возраста: современные теоретические основания // Наука 2013: итоги, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25 янв. 2014 г.). – М.: Грифон, 2014. – C. 31–50.
9. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. О.А. Шаграевой,
С.А. Козловой. – М.: Академия, 2003.
10. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие – М.: Генезис, 2003. – 208 с.
11. Лаптева Ю.А., Федорова Н.И. Мониторинг эмоционального благополучия дошкольников в системе психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации // Евразийский Союз Ученых. – 2015. – №7–6 (16). – С. 73–76.
12. Мириманова М.С. Паспорт экспертизы психологической безопасности дошкольного образовательного учреждения. – М.: Экон-информ, 2012.
13. Пожиткина Н.В., Савенок Д.А., Папушина А.В. Анализ эмоционального благополучия дошкольника в контексте его психологического здоровья [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. – 2012. – №6.
14. Фаустова И.В. Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. – Елец, 2011.
15. Фаустова И.В., Гамова С.Н. Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника как предпосылка развития его эмоциональной устойчивости // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №6.
16. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман – М.: ЧеРо, 2002. – С. 548–557.
17. Чикова И.В. Проблема эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста и ее практико-инструментальное решение // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. –
№1(18). – С. 165–167.
18. Diener E., Lucas R.E., Oishi S. Subjective well-being: The science of happiness and life satisfaction. The handbook of positive psychology. New York: Oxford University Press. 2002, pp. 63–73.
19. Eggum, N.D., N. Eisenberg, K. Kao, T.L. Spinrad, R. Bolnick, C. Hofer, A.S. Kupfer, &W.V. Fabricius. 2011. “Emotion Understanding, Theory of Mind, and Prosocial Orientation: Relations Over Time in Early Childhood.” The Journal of Positive Psychology 6 (1): 4–16.
20. Evers K.E., Prochaska J.O., Castle P.H., Johnson J.L., Prochaska J.M., Harrison P.L., Rula E.Y., Coberley C., Pope J.E. Development of an individual well-being scores assessment. Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice, 2012, no. 2(2). 9 p.
21. Kahneman D., Krueger A. Developments in the measurement of subjective well-being. Journal of Economic Perspectives, 2006, vol. 20, no. 1, pp. 3–24.
22. Mayer, J. D., Caruso, D. R., Salovey, P. 2016. The ability model of emotional intelligence: Principles and updates. Emotion Review, vol. 8 (4), pp. 290-300.
23. Rivers, S.E., S.L. Tominey, E.C. O’Bryon, & M.A. Brackett. 2013. “Developing Emotional Skills in Early Childhood Settings Using Preschool RULER.” The Psychology of Education Review 37 (2): 19–25.
2. Анисимов В.А. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития // Дошкольное воспитание. – 2010. – №3. – С. 13–17.
3. Воробьева О.А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа: дис. … канд. психол. наук. – Коломна, 2000.
4. Галеева Е.В., Топченюк О.В., Манзырева Е.С. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных способностей и их влияние на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – №2 (15). – С. 132–136.
5. Гребенщикова Т.В. Педагогическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации // Известия ВГПУ. – 2018. – №4(127). – С. 72–78.
6. Дробная А.С. Эмоциональное благополучие как компонент психологического здоровья дошкольников в ДОО // Научный журнал. – 2016. – №6(7). – С. 135–136.
7. Иванова Е.В., Шаповаленко И.В. Комплексная оценка эмоционального благополучия дошкольника // Актуальные проблемы. – 2016. – №2. – С. 23–35.
8. Калюжин П.В., Сироткина Т.Ю. Особенности эмоционального благополучия детей дошкольного возраста: современные теоретические основания // Наука 2013: итоги, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25 янв. 2014 г.). – М.: Грифон, 2014. – C. 31–50.
9. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. О.А. Шаграевой,
С.А. Козловой. – М.: Академия, 2003.
10. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие – М.: Генезис, 2003. – 208 с.
11. Лаптева Ю.А., Федорова Н.И. Мониторинг эмоционального благополучия дошкольников в системе психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации // Евразийский Союз Ученых. – 2015. – №7–6 (16). – С. 73–76.
12. Мириманова М.С. Паспорт экспертизы психологической безопасности дошкольного образовательного учреждения. – М.: Экон-информ, 2012.
13. Пожиткина Н.В., Савенок Д.А., Папушина А.В. Анализ эмоционального благополучия дошкольника в контексте его психологического здоровья [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. – 2012. – №6.
14. Фаустова И.В. Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. – Елец, 2011.
15. Фаустова И.В., Гамова С.Н. Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника как предпосылка развития его эмоциональной устойчивости // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №6.
16. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман – М.: ЧеРо, 2002. – С. 548–557.
17. Чикова И.В. Проблема эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста и ее практико-инструментальное решение // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. –
№1(18). – С. 165–167.
18. Diener E., Lucas R.E., Oishi S. Subjective well-being: The science of happiness and life satisfaction. The handbook of positive psychology. New York: Oxford University Press. 2002, pp. 63–73.
19. Eggum, N.D., N. Eisenberg, K. Kao, T.L. Spinrad, R. Bolnick, C. Hofer, A.S. Kupfer, &W.V. Fabricius. 2011. “Emotion Understanding, Theory of Mind, and Prosocial Orientation: Relations Over Time in Early Childhood.” The Journal of Positive Psychology 6 (1): 4–16.
20. Evers K.E., Prochaska J.O., Castle P.H., Johnson J.L., Prochaska J.M., Harrison P.L., Rula E.Y., Coberley C., Pope J.E. Development of an individual well-being scores assessment. Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice, 2012, no. 2(2). 9 p.
21. Kahneman D., Krueger A. Developments in the measurement of subjective well-being. Journal of Economic Perspectives, 2006, vol. 20, no. 1, pp. 3–24.
22. Mayer, J. D., Caruso, D. R., Salovey, P. 2016. The ability model of emotional intelligence: Principles and updates. Emotion Review, vol. 8 (4), pp. 290-300.
23. Rivers, S.E., S.L. Tominey, E.C. O’Bryon, & M.A. Brackett. 2013. “Developing Emotional Skills in Early Childhood Settings Using Preschool RULER.” The Psychology of Education Review 37 (2): 19–25.
- Комментарии
Загрузка комментариев...