Волобуева Л.М., Ерофеева Т.И. «Семейный график» в детских садах: исторический опыт и проблемы современности
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В статье представлен анализ развития общественных и государственных требований к определению продолжительности работы детских садов за весь период существования системы дошкольного образования в России. Приводятся результаты мониторинга отношения педагогов дошкольных образовательных организаций к введению «семейных графиков» работы в современных детских садах, отражающие преимущества и риски нововведения, связанные с удовлетворением потребностей семей в обеспечении присмотра и ухода за ребенком, а также успешным решением образовательных задач совместными усилиями семьи и детского сада. Характеризуются возможности современной нормативной базы для создания вариативных графиков работы дошкольных образовательных организаций.
Цель исследования – в исторической ретроспективе определить причины и характер изменений в режиме работы дошкольных учреждений, выявить педагогические и социальные риски при увеличении длительности работы современных детских садов. Материалами исследования являются опыт организации первых русских детских садов, нормативные документы, определяющие режим работы дошкольных учреждений на протяжении ХХ в. и на современном этапе развития дошкольного образования, результаты анкетирования 3415 воспитателей дошкольных групп 22 субъектов РФ, научные публикации, связанные с исследуемой проблемой. Методами исследования являлись: конкретно-исторический метод, ретроспективный анализ, мониторинг с использованием метода экспресс-опроса педагогов об условиях временного режима современных дошкольных организаций, статистическая обработка данных. Приведены результаты ретроспективного анализа причин изменения длительности работы российских дошкольных учреждений на протяжении всего времени их существования. Выявлено, что режим работы определялся целями детского сада обеспечить полноценное развитие и воспитание ребенка в разные исторические периоды, отражал ведущие тенденции социально-экономического развития страны, стремление государства вовлечь женщин в активную общественную и производственную жизнь. Это обеспечило нормативное утверждение вариативности графиков работы детских садов (дошкольных групп) в зависимости от местонахождения, потребностей и запросов семей, что является отличительной особенностью современного общественного дошкольного образования.
На основе результатов мониторинга мнений педагогов об увеличении времени пребывания детей в детском саду определены возможные риски, связанные со снижением времени общения родителей с детьми. Часть современных родителей тяготеют к увеличению времени работы детского сада из-за неготовности к общению с ребенком, из-за собственной родительской несостоятельности. Стремление родителей «построить под себя» график работы детского сада, соотнести его с личными потребностями нередко связано с непониманием сущности образовательной работы, не позволяет задуматься о последствиях недостаточного общения с ребенком. Определены тенденции взаимодействия педагогов с семьями для осознания родителями значимости общения с ребенком для его личностного развития.
Литература
2. Белая К.Ю., Волобуева Л.М., Цапенко М.М. Семейный детский сад и другие формы взаимодействия с семьей. – М.: Чистые пруды, 2009 – 32 с.
3. Волобуева Л.М. Очаги для малолетних детей в годы Первой мировой войны // Русская старина. – 2014. – №2 (10). – С. 94–104.
4. Волобуева Л.М. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Москве (1900-1928 гг.): Дисс. … канд. пед. наук. – М., 1994.
5. Временное положение о дошкольном детском учреждении – яслях-саде. Постановление Совета Министров РСФСР от 8 марта I960 года №327.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Соч. в 6 т. Т. 2 / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – С. 252.
7. Довгалевская А.И., Стукалина Р.И. Дошкольное строительство: рабочая книга по организации дошкольного воспитания в РСФСР / Под ред. М.М. Виленской. – М.: Работник просвещения, 1929.
8. Ерофеева Т.И. Новые перспективы взаимодействия педагогов с семьей дошкольника // Актуальные проблемы развития теории и практики дошкольного образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции заключительного этапа VIII Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» (9 ноября 2017 года) / Ред.-сост. Т.И. Ерофеева. Текстовое электронное издание. – М.: НИИ школьных технологий, 2018. – С. 40–44.
9. Ерофеева Т.И., Березина Ю.Ю. Особенности организации игрового пространства для дошкольников в семье // Игровая культура современного детства: материалы I Международной научно-практической конференции 28–30 сентября 2016 года. Текстовое электронное издание в 2-х томах. – М.: НАИР, 2017.
10. Ерофеева Т.И., Дорохина Н.А. Социальная активность старшего поколения в воспитании детей дошкольного возраста // Новая социальная политика и качество жизни: исследования и прогнозы: материалы I Международной научно-практической конференции 17 октября 2017. – СПб.: НОО Профессиональная наука, 2017. – С. 252–269.
11. Запорожец А.В. К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей 6-летнего возраста // Советская педагогика. – 1973. – №1. – С. 34.
12. Зверева О.Л. Взаимодействие педагогов ДОО с родителями на современном этапе // Дошкольник: Методика и практика воспитания. – 2018. – №3. – С. 55–60.
13. Методическое письмо о дошкольном воспитании в деревне. Письмо первое. – М.: Работник просвещения, 1926.
14. Нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады). Постановление Минтруда России от 21.04.1993 года №88.
15. О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014. Приказ Минпросвещения России от 21.01.2019 года №32.
16. О работе дошкольных учреждений в условиях перевода рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями. Письмо Министерства просвещения СССР от 22 января 1968 года №4-М.
17. Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию: Доклады, протоколы, резолюции. – М.: Госиздат, 1921.
18. Положение о детском дошкольном учреждении. Приказ Минпроса СССР от 29 января 1985 года №16.
19. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1014.
20. Руководство для воспитателя детского сада. Устав детского сада. Наркомпрос РСФСР, 1939.
21. Свентицкая М.Х. Наш детский сад. – М., 1913.
22. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление Правительства Российской Федерации от
1 июля 1995 года №677.
23. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года №666.
24. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Приказ Минобрнауки России от 27 октября 2011 года №2562.
25. Типовые штаты детских садов. Постановление Совмина РСФСР от 21.09.1957 года №1076.
26. Типовые штаты дошкольных учреждений. Приказ Минпроса СССР от 31.12.1971 года №103.
27. Устав детского сада. Наркомпрос РСФСР 15.12.1944 // Справочник по дошкольному воспитанию. – М., 1980.
28. Устав дошкольных детских учреждений // Еженедельник НКП. – 1924. – №18. – С. 16–20.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155.
- Комментарии