кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», заведующая кафедрой дошкольной педагогики ФГБОУ ВО «Московский педагогической государственный университет», г. Москва, Россия
Волобуева Людмила Михайловна
Авторы рассказывают о деятельности московских педагогов, о первых детских садах, восстанавливают отдельные страницы истории дошкольного воспитания любимого города.
Людей, которые стояли у истоков, объединяло все лучшее, что присуще российскому педагогу – любовь к миру и людям, нравственная чистота, духовное подвижничество, интеллектуальность, милосердие, сострадание, свободолюбие, стремление к саморазвитию.
История пишется людьми. И сегодняшняя деятельность дошкольных работников уже становится историей для будущих поколений. Тот, кто пренебрегает уроками истории, обречен вновь повторить путь, пройденный предками, со всеми его ухабами и тупиками.
История расширяет личный нравственный опыт человека, включает его в непрекращающийся диалог культур. Авторы надеются, что данный материал будет полезен как людям старшего поколения, так и будущим педагогам-дошкольникам, студентам педагогических колледжей и институтов.
Авторы не стремились всеобъемлюще раскрыть всю историю дошкольного воспитания в столице. В статье приведены отдельные, самые яркие зарисовки из жизни московских дошкольников, московских детских учреждений разного типа и вида. Удручает то, что зачастую период до 1917 года представляется очень скудно, а ведь сколько личностей создавали, спорили, ошибались и возвышались в те далекие годы. Авторы постарались восполнить этот пробел.
Для того чтобы решить проблемы сегодняшнего дня в области дошкольного воспитания, надо хорошо изучить историю организации разных типов дошкольных учреждений, а также проанализировать многовариантность содержания работы с детьми в дошкольных учреждениях Москвы, во многом отражавших особенности работы в детских садах России, но и имевших свои, только московским учреждениям присущие черты.
Авторам пришлось провести большую работу по изучению и отбору исторического материала в фондах государственных архивов, в рукописях частных лиц, в отчетах педагогических обществ и отдельных дошкольных учреждений города, в педагогической литературе.
Авторы рассказывают о деятельности московских педагогов, о первых детских садах, восстанавливают отдельные страницы истории дошкольного воспитания любимого города.
Людей, которые стояли у истоков, объединяло все лучшее, что присуще российскому педагогу – любовь к миру и людям, нравственная чистота, духовное подвижничество, интеллектуальность, милосердие, сострадание, свободолюбие, стремление к саморазвитию.
История пишется людьми. И сегодняшняя деятельность дошкольных работников уже становится историей для будущих поколений. Тот, кто пренебрегает уроками истории, обречен вновь повторить путь, пройденный предками, со всеми его ухабами и тупиками.
История расширяет личный нравственный опыт человека, включает его в непрекращающийся диалог культур. Авторы надеются, что данный материал будет полезен как людям старшего поколения, так и будущим педагогам-дошкольникам, студентам педагогических колледжей и институтов.
Авторы не стремились всеобъемлюще раскрыть всю историю дошкольного воспитания в столице. В статье приведены отдельные, самые яркие зарисовки из жизни московских дошкольников, московских детских учреждений разного типа и вида. Удручает то, что зачастую период до 1917 года представляется очень скудно, а ведь сколько личностей создавали, спорили, ошибались и возвышались в те далекие годы. Авторы постарались восполнить этот пробел.
Для того чтобы решить проблемы сегодняшнего дня в области дошкольного воспитания, надо хорошо изучить историю организации разных типов дошкольных учреждений, а также проанализировать многовариантность содержания работы с детьми в дошкольных учреждениях Москвы, во многом отражавших особенности работы в детских садах России, но и имевших свои, только московским учреждениям присущие черты.
Авторам пришлось провести большую работу по изучению и отбору исторического материала в фондах государственных архивов, в рукописях частных лиц, в отчетах педагогических обществ и отдельных дошкольных учреждений города, в педагогической литературе.
Авторы рассказывают о деятельности московских педагогов, о первых детских садах, восстанавливают отдельные страницы истории дошкольного воспитания любимого города.
Людей, которые стояли у истоков, объединяло все лучшее, что присуще российскому педагогу – любовь к миру и людям, нравственная чистота, духовное подвижничество, интеллектуальность, милосердие, сострадание, свободолюбие, стремление к саморазвитию.
История пишется людьми. И сегодняшняя деятельность дошкольных работников уже становится историей для будущих поколений. Тот, кто пренебрегает уроками истории, обречен вновь повторить путь, пройденный предками, со всеми его ухабами и тупиками.
История расширяет личный нравственный опыт человека, включает его в непрекращающийся диалог культур. Авторы надеются, что данный материал будет полезен как людям старшего поколения, так и будущим педагогам-дошкольникам, студентам педагогических колледжей и институтов.
Авторы не стремились всеобъемлюще раскрыть всю историю дошкольного воспитания в столице. В статье приведены отдельные, самые яркие зарисовки из жизни московских дошкольников, московских детских учреждений разного типа и вида. Удручает то, что зачастую период до 1917 года представляется очень скудно, а ведь сколько личностей создавали, спорили, ошибались и возвышались в те далекие годы. Авторы постарались восполнить этот пробел.
Для того чтобы решить проблемы сегодняшнего дня в области дошкольного воспитания, надо хорошо изучить историю организации разных типов дошкольных учреждений, а также проанализировать многовариантность содержания работы с детьми в дошкольных учреждениях Москвы, во многом отражавших особенности работы в детских садах России, но и имевших свои, только московским учреждениям присущие черты.
Авторам пришлось провести большую работу по изучению и отбору исторического материала в фондах государственных архивов, в рукописях частных лиц, в отчетах педагогических обществ и отдельных дошкольных учреждений города, в педагогической литературе.
В статье представлен анализ развития общественных и государственных требований к определению продолжительности работы детских садов за весь период существования системы дошкольного образования в России. Приводятся результаты мониторинга отношения педагогов дошкольных образовательных организаций к введению «семейных графиков» работы в современных детских садах, отражающие преимущества и риски нововведения, связанные с удовлетворением потребностей семей в обеспечении присмотра и ухода за ребенком, а также успешным решением образовательных задач совместными усилиями семьи и детского сада. Характеризуются возможности современной нормативной базы для создания вариативных графиков работы дошкольных образовательных организаций.
Цель исследования – в исторической ретроспективе определить причины и характер изменений в режиме работы дошкольных учреждений, выявить педагогические и социальные риски при увеличении длительности работы современных детских садов. Материалами исследования являются опыт организации первых русских детских садов, нормативные документы, определяющие режим работы дошкольных учреждений на протяжении ХХ в. и на современном этапе развития дошкольного образования, результаты анкетирования 3415 воспитателей дошкольных групп 22 субъектов РФ, научные публикации, связанные с исследуемой проблемой. Методами исследования являлись: конкретно-исторический метод, ретроспективный анализ, мониторинг с использованием метода экспресс-опроса педагогов об условиях временного режима современных дошкольных организаций, статистическая обработка данных. Приведены результаты ретроспективного анализа причин изменения длительности работы российских дошкольных учреждений на протяжении всего времени их существования. Выявлено, что режим работы определялся целями детского сада обеспечить полноценное развитие и воспитание ребенка в разные исторические периоды, отражал ведущие тенденции социально-экономического развития страны, стремление государства вовлечь женщин в активную общественную и производственную жизнь. Это обеспечило нормативное утверждение вариативности графиков работы детских садов (дошкольных групп) в зависимости от местонахождения, потребностей и запросов семей, что является отличительной особенностью современного общественного дошкольного образования.
На основе результатов мониторинга мнений педагогов об увеличении времени пребывания детей в детском саду определены возможные риски, связанные со снижением времени общения родителей с детьми. Часть современных родителей тяготеют к увеличению времени работы детского сада из-за неготовности к общению с ребенком, из-за собственной родительской несостоятельности. Стремление родителей «построить под себя» график работы детского сада, соотнести его с личными потребностями нередко связано с непониманием сущности образовательной работы, не позволяет задуматься о последствиях недостаточного общения с ребенком. Определены тенденции взаимодействия педагогов с семьями для осознания родителями значимости общения с ребенком для его личностного развития.
Актуальность тематики статьи. Утверждение и внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования в настоящее время является особо актуальной и значимой проблемой для системы дошкольного образования, поскольку она направлена на создание в России единого образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего равные, качественные условия получения дошкольного образования, вне зависимости от места проживания ребенка.
Цель статьи. Охарактеризовать становление и развитие идеи программности в российском дошкольном воспитании и образовании, раскрыть особенности Федеральной образовательной программы дошкольного образования как нормативного документа, определяющего вектор развития современной системы отечественного дошкольного образования.
Описание хода исследования. Цель исследования состояла в выявлении становления и развития программ воспитания и обучения в детских садах, описании специфики Федеральной образовательной программы дошкольного образования. В ходе исследования были проанализированы программные документы, определяющие содержание дошкольного воспитания и обучения на разных исторических этапах, охарактеризованы компоненты Федеральной образовательной программы дошкольного образования, ее структурные компоненты, раскрыто содержание целевого, содержательного, организационного разделов, выделены расширения и уточнения, внесенные в Федеральную программу впервые.
Результаты исследования. Представлен обобщенный ретроспективный анализ опыта разработки и внедрения программ дошкольного образования начиная с 1918 года до настоящего времени, изложены пути трансформации идеи программности в дошкольном образовании. Аналитический обзор программ дошкольного образования выявил последовательность расширения содержания дошкольного образования, появления новых разделов в их структуре, обоснованных сменой образовательных парадигм, внедрением новых подходов, достижений науки и практики. Федеральная образовательная программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного уровня образования. Она разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, учитывает традиции и научно-теоретические основы отечественного дошкольного образования, опыт создания и реализации образовательных программ дошкольного образования.
Заключение. Федеральная программа является преемником лучших традиций отечественного дошкольного образования, включает учебно-методическую документацию, которая определяет цели, задачи, содержание образовательной и воспитательной работы с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов в современных условиях. Федеральная программа обеспечивает единство содержания образования во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дошкольному образованию, создает условия для формирования у детей традиционных российских ценностей, сохраняет возможность развития вариативности дошкольного образования.