Волобуева Л.М., Толкачева Г.Н., Парамонова М.Ю. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: ориентир современной образовательной практики
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность тематики статьи. Утверждение и внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования в настоящее время является особо актуальной и значимой проблемой для системы дошкольного образования, поскольку она направлена на создание в России единого образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего равные, качественные условия получения дошкольного образования, вне зависимости от места проживания ребенка.
Цель статьи. Охарактеризовать становление и развитие идеи программности в российском дошкольном воспитании и образовании, раскрыть особенности Федеральной образовательной программы дошкольного образования как нормативного документа, определяющего вектор развития современной системы отечественного дошкольного образования.
Описание хода исследования. Цель исследования состояла в выявлении становления и развития программ воспитания и обучения в детских садах, описании специфики Федеральной образовательной программы дошкольного образования. В ходе исследования были проанализированы программные документы, определяющие содержание дошкольного воспитания и обучения на разных исторических этапах, охарактеризованы компоненты Федеральной образовательной программы дошкольного образования, ее структурные компоненты, раскрыто содержание целевого, содержательного, организационного разделов, выделены расширения и уточнения, внесенные в Федеральную программу впервые.
Результаты исследования. Представлен обобщенный ретроспективный анализ опыта разработки и внедрения программ дошкольного образования начиная с 1918 года до настоящего времени, изложены пути трансформации идеи программности в дошкольном образовании. Аналитический обзор программ дошкольного образования выявил последовательность расширения содержания дошкольного образования, появления новых разделов в их структуре, обоснованных сменой образовательных парадигм, внедрением новых подходов, достижений науки и практики. Федеральная образовательная программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного уровня образования. Она разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, учитывает традиции и научно-теоретические основы отечественного дошкольного образования, опыт создания и реализации образовательных программ дошкольного образования.
Заключение. Федеральная программа является преемником лучших традиций отечественного дошкольного образования, включает учебно-методическую документацию, которая определяет цели, задачи, содержание образовательной и воспитательной работы с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов в современных условиях. Федеральная программа обеспечивает единство содержания образования во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дошкольному образованию, создает условия для формирования у детей традиционных российских ценностей, сохраняет возможность развития вариативности дошкольного образования.
Литература
- Богомолова Л.И. Программы ГУСа как инновация 20-х годов ХХ века // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2013. – №15(34). – С. 37–48.
- Волобуева Л.М., Голдовская А.А. Из истории первых программ для детского сада // Дошкольное воспитание. – 2009. – №11. – С. 15–18.
- Волобуева Л.М. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Москве (1900–1928 гг.): диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волобуева Людмила Михайловна. – М., 1994. – 183 с.
- Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. – 416 с.
- Крупская Н.К. Замечания на проект программы детского сада / Пед. соч. в 10 т. / Под ред. Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, И.В. Чувашева – Т. 10. – М.: АПН РСФСР, 1962. – С. 518.
- Лазуркина Д.А. К вопросу о детском саде как подготовительной ступени к школе // Еженедельник НКП. – 1918. – №22. – С. 6–7.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Сост. Л.В. Русскова. – М.: Просвещение, 1986. – 400 с.
- Методические указания к «Программе воспитания в детском саду» / Упр. по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1964. – 272 с.
- Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: Карапуз-Дидактика, 2004. – 208 с. – 2-е изд., доп. и перераб.
- Программа воспитания в детском саду. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. – 174 с.
- Программа воспитания в детском саду / Управление по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1964. – 191 с.
- Программа воспитания в детском саду / Отв. ред. М.В. Залужская; Управление по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1969. – 176 с.
- Программа воспитания в детском саду / Отв. ред. М.В. Залужская; Управление по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1970. – 173 с.
- Программа воспитания в детском саду / Управление по дошкольному воспитанию Министерства просвещения – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1971. – 176 с.
- Программа воспитания в детском саду / Отв. ред. М.В. Залужская; Управление по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1976. – 176 с.
- Программа воспитания в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. – 7-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1977. – 160 с.
- Программа воспитания в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. – 8-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1978. – 160 с.
- Программа воспитания в детском саду. – 9-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с.
- Программа воспитания в детском саду (Проект). – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 160 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. – 208 с.
- Программа работы дошкольных учреждений. – Наркомпрос РСФСР, 1932. – 130 с.
- Программы и внутренний распорядок детского сада. – Наркомпрос РСФСР, 1934. – 98 с.
- Руководство для воспитателя детского сада. Устав детского сада. – Наркомпрос РСФСР, 1938. – 117 с.
- Руководство для воспитателя детского сада: [Утв. 4/V-1945 г.]. Устав детского сада: [Утв. 15/XII-1944 г.] / Нарком. просвещения РСФСР. Управление по дошкольному воспитанию. – М.: Учпедгиз, 1946. – 168 с.
- Руководство для воспитателя детского сада / Управление по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР. – М.: Учпедгиз, 1953. – 171 с.
- Соломенникова О.А. Разработка программных документов для ДОУ на разных этапах развития дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – №6. – С. 8–13.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие для высш. и сред. пед. учеб. заведений / Авт.-сост.: Т.А. Макеева, М.Г. Сорокова, О.Л. Зверева и др.; Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Academia, 2000. – 341 с.
- Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Р.А. Курбатовой, Н.Н. Поддьякова. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
- Этимологический онлайн-словарь русского языка Семенова А.В. URL: https://lexicography.online/etymology/semyonov/п/программа (дата обращения: 20.07.2023).
- Комментарии