Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Волобуева Л.М., Толкачева Г.Н., Парамонова М.Ю. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: ориентир современной образовательной практики

    Волобуева Л.М., Толкачева Г.Н., Парамонова М.Ю. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: ориентир современной образовательной практики

    Волобуева Л.М., Толкачева Г.Н., Парамонова М.Ю.   Федеральная образовательная программа дошкольного образования: ориентир современной образовательной практики
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 05.06.2023
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-8-21
    Ключевые слова: дошкольное образование программы дошкольного образования федеральная образовательная программа дошкольного образования федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования воспитание и обучение детей дошкольного возраста
    Для цитирования статьи:
    Волобуева Л.М., Толкачева Г.Н., Парамонова М.Ю. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: ориентир современной образовательной практики // Современ­ное дошкольное образование. – 2023. – №4(118). – С. 8–21. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-8-21

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2023. - №4
    Волобуева Людмила Михайловна
    кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», заведующая кафедрой дошкольной педагогики ФГБОУ ВО «Московский педагогической государственный университет», г. Москва, Россия

    Толкачева Галина Николаевна
    кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», профессор кафедры дошкольной педагогики ФГБОУ ВО «Московский педагогической государственный университет», г. Москва, Россия

    Парамонова Маргарита Юрьевна
    кандидат педагогических наук, заместитель заведующего лабораторией дошкольного образования ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», декан факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогической государственный университет», г. Москва, Россия

    Аннотация

    Актуальность тематики статьи. Утверждение и внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования в настоящее время является особо актуальной и значимой проблемой для системы дошкольного образования, поскольку она направлена на создание в России единого образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего равные, качественные условия получения дошкольного образования, вне зависимости от места проживания ребенка.

    Цель статьи. Охарактеризовать становление и развитие идеи программности в российском дошкольном воспитании и образовании, раскрыть особенности Федеральной образовательной программы дошкольного образования как нормативного документа, определяющего вектор развития современной системы отечественного дошкольного образования.

    Описание хода исследования. Цель исследования состояла в выявлении становления и развития программ воспитания и обучения в детских садах, описании специфики Федеральной образовательной программы дошкольного образования. В ходе исследования были проанализированы программные документы, определяющие содержание дошкольного воспитания и обучения на разных исторических этапах, охарактеризованы компоненты Федеральной образовательной программы дошкольного образования, ее структурные компоненты, раскрыто содержание целевого, содержательного, организационного разделов, выделены расширения и уточнения, внесенные в Федеральную программу впервые.

    Результаты исследования. Представлен обобщенный ретроспективный анализ опыта разработки и внедрения программ дошкольного образования начиная с 1918 года до настоящего времени, изложены пути трансформации идеи программности в дошкольном образовании. Аналитический обзор программ дошкольного образования выявил последовательность расширения содержания дошкольного образования, появления новых разделов в их структуре, обоснованных сменой образовательных парадигм, внедрением новых подходов, достижений науки и практики. Федеральная образовательная программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного уровня образования. Она разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, учитывает традиции и научно-теоретические основы отечественного дошкольного образования, опыт создания и реализации образовательных программ дошкольного образования.

    Заключение. Федеральная программа является преемником лучших традиций отечественного дошкольного образования, включает учебно-методическую документацию, которая определяет цели, задачи, содержание образовательной и воспитательной работы с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов в современных условиях. Федеральная программа обеспечивает единство содержания образования во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дошкольному образованию, создает условия для формирования у детей традиционных российских ценностей, сохраняет возможность развития вариативности дошкольного образования.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Богомолова Л.И. Программы ГУСа как инновация 20-х годов ХХ века // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2013. – №15(34). – С. 37–48.
    2. Волобуева Л.М., Голдовская А.А. Из истории первых программ для детского сада // Дошкольное воспитание. – 2009. – №11. – С. 15–18.
    3. Волобуева Л.М. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Москве (1900–1928 гг.): диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волобуева Людмила Михайловна. – М., 1994. – 183 с.
    4. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. – 416 с.
    5. Крупская Н.К. Замечания на проект программы детского сада / Пед. соч. в 10 т. / Под ред. Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, И.В. Чувашева – Т. 10. – М.: АПН РСФСР, 1962. – С. 518.
    6. Лазуркина Д.А. К вопросу о детском саде как подготовительной ступени к школе // Еженедельник НКП. – 1918. – №22. – С. 6–7.
    7. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Сост. Л.В. Русскова. – М.: Просвещение, 1986. – 400 с.
    8. Методические указания к «Программе воспитания в детском саду» / Упр. по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1964. – 272 с.
    9. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: Карапуз-Дидактика, 2004. – 208 с. – 2-е изд., доп. и перераб.
    10. Программа воспитания в детском саду. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. – 174 с.
    11. Программа воспитания в детском саду / Управление по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1964. – 191 с.
    12. Программа воспитания в детском саду / Отв. ред. М.В. Залужская; Управление по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1969. – 176 с.
    13. Программа воспитания в детском саду / Отв. ред. М.В. Залужская; Управление по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1970. – 173 с.
    14. Программа воспитания в детском саду / Управление по дошкольному воспитанию Министерства просвещения – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1971. – 176 с.
    15. Программа воспитания в детском саду / Отв. ред. М.В. Залужская; Управление по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1976. – 176 с.
    16. Программа воспитания в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. – 7-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1977. – 160 с.
    17. Программа воспитания в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. – 8-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1978. – 160 с.
    18. Программа воспитания в детском саду. – 9-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с.
    19. Программа воспитания в детском саду (Проект). – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 160 с.
    20. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гер­бовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. – 208 с.
    21. Программа работы дошкольных учреждений. – Наркомпрос РСФСР, 1932. – 130 с.
    22. Программы и внутренний распорядок детского сада. – Наркомпрос РСФСР, 1934. – 98 с.
    23. Руководство для воспитателя детского сада. Устав детского сада. – Наркомпрос РСФСР, 1938. – 117 с.
    24. Руководство для воспитателя детского сада: [Утв. 4/V-1945 г.]. Устав детского сада: [Утв. 15/XII-1944 г.] / Нарком. просвещения РСФСР. Управление по дошкольному воспитанию. – М.: Учпедгиз, 1946. – 168 с.
    25. Руководство для воспитателя детского сада / Управление по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР. – М.: Учпедгиз, 1953. – 171 с.
    26. Соломенникова О.А. Разработка программных документов для ДОУ на разных этапах развития дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – №6. – С. 8–13.
    27. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие для высш. и сред. пед. учеб. заведений / Авт.-сост.: Т.А. Макеева, М.Г. Сорокова, О.Л. Зверева и др.; Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Academia, 2000. – 341 с.
    28. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Р.А. Курбатовой, Н.Н. Поддьякова. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
    29. Этимологический онлайн-словарь русского языка Семенова А.В. URL: https://lexicography.online/etymology/semyonov/п/программа (дата обращения: 20.07.2023).
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью