Горшкова Е.В., Жабина Е.Г. Развитие произвольного поведения у детей 5–6 лет методами эмоционально-двигательной психотехники
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24411/1997-9657-2019-10045
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Горшкова Е.В., Жабина Е.Г. Развитие произвольного поведения у детей 5–6 лет методами эмоционально-двигательной психотехники // Современное дошкольное образование. – 2019. – №3(93). – С. 24–35. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10045
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В статье показана актуальность развития произвольного поведения у дошкольников. Согласно гипотезе исследования, методы эмоционально-двигательной психотехники позволяют оптимизировать развитие произвольного поведения у детей 5–6 лет. При этом эмоционально-двигательная психотехника рассматривается как направление психолого-педагогической помощи в преодолении проблем ребенка путем решения практических задач на материале образно-двигательных упражнений с насыщенным эмоциональным содержанием. Описываются методики и результаты исследования. Основные принципы работы с детьми методами эмоционально-двигательной психотехники сопоставляются с традиционными методами развития произвольного поведения у дошкольников посредством настольных игр с правилами. В исследовании участвовали 75 детей 5–6 лет. На основе сравнения данных диагностики в трех группах испытуемых в констатации и контроле показывается повышение произвольности в экспериментальной группе (ЭГ1), где велись занятия по эмоционально-двигательной психотехнике, в отличие от другой экспериментальной группы (ЭГ2), где занятия традиционными методами дали меньший эффект, и контрольной группы (КГ), где первичные данные почти не изменились.
Литература
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. – М.: Педагогика, 1984. – 396 c.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1998. – 336 с.
4. Горшкова Е.В. Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие внутренней свободы и уверенности // Справочник педагога-психолога. Детский сад. –
2016-а. – №5. – С. 40–55.
5. Горшкова Е.В. Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие невербального общения // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016-б. – №6. – С. 35–51.
6. Горшкова Е.В. О «говорящих» движениях и чудесных превращениях. – М.: ДРОФА, 2007. – 79 с.
7. Горшкова Е.В. Развитие выразительных движений у дошкольников. – М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2018. – 366 с.
8. Горшкова Е.В. Развитие у дошкольников образно-пространственной ориентировки // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016-в. – №4. – С. 32–43.
9. Горшкова Е.В. Эмоционально-двигательная психотехника для детей // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016-г. – №3. – С. 15–25.
10. Горшкова Е.В., Романова Т.В. Оптимизация взаимоотношений детей 6–7 лет в группе сверстников посредством театрализованной деятельности // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №4. – С. 30–39.
11. Гребенникова О.В. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2009. Т. 1(3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 04.02.2019).
12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
13. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений / Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1986. – 286 с.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
15. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. 4-е изд. – М.: Академический проект, 2002. – 160 с.
16. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002. – 144 с.
17. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2000. – 350 с.
18. Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. – 2015. – Том 11. – №3. – С. 9–15. URL: http://psyjournals.ru/kip/2015/n3/smirnova.shtml (дата обращения: 05.03.2019).
19. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника. – М., 1965. – С. 54–61.
20. Basilio M., Whitebread D. The emergence and early development of self-regulation in young children // Journal of Curriculum and Teacher Education. 2012. Vol. 16 (1). P. 15–34.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. – М.: Педагогика, 1984. – 396 c.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1998. – 336 с.
4. Горшкова Е.В. Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие внутренней свободы и уверенности // Справочник педагога-психолога. Детский сад. –
2016-а. – №5. – С. 40–55.
5. Горшкова Е.В. Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие невербального общения // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016-б. – №6. – С. 35–51.
6. Горшкова Е.В. О «говорящих» движениях и чудесных превращениях. – М.: ДРОФА, 2007. – 79 с.
7. Горшкова Е.В. Развитие выразительных движений у дошкольников. – М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2018. – 366 с.
8. Горшкова Е.В. Развитие у дошкольников образно-пространственной ориентировки // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016-в. – №4. – С. 32–43.
9. Горшкова Е.В. Эмоционально-двигательная психотехника для детей // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016-г. – №3. – С. 15–25.
10. Горшкова Е.В., Романова Т.В. Оптимизация взаимоотношений детей 6–7 лет в группе сверстников посредством театрализованной деятельности // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №4. – С. 30–39.
11. Гребенникова О.В. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2009. Т. 1(3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 04.02.2019).
12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
13. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений / Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1986. – 286 с.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
15. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. 4-е изд. – М.: Академический проект, 2002. – 160 с.
16. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002. – 144 с.
17. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2000. – 350 с.
18. Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. – 2015. – Том 11. – №3. – С. 9–15. URL: http://psyjournals.ru/kip/2015/n3/smirnova.shtml (дата обращения: 05.03.2019).
19. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника. – М., 1965. – С. 54–61.
20. Basilio M., Whitebread D. The emergence and early development of self-regulation in young children // Journal of Curriculum and Teacher Education. 2012. Vol. 16 (1). P. 15–34.
- Комментарии
Загрузка комментариев...